ВУЗ: Оренбургский государственный университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 2969
Скачиваний: 5
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра программного обеспечения вычислительной
техники и автоматизированных систем
Т.М. Зубкова
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Оренбургский государственный
университет» в качестве методических указаний для студентов,
обучающихся по программам высшего образования направления подготовки
09.03.04 Программная инженерия
Оренбург
2015
2
УДК 681.3 (07)
ББК 32.973.26-018я73
З 91
Рецензент – профессор, доктор технических наук В.И. Чепасов
Зубкова, Т.М.
Методические указания для выполнения практических заданий по
дисциплине «Разработка и анализ требований» предназначены для оказа-
ния помощи студентам при выполнении индивидуальных заданий. Дан-
ная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла дисци-
плин бакалавров очной формы обучения по направлению 09.03.04 –
«Программная инженерия» с профилем подготовки «Разработка про-
граммно-информационных систем».
В методических указаниях изложены задания и теоретические осно-
вы для их выполнения.
УДК 681.3 (07)
ББК 32.973.26-018я73
© Зубкова Т.М.,2015
© ОГУ, 2015
З 91
З91
Формирование технического задания для разработки программных
продуктов: методические указания /Т.М. Зубкова; Оренбургский
гос. ун-т.- Оренбург: ОГУ, 2015. – 47 с.
3
Содержание
Введение…………………………………………………… ……….... 4
1
Практическое занятие №1. Введение в разработку и анализ требо-
ваний..…………………………………………….………................…..
7
2
Практическое занятие №2. Описание С-требований..……................ 12
3
Практическое занятие №3. Определение основных профилей
пользователей ...…….............................................................................
18
4
Практическое занятие №4. Разработка детальных требований (D-
требования) ..……...................................................................................
25
5
Заключение…………………………………………………………… 32
Список использованных источников…………………………………
33
Приложение А. Унифицированный язык моделирования…………
34
4
Введение
Программная инженерия есть применение определенного систематиче-
ского измеримого подхода при разработке, эксплуатации и поддержке про-
граммного обеспечения [IEEE Std 610.12-1990, IEEE – Institute of Electrical and
Electronic Engineering – институт инженеров по электротехнике и радиоэлек-
тронике Standard Glossary of Software Engineering Terminology].
Методические указания предназначены для выполнения практических
заданий по курсу «Разработка и анализ требований».
Основными задачами, решаемыми в процессе освоения дисциплины, яв-
ляются:
обучить
обнаруживать или выявлять требования, используя различные
методы;
обучить применять методы анализа, такие как анализ потребностей,
анализ целей и вариантов использования;
обучить оценивать требования в соответствии с критериями выполни-
мости, ясности, отсутствием неоднозначностей и т.д.;
обучить представлять функциональные и нефункциональные требова-
ния для различных типов систем, используя формальные и неформальные ме-
тоды;
обучить определять и измерять атрибуты качества;
обучить вести переговоры с различными заинтересованными лицами
для достижения согласия по множеству требований.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов
следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному
направлению
подготовки 09.04.04 «Программная инженерия»:
а) общекультурных (ОК):
владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, вос-
приятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
5
умеет использовать нормативно-правовые документы в своей деятель-
ности (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастер-
ства (ОК-6).
б) профессиональных (ПК):
понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связан-
ных с информатикой (ПК-1);
способность к формализации в своей предметной области с учетом
ограничений используемых методов исследования (ПК-2);
готовность к использованию методов и инструментальных средств ис-
следования объектов профессиональной деятельности (ПК-3);
готовность обосновывать принимаемые проектные решения, осуществ-
лять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и
эффективности (ПК-4);
умение готовить презентации, оформлять научно-технические отче-
ты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований
в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-5);
способность формализовать предметную область программного проек-
та и разработать спецификации для компонентов программного продукта (ПК-
6).
Цель преподавания дисциплины «Разработка и анализ требований» по
направлению подготовки 09.04.04 – «Программная инженерия» создание тео-
ретической основы для проведения анализа и разработки требований к проек-
тированию программного обеспечения различных типов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: