ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 449

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Bach S. (2011) «ХИМЕРЫ: ИММУНИТЕТ,

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ИСТИННОЕ Я. |Chimeras:

Immunity, Interpenetration, and the True Self.» The Psychoanalytic

Review, 98(1):39-56.

В греческой мифологии, Химера – это ужасное огнедыша-

щее чудище с головой льва, туловищем козла и хвостом змеи;

в медицине химера – это человек, клетки которого относятся к

двум генетически различным типам. Из увлекательной статьи

(Holloway, 2007) об иммунитете я узнал, что человеческие хи-

меры впервые были обнаружены, когда оказалось, что некото-

рые люди имеют более одной группы крови. Большинство из

них оказались «химерами по крови», то есть, неидентичными

близнецами, которые имели общее кровоснабжение в матке.

Остальные люди представляли собой микрохимеры и несли

меньшее число чужеродных клеток крови, которые могли пе-

редаться от матери через плаценту или сохраниться после пе-

реливания крови или экстракорпорального оплодотворения.

Когда пациентам требуется трансплантация нового сердца

или других органов, они ставятся пожизненно зависимыми от

препаратов, подавляющих иммунную систему, поскольку в

противном случае иммунная система отвергнет трансплантат

как чужеродный орган. Несмотря на то, что эти препараты де-

лают возможной трансплантацию и спасают жизнь, они также

имеют изнуряющие, а иногда и смертельные побочные эффек-

ты, потому что ослабленная иммунная система создает про-

блемы при борьбе с вирусами и раком.

Несколько лет назад известный хирург-трансплантолог по

имени Томас Штарцл (Thomas Starzl) сделал интересное от-

крытие. Он собрал многих своих прошлых пациентов, включая

тех, кого оперировал в начале 1960-х годов. Он обнаружил,

что некоторые из них давно перестали принимать иммуноде-

прессанты, при этом они всё еще имели очень хорошее здоро-

вье. Штарцл обследовал этих пациентов и обнаружил, что они

представляли собой микрохимеры, то есть разные ткани и

кровь у этих людей содержали чужие донорские клетки.

Для Штарцла, эти общие клетки являются ключом к пони-

манию переносимости имплантации, принятия пересадки хо-

зяином. По сути, его гипотеза состоит в том, что тело устанав-

ливает взаимное соглашение с «чужаком», путем установления

более тесных отношений (т.е. рассмотрения циркулирующих в

организме клеток донора как «Я») и движения по пути более

широкомасштабного принятия.

Надеюсь, вы простите мне этот экскурс в историю иммун-

ных реакций, поскольку теперь мы можем видеть, что хирур-

ги-трансплантологи имеют дело (по крайней мере, метафори-

чески) с вопросами, подобными тем, которые стоят перед на-

ми, аналитиками, имеющими дело с психикой наших пациен-

тов. Мы тоже сталкиваемся с загадкой: каким образом другие,

или некоторые части других, могут (или не могут) в конечном

итоге начать восприниматься как часть самости. В нашем язы-

ке мы говорим об идентификации, интроекции, идентичности

и так далее. Сопротивление мы понимаем как форму отказа


пациента от трансплантации чужеродных клеток или чужой

идентичности, а проекцию – как попытку пациента принести в

жертву собственные клетки, являющиеся чуждыми для нас, –

это жертва, которую мы, как правило, отвергаем, задействуя

все силы нарциссической защиты, какие только может собрать

наша иммунная система.

Но если в качестве психоаналитиков мы просто принимаем

проекции пациента и пытаемся метаболизировать их, пропус-

кая через себя, то мы также задействуем наш собственный

процесс химеризации, – процесс, о котором мы наверное знаем

также много или также мало, как и хирурги.

Мы знаем, например, что химеризация или обмен чужими

клетками иногда происходит между матерью и плодом. В на-

шей психической аналогии, этот процесс наиболее очевиден

между матерью и младенцем в ранней диаде, иногда мы даже

называем его взаимопроникновением, в частности, эмоцио-

нальным взаимопроникновением. Это также тот самый про-

цесс, который мы очень подробно изучали в случае нарцисси-

ческих расстройств, при которых иммунные реакции характе-

ризуются тем, что они либо чрезмерно сильны, либо слишком

слабы. При сильной иммунной реакции, пациент (которого я

назвал напыщенно нарциссичным) патологически отвергает

всё, что воспринимается им как чуждое; в случае же слабой

иммунной реакции, пациент (которого я назвал приниженно

нарциссичным) патологически принимает всё, что восприни-

мается им как чуждое.

