Файл: Медицина Эпохи Возрождения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 1078

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из современников Парацельса был выдающийся польский астроном, математик и врач Николай Коперник (1473—1543). Высшее образование он получил в Кракове (1491—1495), где изучал астрономию и математику, затем в Болонье (Италия, с 1496 г. — юридические науки) и Падуе (1501-1504). Реально осознавая значение предупредительной медицины, Коперник был инициатором и руководителем строительства водопроводов и гидротехнических комплексов в Вармии, Фромборке, Торуни и других городах Польши.

Роль микроскопической техники в медицине (А. ван Левенгук).

Первый прибор из увеличительных стекол (двухлинзовый микроскоп) был сконструирован около 1590 г. отцом и сыном Гансом и Захарием Янсенами в Нидерландах (Голландия). В 1609 г. Галилео Галилей, используя сведения об изобретении увеличительной трубы, сконструировал оптический прибор, который имел девяти кратное увеличение.

Термин «микроскоп» появился лишь в 1625 г. Первое его применение в естествознании связано с именем Роберта Гука (1635 ― 1703 гг.), Англия. Сконструированный им микроскоп с увеличивал в 30 раз.

Антони ван Левенгук (1632 ― 1723 гг.) — голландский натуралист — самоучка. Занимаясь шлифовкой оптических стекол, он достиг высокого совершенства в изготовлении короткофокусных линз, которые давали увеличение до 270 раз.

Период систематических микроскопических исследований открывается одним из крупнейших обобщений естествознания XIX столетия ― клеточной теорией строения организмов.

Развитие гистологии и эмбриологии.

Гистология (греч. histologia; от histos — ткань, logos — учение)наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов.

Становление гистологии связано с развитием микроскопической техники и микроскопических исследований, созданием клеточной теории строения организмов и учения о клетке.

Роберт Гук используя микроскоп собственной конструкции, обнаружил на тонком срезе пробки поры, которые сначала принял за пустоты и назвал их «клетками» (лат. cellula). В 1665 г. он опубликовал свой труд «Микрография, или физиологическое описание мельчайших тел, исследованных с помощью увеличительных стекол», в котором впервые описал свои наблюдения над растительными клетками укропа, моркови, бузины и др.

М.Мальпиги описал форменные элементы крови (1665 г.). Его именем названы слой эпидермиса и почечные тельца (1666 г.), которые он принял за железы. Более ста лет спустя А.М.Шумлянский (1748 ― 1795 гг.) в своей работе «О строении почек» показал, что «мальпигиевы тельца» не железы, а клубочки капилляров, уточнил связь между ними и мочевыводящими трубками и, применив оригинальную методику инъекции сосудов почки, изучил ее строение и связь между основными элементами.

В 1666 г. Мальпиги произвел физиологические исследования печени, селезенки.

Изучение растительных клеток долгое время значительно опережало изучение животных структур, так как их исследование требовало гораздо большего увеличения и разрешающей способности микроскопов.


Антони ван Левенгук, используя им изготовленные короткофокусные линзы, которые давали увеличение до 270 раз, впервые увидел и зарисовал эритроциты (1673 г.), сперматозоиды (1677 г.), бактерии (1683 г.), а также простейших, которых называл «мелкими зверьками» (лат. animaculi), и многие другие растительные и животные клетки. В 1686 г. он наблюдал микроциркуляцию крови при помощи специально созданного им прибора. Однако эти разрозненные наблюдения над животными и растительными клетками не сопровождались обобщениями и на том этапе не привели к созданию науки.

Эмбриология (греч. embryologia; от embryon — зародыш, logosучение) исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе — внутриутробном развитии плода от момента оплодотворения до рождения.

Рождение эмбриологии как науки связано с именем Уильяма Гарвея. В 1651 году он опубликовал сочинение «Исследования о зарождении животных», которое многократно переиздавалось. У. Гарвей экспериментально опроверг идею о самозарождении. Он обобщил представления о яйце как источнике развития всех животных. Ввиду несовершенства микроскопической техники Гарвей не имел возможности увидеть яйцо млекопитающих.

Марчелло Мальпиги — один из основоположников эмбриологии. Его работы «О формировании цыпленка в яйце» и «О развитии яйца». Их текст сопровождали 12 таблиц с 86 рисунками, на которых впервые были изображены ранние стадии развития цыпленка. Наиболее полно (в 20 рисунках) были представлены стадии развития сердца. Мальпиги также впервые изобразил в рисунках формирование головного мозга и нервного ствола, мозговых сосудов и глазных бокалов.

Таким образом, развитие эмбриологии имело важное значение для совершенствования профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями.

