Файл: Ист. мед Бел 9-13 вв.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 650

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее болезненными лекари считали детей и стариков.

Для старческой патологии характерны затвердения уд (частей тела), сухость кожи, глухота, слепота, частые «залегания жил в мождени» (в мозге) и вследствие этого «удары с искривлением ока и полуустом», детородные возможности угасают».

Предварительно определяли, излечим или неизлечим недуг. Врачи не ответственны были за исход болезней, не поддающихся лечению.

Первое упоминание о стационарном лечебном учреждении относится к середине X в. В конце X в. упоминаются монастырские больницы, подведомственные церкви. На содержание больных и инвалидов был установлен особый налог — «десятина».

На рубеже третьей и четвертой четвертей XI в. в Киево-Печерском монастыре существовала одна из первых монастырских больниц, основанная Феодосией Печерским. В XI в. в Переяславле была открыта больница митрополитом Ефремом.

Больницы открывались и при частных домах (богаделен), в которых инвалиды и престарелые пребывали без лечения.

Выдающимся центром экономической жизни и культуры был Туров, особенно когда в нем жил и работал Кирилл Туровский (XII в.). Туров можно считать местом основания больниц и деятельности врачей.

Лекарственные средства: растительного, животного и минерального происхождения. Они встреча­ются в «Изборнике» Святослава, «Физиологе», «Шестодневе», «Палеях», многочисленных травниках и других источниках письменности.

Сбор и хранение лекарств («зелейничество») еще в дохристианский период являлись уделом лиц, занимавшихся лечебной практикой. После принятия христианства одновременно с преследованием волхвов, ведунов велась борьба и с зелейниками. Однако из практической медицины лекарственные средства («зелия») не только не исчезли, но и стали назначаться в еще большей степени, в том числе врачевателями монастырей.

Готовились лекарства в виде порошков, присыпок, настоев, отваров, мазей. Применялись лекарства иноземные, особенно из восточных стран (привезенных из Индии).

Многосторонний медицинский опыт врачевателей раннефеодального периода обобщался носителями этой профессии и передавался из поколения в поколение в устной форме. Со временем он был закреплен в первых письменных произведениях. Очень часто авторами этих произведений были не врачи, а служители религиозного культа.

Медицина Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. вторая половина XVIII в.).

Западнорусские земли, на которых в XIV в. сложилась белорусская народность, начали захватываться литовскими феодалами (конец XIII в. начало XIV в.).

В 1569 г. состоялась Люблинская уния, по которой Великое княжество Литовское и Польское королевство были объединены в одно государство — Речь Посполитую. Ведущую роль в политической и экономической жизни страны начали играть польские феодалы, король и католическая церковь.


В первой половине XVI в. в целях борьбы с феодалами и католицизмом в городах были созданы братства, которые наряду с различными мастерскими и лавками содержали шпитали, школы, странно-приемные дома, выдавали пособия больным и др.

Феодалы и король ввели налоги на «дым» (печную трубу), на окна и многие другие объекты быта. Вследствие этого гигиенические условия жизни ухудшились.

В это время Великое княжество Литовское переживало значительный экономический упадок. Междоусобные войны, войны со Швецией, Турцией и другие не позволили окончательно преодолеть хозяйственные трудности до середины 60-х годов XVIII в.

Белорусские земли подвергались постоянному разорению. В результате ослаблялись и истощались крестьянские хозяйства, затормаживались различные ремесла, трудовой люд нищенствовал.

Большинство крестьян жили в тесных, курных и холодных жилищах, зимой чаще всего со скотом. Одевались в ветхие рубища, спали в одежде.

Почти через два столетия положение крестьян не изменилось.

Широкие массы крепостных крестьян и городских низов вынуждены были жить впроголодь. Такие неблагоприятные условия жизни способствовали распространению многочисленных болезней.

Заболеваемость и смертность среди населения резко возрастали в период голода, стихийных бедствий и военных действий.

В средневековой Белоруссии медицинской практикой занимались лица различной квалификации, местные и иностранцы. Видное место среди них занимали народные лекари.

Официальные власти преследовали врачевателей-эмпириков, обвиняли их в чародействе и колдовстве, в связях с дьяволом, предавали суду.

Католическая церковь, распространив свое влияние на все сферы общественной жизни, активно влияла на практическую ме­дицинскую деятельность. В католических соборах служили каноники со степенью доктора медицины, в монастырях — монахи-лекари, аптекари, получившие сведения об основах гигиены и лечебного дела в семинариях и бурсах.

Источники изучения медицины Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. вторая половина XVIII в.).

На территории Белоруссии сложились более благоприятные, чем раньше, условия для обобщения приобретенного лекарями опыта. Широкий круг возникавших проблем здоровья и болезни, жизни и смерти, лечения и предупреждения болезней, проведения гигиенических мероприятий и создавшиеся медико-биологические воззрения и др. отражались и излагались в летописной, мемуарной, церковно-полемической, медицинской и другой литературе. До XVI в. вся литература была рукописной.

