ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 777
Скачиваний: 2
Стало очевидным, что медико-социальные последствия аварии на ЧАЭС еще длительное время будут оставаться актуальными. Вследствие аварии наиболее пострадали Гомельская (1528 населенных пунктов), Могилевская (866) и Брестская (167) области. Загрязнена пятая часть территории республики. Около 80% дозы радиации жители получают за счет потребления продуктов питания.
По данным МЗ РБ (2000), к наиболее значимым последствиям катастрофы на ЧАЭС относится радиационно обусловленный рак щитовидной железы. Влияние радиационного воздействия, в первую очередь, также отразилось на состоянии тиреоидной и кроветворной системах детей и подростков.
Третий филиал НИИ радиационной медицины открыт (1991) в Витебске, а филиал в Могилеве реорганизован (1996) в Белорусский НИИ экологической и профессиональной патологии. В 1996 г. из структуры НИИ радиационной медицины выделен профильный республиканский диспансер. В 1997 г. открыт республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии. В 1993 г. началось строительство Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека в Гомеле (сдан в эксплуатацию в 2003 году).
За послеаварийный период (к 2001 г.) в загрязненной зоне закрыто 95 больниц. При этом введено в эксплуатацию стационаров на 4543 койки и поликлинических учреждений на 21,3 тыс. посещений в смену.
В связи с передачей на финансирование за счет средств предприятий, в свою очередь испытывавших экономические трудности, цеховой медицинской службы, сократилось число профильных участков (в 1996 – 1998 гг. – на 41,7%) и фельдшерских здравпунктов (в 1990 – 1999 гг. в 1,7 раза). Сохранена ведомственная медицина.
В Республике Беларусь несколько увеличилось число стоматологических поликлиник (в 1999 г., в сравнении с 1990 г., на 14).
Предполагалось преимущественное развитие ПМСП с введением врача общей практики. В соответствии с приказом МЗ РБ № 98 от 25 мая 1992 г. утверждена специальность — врач общей практики, его квалификационная характеристика.
В 1990-е годы экономические причины обусловили необходимость сокращения и рационального использования коечного фонда. Число больничных учреждений (1990 г. — 857, 1999 г. — 802). Стали шире применяться стационарзамещающие технологии (дневной стационар, стационар на дому). В 2000 г. в Беларуси разработаны и изданы протоколы обследования и лечения по 533 нозологическим формам «Международной классификации болезней десятого пересмотра».
Проводилась также работа по организации научно-практических специализированных центров (в 1998 г. их было 85). Стали функционировать центры по эндокринологии — «профилактики и лечения: диабетическая стопа», «сахарный диабет и беременность» (1997); по кардиологии — профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (2000); по офтальмологии — лазерной терапии (1997); по урологии — острой почечной недостаточности (1999).
Фактически сформирована гериатрическая служба (положение о главном гериатре территориальных уровней, 1996; гериатрическая больница, 1991; геронтологический центр, 1998). Созданы первые отделения (больниц) сестринского ухода (1993), хосписа (1994). Происходит образование (1993) медико-социальной службы Общества Красного Креста (дом милосердия, 1997).
В 1990-е годы в Республике Беларусь развивается и служба медицинской реабилитации. В 1998 г. действовало 11 соответствующих центров и 7 санаторных отделений.
В Республике Беларусь охрана материнства и детства получила государственную и социальную поддержку путем принятия и реализации законодательных актов, а также национальных (например, «Концепция государственной демографической политики», «Дети Беларуси» (2000): «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты») и др. программ.
Однако социально важное преимущественное развитие охраны материнства и детства не всегда находило реального отражения и подтверждения. Были открыты специализированные медицинские учреждения-центры: планирования семьи и репродукции с методом экстракорпорального оплодотворения (1995); гемодиализа для детей (1996); маммологический (1996); а также дошкольные заведения — центры развития детей (1996).
В республике при фактически неизменной сети (1999 г. — 151 центр гигиены и эпидемиологии, что на 3 меньше, чем в 1990 г.) санитарно-противоэпидемической службы проведено обновление ее законодательной и нормативной базы. В 1994 г. принято «Положение об осуществлении государственного санитарного надзора».
С 1992 г. в 9 городах республики осуществлялся мониторинг здоровья в связи с состоянием окружающей среды, а с 1995 г. в Гомельской области функционирует региональная система социально-гигиенического мониторинга. В работу учреждений санитарно-противоэпидемической службы введена (1998) единая система оценки и контроля качества.
В 1990-е годы регистрировался высокий уровень социально обусловленной заболеваемости. Изменения социально-экономических условий способствовали ухудшению эпидемической ситуации по туберкулезу.
До 1996 г. Беларусь относилась к странам с низким уровнем распространенности ВИЧ-инфекции. Вспышка в Светлогорске (число выявленных инфицированных превысило их общее количество за предыдущие 9 лет в 10 раз) изменила эпидемическую ситуацию. К 2000 г. в республике зарегистрировано 2752 ВИЧ-инфицированных.
В данный период стали шире использоваться телефоны доверия, методы анонимного обследования и лечения (но реже — трудотерапия). Открыт (Минск, 1996) детско-подростковый наркологический диспансер. Сформирован (1996) республиканский межведомственный совет по профилактике ВИЧ-инфекции и венерических болезней. Приняты и реализовывались (1997-2000) программы профилактики ВИЧ-инфекций и злоупотребления наркотических средств.
В Беларуси осуществляется процесс реформирования системы подготовки медицинских кадров. Так, были открыты новые факультеты: сестринский (Гродно, 1991; заочная форма, 1996), медико-психологический (Гродно, 1993), военно-медицинский (Минск, 1995), медико-диагностический (Гомель, 1997), медико-профилактический (Гомель, 2001).
При Белорусском институте усовершенствования врачей создан (1998) двухгодичный очно-заочный факультет переподготовки организаторов здравоохранения, Витебском мединституте — факультет усовершенствования врачей, Академии МВД (1994) — по подготовке и переподготовке судебно-медицинских специалистов.
Введена (1998) очно-заочная форма клинической ординатуры.
Организованы специализированные советы по защите диссертаций в 4 из 5 вузов. Медицинские институты прошли аккредитацию на статус университетов (Витебск, 1998; Гродно, 1999; Минск, 2000, Гомель, 2001), а Белорусский институт усовершенствования врачей (2000) — на статус академии. Создана (1997) на общественных началах Белорусская академия медицинских наук.
В Республике Беларусь не изменилось число медучилищ (2000 г. — 17), практическое воплощение не нашло предложение об их преобразовании в факультеты вузов.
Актуальными оставались проблемы сестринского образования на академическом уровне и постдипломном этапе.
Таким образом, при неполной правовой основе, в том числе в рамках Союза Беларуси и России, недостаточном и неритмичном финансировании, трудностях материально-технической базы, ухудшении общественного здоровья, в том числе и в связи с аварией на ЧАЭС, в Республике Беларусь начато реформирование здравоохранения. При этом обеспечена доступность и начата стандартизация лечебно-профилактической помощи (что нашло отражение и в оценках ВОЗ), вводится институт врача общей практики, стали использоваться стационарзамещающие технологии, получают становление некоторые виды узкоспециализированной помощи, а также в возможных объемах государственную и социальную поддержку охрана материнства и детства, придан университетский характер медицинскому образованию, сохранена профилактическая направленность деятельности здравоохранения. Определена и закреплена в Концепции (1998) и Государственных программах (1999,2000) стратегия дальнейшего развития здравоохранения.