Эпидемия учение о контагии

История эпидемий в эпоху Возрождения характеризуется двумя факторами: с одной стороны, намечается некоторое ослабление «старых» болезней — проказы и чумы, а с другой появляются «новые» болезни (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф). В конце XV — начале XVI вв. всю Европу охватила эпидемия сифилиса. В начале XVI столетия о нем писали Дж. Фракасторо, А. Паре, Парацельс, Г. Фаллопий и другие ученые. По морским и сухопутным торговым путям сифилис распространился за пределами Европейского континента. Публичные бани, которые широко рекомендовались в то время в гигиенических и лечебных целях, в связи с эпидемией сифилиса были закрыты. Смертность от оспы в то время была чрезвычайно высокой. До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера (1796) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн. человек, из которых умирало от 25 до 40%. Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракосторо (1478—1553) — итальянским ученым — врачом, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся деятелей эпохи Возрождения. Медицинское образование Фракасторо получил в передовом Падуанском университете — «Патавинской академии», с которой связаны судьбы Галилея и Санторио, Везалия и Фаллопия, Коперника и Гарвея. В этом университете получили свои дипломы первые российские доктора медицины Франциск Скорина из Полоцка (1512) — современник Фракасторо и Коперника, и П. В. Посников из Москвы (1695) — сподвижник Петра I. Будучи уже профессором Падуанского университета, Дж. Фракасторо написал свой основополагающий труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) в трех книгах. Согласно его учению, существует три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. В 1954 г. вышел в свет русский перевод труда Дж. Фракасторо с обширными комментариями профессора П. Е. Заблудовского и его статьей, посвященной научному анализу развития учения о заразных болезнях.


Таким образом, труд Фракасторо приблизился к научной эпидемиологии. Он завер­шил развитие представлений о заразных болезнях к концу средневе­ковья. Достойными представителями этого научного направления стали впоследствии Д.С.Самойлович и Э.Дженнер, Л.Пастер, И.И.Мечников.

Открытие возбудителей инфекционных заболеваний, начавшееся в конце XIX в., и их научное изучение привели в наши дни к ликвидации многих инфекционных болезней в масштабах государств, регионов, континентов порой и всего Земного шара. Ярким примером тому является ликвидация оспы на нашей планете по программе, предложенной делегацией СССР на XI Ассамблее Всемирной организации здравоохранения в 1958 г. и осуществленной к концу 1970-х гг. совместными усилиями народов всех стран мира.

Зарождение учения о профессиональной патологии (труды Парацельса, Г. Агрикола (Бауэра), Б. Рамаццини).

При переходе от феодализма к промышленному капитализму в производстве господствовала мануфактура. В городах северной Италии ранее других стран сказалось разложение феодальных и развитие новых капиталистических отношений — быстрее шел процесс образования и роста мануфактур, образования новых классов — буржуазии и наемных рабочих; имели место ранние промышленные конфликты. Здесь ранее, чем в других местах, встал и вопрос о болезнях промышленных рабочих.

Основоположником профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли медицины явился итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633 ― 1714 гг.). Будучи городским врачом в разных районах Италии, а затем профессором университетов в Модене и Падуе, он «не погнушался посетить самые неприглядные мастерские и изучить тайны механических ремесел». «Ведь каждому ясно, — писал Рамаццини, — что в разных местностях существуют разные ремесла и что в связи с ними могут возникнуть разные болезни. Именно в мастерских ремесленников я постарался добыть сведения о том, как предупреждать заболевания, которыми ремесленники обычно страдают, и как их лечить».

Тракт «О болезнях ремесленников» (1700 гг.). В нем описаны условия труда и заболевания работников более чем 60 профессий. В своем труде Рамаццини анализировал причины возникновения заболеваний, предлагал возможные методы их лечения и предупреждения и настаивал на улучшении условий труда мануфактурных рабочих.

Таким образом, работа Б.Рамаццини вышла далеко за пределы клинической медицины, она дала материалы и стимул для изучения промышленной патологии.

Выдающийся ученый эпохи Возрождения Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541), швейцарский врач и химик. Первым описал ряд профессиональных болезней, в трудах «О болезнях рудокопов, литейщиков»; заложил основы будущей науки о профессиональных болезнях. В его книгах о болезнях рудокопов и литейщиков подробно описаны симп­томы острых и хронических отравлений серой, свинцом, ртутью.


Уже тогда он говорил об индивидуальном подходе к лечению болезни работников разных профессий: врачу надлежит знать, «что может помочь кузнецy, что — маляру, что — кожевнику, что — дровосеку, что — деревообделочнику, что — охотнику, что — рыболову, что — воину...». Таким образом, Парацельс заложил основы будущей науки о профессиональных болезнях.

Современник Парацельса немецкий врач, металлург и минералог Георг Агрикола (Бауэр, 1494 ― 1555 гг.), описывая заболевания работающих, предлагал не только средства лечения, но и меры их предупреждения: защитную обувь и одежду, усиленное питание, устройство вентиляционных «машин проветривания» и шахтных лестниц, укрепление сводов шахт специальными опорами, удаление грунтовых вод и т.д. Дал

гигиенические рекомендации по предупреждению действия профессиональных вредностей.

Труд: «О горном деле и металлургии», 1556 г.

Таким образом, после работ Парацельса и Aгриколы болезни, возникающие в связи с вредностями мануфактурного производства, стали предметом специального внимания врачей в странах Европы.

Первые труды по детским болезням (Ф. Глисон, Т. Сиденгам).