В каждом феодальном центре велась собственная летопись.

В летописях того времени описаны болезни отдельных лиц и «моровые поветрия», встречаются рассказы о лечении болезней и о других медицинских мероприятиях. В Академическом и Виленском списках Первого летописного свода, например, говорится о лечении ранений, в «Хронiцы Вялiкага княства Лiтоускага i Жамойцкага» — о социальных потрясениях, которые сопровождались голодом, морами и др.


В «Баркалабаýскiм летапiсу», который создавался в переломное время в судьбе белорусского народа (конца XVI в. — начала XVII в.), отражены многие достоверные события, оказавшие влияние на здоровье людей.

В «Дневнике Новгородского подсудка Федора Евлашевского» (конец XVI в.) довольно точно описаны признаки психической болезни с галлюцинациями, упоминаются фамилии некоторых врачей (например, доктора Сепреза), рассказывается о массовых болезнях и смертях, об отдельных заболеваниях («фебра», «обморожения», «хромота», «ранения», «хоробы сердца» и др.), о лекарственных средствах и др.

Медико-реформаторская деятельность белорусских просветителей.

В произведениях крупных белорусских просветителей Симона Будного (XVI в.), Лаврентия Зизания (XVI в.), Симеона Полоцкого (XVII в.) и других были высказаны идеи о познании приро­ды человека, а также передовые по тому времени взгляды на физический и духовный склад человека. При этом использовались новейшие воззрения на физиологические процессы.

Симон Будный, например, связывал возможность зачатия с попаданием мужского семени в матку, а развитие беременности — с наличием у женщин месячных. Он также принял участие в создании местной медицинской терминологии.

Проповедником идей М. Сервета в Беларуси и Литве был Дж. Бьяндрата. Обучался медицине в университете Монпелье. В двадцать три года Дж. Бьяндрата получил степень доктора медицины в Болонском университете. Около 1552 г. Дж. Бьяндрата в Италии возглавил в протестантское движение. Под влиянием сочинений М. Сервета Дж. Бьяндрата усомнился в правоте идей Ж.Кальвина. Опасаясь его мести, Дж. Бьяндрата бежал в Польшу, а оттуда весной 1560 г. в Беларусь и Литву. Здесь он имел большой успех как врач.

У итальянского врача в Беларуси было много сторонников. Успеху распространения Дж. Бьяндратой и его единомышленниками среди средних и низших слоев населения способствовали их высказывания за равенство, жизнь за счет собственного труда, отказ от имений и особенно прекращение войн, что было чрезвычайно актуальным в обстановке частых войн в то время.

Для понимания общественно-политических взглядов Дж. Бьяндраты нужно обратиться к его сочинению «Противопоставление фальшивого Христа истинному» (1568). По мнению Дж. Бьяндраты, католическая цер­ковь проповедует ложное учение.

Дж. Бьяндрата ввез в Литву и Беларусь сочинения М. Сервета. В изданное им в 1569 г. сочинение «О царстве Христа» медик ввел целый раздел из книги М.Сервета «Восстановление христианства».

Дж. Бьяндрата был первым владельцем уцелевшего от костра экземпля­ра книги М. Сервета «Восстановление христианства», из переиздания которого в 1694 г. английская медицинская общественность впервые узнала об открытии легочного круга кровообращения. Таким образом, передовые идеи М. Сервета — философские и анатомические — получили известность в Белоруссии не позже, а может быть и раньше, чем в западноевропейских странах.


О естественнонаучных взглядах падуанского хирурга Никколо Буччеллы (умер 1599 г.) известно гораздо меньше ввиду того, что он был медиком-практиком и оставил немного научных работ. Еще на родине Н. Буччелла подвергался преследованиям католической церкви. В 1574 г. по рекомендации Дж. Бьяндраты он переехал ко двору Стефана Батория и стал его первым врачом. В своих изданиях о болезни и смерти короля Н. Буччелла проявил неплохие знания анатомии и физиологии.

Пьеро Симоне Симони (1532―1602) был родом из итальянского города Лукки и получил степень доктора медицины в Падуе. Из-за перехода в протестантизм П. С. Симони пришлось покинуть родину. Он был профессором университетов в Женеве, Гейдельберге и Лейпциге. В 1582 г. П. С. Симони переехал в Речь Посполитую, тоже стал врачом Стефана Батория.

На третий день после смерти тело Стефана Батория было вскрыто и забальзамировано 15 декабря 1586 г. цирюльником Я.Зигулицем в присутствии Н. Буччеллы, доктора Якуба Гославского, хирурга В. Люценбергера, фармацевта А. Каборти и Ф. Маффо. Вскрытие тела Стефана Батория было первым известным из документов научным анатомическим вскрытием в Беларуси.

