ВУЗ: Оренбургский государственный университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 2974
Скачиваний: 5
11
циональность будет нести продукт, чтобы удовлетворить потребности пользо-
вателей.
Результатом этого этапа является законченное техническое задание к
продукту. Оно должно содержать полное описание поведения будущего про-
дукта и не содержать неоднозначностей и вопросов.
12
Практическое задание №2. Описание С-требований
1. Определить целевой сегмент рынка.
2. Определить бизнес роли пользователей и составить сценарии работы.
Каждый сценарий должен содержать:
• Имя конкретного заказчика или его профиль (в качестве заголовка).
• Информацию обо всех типах пользователей, которые будут работать с
программным продуктом (ПП).
• Все процессы, которые будут затрагивать продукт.
• Операционная среда, в которой будет использоваться продукт.
• Требования к дизайну: операционная система, приложения, с которы-
ми интегрируется будущий ПП, форматы ввода вывода.
• Приоритет. Зависит от того, насколько важен этот заказчик или как
много покупателей будут попадать под профиль клиента, описанного в сцена-
рии.
3. Определить функциональные требования.
4. Определить требования к дизайну (не функциональные требования).
5. Создать образ продукта.
6. Построить диаграмму потоков данных (использовать средства BPwin).
Методические рекомендации для выполнения практической работы
Первым и самым важным этапом в разработке продукта является сбор
бизнес требований. Цель этой работы – определить основные требования биз-
неса (исходные данные, истинные цели, которым должен служить продукт и
проблемы, которые нужно преодолеть).
Для продуктов под заказ и продуктов для открытого рынка процесс сбора
бизнес требований существенно различается.
13
Продукт под заказ – заказчик определен с самого начала, ему известны
начальные предпосылки (стимулы) для инициации проекта и проблемы, кото-
рые продукт должен решать. В связи с этим, сбор требований начинается с
определения исходных предпосылок, целей продукта и описания сценариев ра-
боты пользователей с будущим продуктом. Анализ конкурентных продуктов,
которые могут удовлетворять схожие сценарии, делается в самом конце.
Продукт для открытого рынка – сектор рынка с самого начала может
быть не определен, а цели продукта основываются на конкурентном анализе.
В результате, сразу за определением исходных предпосылок (стимулов)
идет обзор конкурентов, далее идет определение целевого сегмента рынка и по-
требностей его заказчиков и только после этого определяются цели продукта и
критерии его успеха.
Определение целевого сегмента рынка
Этот элемент является частью MRD и, как правило, требуется только для
продуктов, ориентированных на широкий рынок. Принято сегментировать ры-
нок следующим образом:
Рынок домашних пользователей (может быть также разделен на обычных
и продвинутых пользователей).
Рынок корпоративных пользователей.
1. SMB (Small and Medium Business) – компании, насчитывающие от 1 до
250 сотрудников. Также может быть разделен на Micro (или Soho) – 1–10 со-
трудников, Small – 10–25 и Medium – 25–250.
2. Large – компании, насчитывающие 250–2500 сотрудников.
3. Corporation – корпорации с числом сотрудников более 2500.
Это разделение принято использовать в связи с тем, что требования, нала-
гаемые пользователями, которые принадлежат к разным сегментам рынка, кар-
динально отличаются. Это касается как функциональности, способов админи-
стрирования, так и вопросов лицензирования и поддержки продукта. Практиче-
ски невозможно создать продукт, который бы подошел одновременно домаш-
14
ним пользователям и в тоже время мог бы эксплуатироваться в крупной компа-
нии.
Для того чтобы правильно выбрать сегмент рынка, необходимо опреде-
лить требования, налагаемые каждым из сегментов рынка с учетом предметной
области продукта.
Теперь, когда определен целевой сегмент для вашего продукта, следует
определить кто, какие проблемы и в каких условиях будет решать при помощи
будущего продукта.
Создание сценариев
Наиболее эффективным способом получения ответа на эти вопросы явля-
ется определение сценариев работы пользователей с будущим продуктом. Сце-
нарий – это совокупность всех процессов, в которых будет участвовать про-
дукт, а также описание окружения, в котором его планируется использовать.
Сценарий не должен являться описанием работы отдельного пользователя для
достижения конкретной цели. Его ценность состоит в том, что он описывает
способы взаимодействия с продуктом всех его пользователей одновременно на
протяжении всего цикла эксплуатации продукта. Таким образом, сценарий га-
рантирует отсутствие взаимоисключающих требований к продукту и дает воз-
можность легко убедиться, что никто и ничто не забыто. Для проверки сцена-
рия надо всего лишь проанализировать его выполнение всеми заинтересован-
ными лицами (проиграть его).
Для продуктов под заказ сценарии использования продукта формируются
самим заказчиком. Как правило – сколько заказчиков, столько и сценариев.
Наиболее эффективным методом является живой диалог с заказчиком, в кото-
ром аналитик задает наводящие вопросы (пытается разговорить заказчика), а
заказчик отвечает на них. Если личный контакт невозможен, как правило, по-
могают вопросники, содержащие «нужные» вопросы, по которым заказчику
легче будет написать сценарий.
15
Для открытого рынка сначала определяются профили будущих клиентов
продукта, а затем для каждого из них создается подробный сценарий его ис-
пользования. Аналитик может описывать сценарии самостоятельно, используя
информацию из личного опыта или открытых источников. Другой вариант,
позволяющий достичь явного преимущества – найти клиентов или компании,
подходящие под ранее определенные профили и получить сценарии непосред-
ственно от них.
Важно не путать понятие клиента и пользователя. Клиентом может яв-
ляться компания, в которой множество сотрудников будут являться пользова-
телями системы. В таком случае, профиль клиента описывает характерные чер-
ты и проблемы компании, а профиль пользователя (описываемый позднее) –
характеристики еѐ сотрудников.
Благодаря использованию сценариев акцент делается на реальные по-
требности конкретных пользователей системы и лишь, потом определяется не-
обходимый функционал продукта. Каждый сценарий содержит все процессы, в
которых планируется использовать продукт.
Функциональные бизнес требования описывают потребность (заказчи-
ка/покупателя), которую должен удовлетворить будущий продукт. Основной
вопрос, на который должны отвечать бизнес требования – зачем та или иная
функциональность.
Требования к дизайну описывают операционную среду, в которой будет
функционировать продукт, интерфейсы взаимодействия с пользователем или
другими системами, форматы хранения и передачи данных, а также требования
к надежности, производительности, обслуживанию и доступности системы. Эти
требования в значительной степени влияют на средства разработки, архитекту-
ру и используемые технологии при разработке продукта, а значит и на конеч-
ный бюджет и сроки продукта. Поэтому крайне важно как можно более точно
определить важнейшие требования к дизайну именно на стадии определения
концепции.