Нам всем знакомы нарциссичные пациенты, которые, ка-

жется, отвергают всё, что бы мы ни сказали, а спустя недели

или месяцы, мы видим, как эти наши отвергнутые слова появ-

ляются вновь в виде идей, вызывающих восхищение, посколь-

ку за это время пациент стал способен озвучить их сам. Это

типичный пример химеризации в ее наиболее полезной форме,

и в случае разного рода селф-объектных переносов, этот про-

цесс происходит довольно естественно.

Мы также знаем, как создать или, скорее, способствовать

установлению сэлф-объектного переноса. Для этого мы ис-

пользуем эмпатию и идентификацию, сводя таким образом к

минимуму различия между пациентом и собой, а также избега-

ем любых интервенций, которые могли бы быть восприняты

пациентом как объективизация и которые в переносе побужда-

ли бы пациента воспринимать аналитика как соперника или

как инородное тело.

Мы знаем, что сэлф-объектные переносы, в которых зерка-

лирование, идеализация, эмпатия и понимание сводят к мини-

муму различия между пациентом и аналитиком, являются наи-

более плодородной почвой для химеризации. В качестве про-

стого примера я привел пациента, который отвергал коммен-

тарии аналитика, но позже принял их как свои собственные, –

мы стали свидетелями процесса химеризации in vitro, или пре-

вращения чужого в своё.

Что еще мы знаем об этом процессе? Ну, как я уже гово-

рил, мы знаем, что он протекает лучше всего, когда различия


между Я и объектом сведены к минимуму, но – только в опре-

деленных пределах. Этот диапазон Гергели охарактеризовал

(Gergely, 2000) как «высокую, но неидеальную степень отзыв-

чивости (response-contingency)» (p. 1205), то есть объект дол-

жен восприниматься похожим, но не идентичным.

В парадигме Гергели, младенец ищет идеальный отклик

лишь в самый ранний период, когда он пытается сформировать

чувство первичной идентичности или абсолютную Я-идентич-

ность. После того, как первичная идентичность сформируется,

младенца начинают интересовать больше новые объекты, де-

монстрирующие сходство, но не тождественность, и пригод-

ные для идеализации, проекции и идентификации. Когда объ-

ект воспринимается тождественным самости, у взрослого че-

ловека это обычно вызывает не идентификацию и химериза-

цию, а скорее испуг, ужас или ощущение ужаса. Мы можем

вспомнить инцидент в поезде, когда Фрейд увидел собствен-

ное отражение в зеркале купе и принял его за грязного стари-

ка, от которого сразу же захотел избавиться. Как правило,

идентичный сэлф-объект часто рассматривается как символ

смерти или каких-то других неприятностей. Самым большим

известным мне исключением из этого является психология

идентичных близнецов, которая, как мы знаем, необычна во

многих отношениях.

Хотя о том, кто влюбляется в собственное отражение, по-

вествует древний миф о Нарциссе, мы, как правило, тоже

ищем в другом человеке аспекты, в которых он похож на нас,

но не идентичен. Фрейд предположил, что определенные типы

нарциссического выбора побуждают нас искать кого-то, кто

напоминал бы нам о том, кто мы на самом деле, или о том, кем

мы когда-то были, или о том, кем мы хотели бы стать, или о

том, кто когда-то был частью нас самих, как ребенок для мате-

ри или идентичные близнецы друг для друга.

Фрейд также предположил, что поиск анаклитического

объекта – это всегда повторное нахождение исходного объек-

та. Таким образом, тот, кого человек ищет, всегда похож на его

мать, однако если сходство становятся слишком большим, то

это может вызывать ужас перед инцестом.