С.Симони при вскрытии отсутствовал. Сохранился протокол вскрытия, составленный Я. Гославским и опубликованный в сочинении Дж.Чьякора (псевдоним Н.Буччеллы), посвященном диагнозу последней болезни короля: «Кишки здоровые, печень также, желудок, селезенка, одно легкое вблизи сердца здоровое, только левое отекло, так как он сильно ударился. Буччелла рассматривал все внутренности, но ничего не нашел, только в том пузыре, где бывает желчь, в этом проходе, куда она выходит, камень, такой большой, как мускатный орех, так что в этот пузырь желчь не входила, и ее совсем там не было, только чистая вода и другой камень, однако не это причина смерти, ибо у голубей и лошадей нет желчи, но она расходится по всему телу...».

П.С.Симони и Н.Буччелла издали по этому поводу несколько брошюр, в которых обвиняли друг друга в неправильном лечении своего пациента. П.С. Симони основывал диагноз и методы лечения на принципах гуморальной патологии, а Н.Буччелла — на принципах солидарной органной патологии.

Исследователи на основании описаний болезни и вскрытия трупа, приведенных в полемике П. С.Симони и Н.Буччеллы, предполагали, что причиной смерти короля были апоплексия и органические изменения сосудов мозга, ослабление сердечной деятельности, хроническая трофическая язва ноги, атеросклероз. В настоящее время можно считать причиной смерти Стефана Батория, страдавшего двусторонним поликистозным перерождением почек, острое воспаление почек, которое возникло под влиянием физического переутомления и переохлаждения и вызвало уремию. Сам факт описания болезни и вскрытия тела говорит о научном подходе к диагностике заболеваний в конце XVI в.


П.С.Симони также был противником схоластики. Он отвергал роль Бога как создателя вещей, допускал свободу действия природы. Это дало возможность обвинить П.С.Симони в атеизме. П.С.Симони выступал против схоластического толкования сочинений Гиппократа и Галена.

Сохранилось несколько научных работ, которые принадлежат перу С.Симони. Он издал «Исследование гнилости» (Краков, 1583), «О силе пяти миндалин при опьянении» (Вильно, 1584), «О сути лихорадки, бешенстве собак, бесплодных браках» (Краков, 1585) и др.

Ф.Скорина — выдающийся белорусский просветитель, доктор медицины.

С именем белорусского ученого Франциска Скорины связано, прежде всего, начало восточнославянского книгопечатания, которое стремилось к подлинной народности и массовости печатного слова.

Личность Ф. Скорины, его высокий жизненный подвиг и теперь служат источником вдохновения для мастеров художественного слова, кисти и резца.

Родился он около 1490 г. в Полоцке в семье белорусского купца Луки Скорины. С 1504 по 1506 г.г. учился в Краковском университете, в 1512 г. получил степень доктора медицины в известном своими передовыми естественнонаучными взглядами Падуанском университете в Северной Италии. В 1517―1519 гг. в стольном граде Чехии Праге издал на родном языке двадцать три книги Ветхого завета, объединенные общим названием «Библиа Руска», написав к ним предисловия и послесловия.

Вскоре Ф.Скорина вернулся в Вильно. В 1532 г. Ф.Скорина был секретарем и домашним врачом Виленского епископа.

Обстоятельства вынудили Ф.Скорину переехать в середине 30-х годов XVI в. в Прагу, где он работал в королевском ботаническом саду и умер около 1551 г.

В предисловиях и послесловиях своих книг Ф.Скорина неоднократно касался медицинских, ботанических и зоологических тем как в широком медицинском и естественнонаучном плане, так и в более узком, частном аспекте.

Медицинскую деятельность он ставил рядом с благочестием, то есть придавал ей наибольшее общественное значение. Формально отдавая дань религиозным атрибутам, которых, в принципе, нельзя было избежать в то время, Ф.Скорина в книге «Судей» говорил, что для облегчения человеческих страданий «посылает Господь Бог пастырей и докторов», а в книге «Юдифь» и в других своих изданиях он называл «лекарства душевные и телесные» как равноценные.

В собственных текстах Ф.Скорины затрагиваются социальные проблемы здоровья общества. В частности, в книге «Иова» он с горечью отмечал: «На первеи чего Господь Бог на добрых и на праведных беды и немощи, а злым и несправедливым даеть царстве и здравие». В этих строках одновременно звучит укор Богу за несправедливое отношение к «добрым» и «праведным» — простым людям посполитым, и неблагоприятные условия жизни, при которых они обрекаются на голод, холод и болезни, в то время как «злые и несправедливые» живут в «царстве (т. е. изобилии) и здравие».