Лечение детских болезней издавна было связано с родовспоможением, врачеванием женских болезней и развитием представлений о заразных заболеваниях. Выдающиеся врачи Древнего мира в своих трудах дали классическое описание оспы, кори и некоторых других заболеваний. Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться лишь в конце 15 начале 16 века.
Большой вклад в изучение детских болезней внес английский врач Томас Сиденгам. Он описал скарлатину, ревматическую хорею, подагру, коклюш, краснуху, рожу, рахит. Кроме того, Сиденгам сделал попытку систематизировать описанные заболевания и подразделил их на острые (от бога) и хронические (от нас самих). Большая заслуга Сиденгама заключалась в том, что он расценивал болезнь как «...усилие природы восстановить здоровье путем удаления внедрившегося болезнетворного начала» и стремился к изучению целительных сил самого организма.

Фрэнсис Глиссон — британский врач, анатом, профессор в Кембридже, один из самых выдающихся врачей первой половины XVII столетия. Своим сочинением о рахитизме (Лондон, 1650) он обратил особое внимание врачей на болезни детского возраста.

В 1419 году в Италии началась постройка Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Приют невинных, действовал до 1875 г.).

Основные черты медицины эпохи Возрождения.

1. Утверждение опытного метода в медицине.

2. Переход от схоластической к механико-математическому рассмотрению природы.

3. Становление анатомии как науки.

4. Создание учения о кровообращении.

5. Изобретение увеличительных приборов (микроскопа) и развитие микроскопии.

6. Развитие гистологии и эмбриологии.

7. Создание учения о контагиозных (заразных) болезнях.


9. Зарождение учения о профессиональной патологии и гигиене труда.

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Что вы можете рассказать о медицине в Западной Европе в эпоху Возрождения?

2. Расскажите об идейном содержании культуры эпохи Возрождения.

3. Перечислите главные черты естествознания эпохи Возрождения.

4. Что вы знаете о передовых научных центрах Западной Европы?

5. Как шло становление организации медицинского образования? Падуанский университет (Италия).

6. Расскажите о становлении анатомии как науки.

7. Жизнь, деятельность и творчество Леонардо да Винчи (1452—1519).

8. Андреас Везалий (1514—1564) и его труд «О строении человеческого тела».

9. Коротко расскажите, что вам известно о «Золотом веке» анатомии: Р. Коломбо, И. Фабриций, Б. Евстахий, Г. Фаллопий?

10. Становление физиологии как науки.

11. Великий учёный Френсис Бэкон (1561—1626), его основные достижения?

12. Предпосылки создания теории кровообращения.

13. Мигель Сервет (1509—1553) и его открытие.

14. Уильям Гарвей (1578—1657) и его труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

15. Ятрофизика и ятромеханика: С. Санторио (1561—1636), Р. Декарт (1596-1650), Дж. Борелли (1608-1679).

16. Ятрохимия, как отдельное направление науки.

17. Основатель ятрохимии Парацельс (1493—1541), расскажите об этом учёном.

18. Джироламо Фракасторо (1478—1553) и его учение о заразных болезнях.

19. Медицина Беларуси в составе ВКЛ в XIV - XVIII вв.

8. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Один из основоположников хирургии французский медик Амбруаз Паре (1517-1590), вышедший из цеха цирюльников, был лечащим врачом короля Карла IX. Свои труды он писал на родном французском языке, применяя соответствующие термины для обозначения половых органов. Медицинский факультет попытался запретить труд Паре, ссылаясь на угрозу нравственности. Дайте оценку такой нравственной позиции в эпоху Возрождения.

2. Выдающийся врач, математик и механик эпохи Возрождения Дж. Кардано (1501-1578) увлекался астрологией и составлял гороскопы. Когда он был приглашен к больному английскому королю Эдуарду VI то, как врач, сразу увидел симптомы неблагоприятного исхода болезни. Однако в гороскопе, составленном по требованию придворной знати, которую волновала не болезнь короля, а ее исход. Кардано предсказал тому долгую жизнь. Король вскоре умер и Кардано оправдывался тем, что не смог в достаточной мере оценить расположение созвездий и их влияние на судьбу короля. Дайте оценку позиции морального выбора Дж. Кардано.

3. Один из основоположников научной анатомии Андрей Везалий (1514-1564) был вынужден похищать трупы казненных с виселиц и кладбищ, чтобы изучать строение человеческого тела. Так поступали и многие другие ученые той эпохи. Дайте оценку таким действиям

4. Выдающийся английский философ, основоположник материализма нового времени Ф. Бэкон (1561-1626) в труде «О достоинстве и приумножении наук» писал: «А в наше время у врачей существует своего рода священный обычай остаться у постели больного и после того, как потеряна последняя надежда на спасение, и здесь, по моему мнению, если бы они хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы увеличить свои познания в медицине, и приложить (в то же время) все старания к тому, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком еще не угасло дыхание. Эту часть медицины мы называем исследованием внешней эвтаназии…». Дайте оценку позиции Ф. Бэкона.