Аналогичным образом мы любим своих детей и не отвер-

гаем их, поскольку они изначально воспринимаются как часть

нас самих. В тех случаях, когда мать отказывается от ребенка

по причине того, что он действительно дефективен или вос-

принимается как дефектный (например, «Ты такой же как и

вся негодная семья твоего отца»), мы, как правило, диагности-

руем патологический нарциссизм, то есть чрезмерную реак-

цию нарциссической системы защит. Крайним проявлением

этого синдрома может быть послеродовая депрессия, при ко-

торой некоторые матери пытаются реально убить своего ре-

бенка. Но это исключения, в целом же дети признаются нашей

нарциссической системой как часть нашей самости, и все за-

вышенные оценки, эмоциональные награды и критицизм, ко-


торые мы обычно оставляем себе и нашим достижениям, дос-

таются им.

Мы видели, что сведение различий к минимуму (как в

сэлф-объектном переносе) обычно способствует превращению

другого в часть нашей самости. Кохут приводит (Kohut, 1971)

известный пример католической пациентки, которая искала

идеализированной трансферентной любви похожей на ту, что в

молодости она питала к своему священнику. Когда аналитик

указал ей на то, что он не был католиком, лечение зашло в ту-

пик и возникла необходимость в консультации. Аналитик не

смог облачиться в костюм, который пациентка ему купила, и –

в силу собственных причин – чувствовал себя обязанным сде-

лать уточнение, о котором пациентка не просила и не хотела

слышать.

В силу многих причин важно было позволить пациентке

следовать необходимому ей в тот момент переносу, не нару-

шая его конфронтацией с реальностью или контрпереносным

отрицанием. Это легче сказать, чем сделать, поскольку строгие

трансферентные требования, будь то положительные и идеали-

зирующие или отрицательные и демонизирующие, оказывают

исключительное бессознательное давление на аналитика, про-

тивиться которому в полной мере, никто – согласно моему

опыту – не в состоянии.

Если же нам удается позволить развернуться переносу па-

циента в полной мере, не слишком его нарушая, тогда резуль-

таты могут быть огромны. С одной стороны, это позволяет из-

бежать тупиковых ситуаций и бесконечной садомазохистиче-

ской борьбы, но еще более важно то, что это укрепляет им-

мунную систему пациента и способствует формированию лич-

ности. Когда обычный нарциссичный пациент, полгода отвер-

гавший все ваши комментарии, теперь «открывает» их для се-

бя и выдает за свои, ожидая вашего восхищения, он этим са-

мым демонстрирует часть проделанной метаболической рабо-

ты, похожей на работу, выполняемую аналитиком, когда он

принимает от пациента невыносимые проекции, метаболизи-

рует их и возвращает в некоторой удобоваримой форме. Паци-

ент принимает часть вас, часть чего-то чуждого, которую пер-

воначально отклонял, поскольку воспринимал ее как посяга-

тельство на собственное Я, но посредством химеризации или

психической метаболизации, преобразовал ее в удобную фор-

му, присвоил и укрепил свое ощущение самости. Как только

этот процесс набирет силу, пациент обычно становится все бо-

лее и более способным слышать ваши комментарии, прини-

мать или отклонять их в менее аллергической или дихотомич-

ной манере. Можно сказать, что поскольку он ощущает свою

иммунную систему или идентичность более прочной, чуждое

воспринимается менее угрожающим.

Однако, процесс химеризации, или превращение части

другого в часть себя, имеет также и другие аспекты. Давайте

представим себе ситуацию, когда аналитик делает интерпрета-

цию, и нарциссический пациент отвергает ее, но аналитик


продолжает настаивать на своей интерпретации и анализирует

то, почему пациенту нужно ее отвергать. Если этот сценарий

сохраняется длительное время, то одни нарциссические паци-

енты могут отказаться от лечения, т.е. усилить свои защиты и

отказаться от другого, в то время как другие могут мазохисти-

чески сдаться, принять интерпретацию и тем самым отказаться

от собственного Я.

Но эта часть другого, принятая посредством капитуляции,

а не метаболизации, не будет иметь тот же статус, что и внут-

ренняя часть другого впитанная внутрь себя посредством хи-

меризации. Я считаю, что она останется изолированной от все-

го того, что воспринимается как истинное Я, и будет сущест-

вовать как отдельный, непереваренный интроект в отдельном

состоянии Я или как часть ложного Я. Она не будет принадле-

жать истинному Я так, как принадлежала бы, если бы пациент

переработал ее спонтанно.

Обнаружение в себе частей другого и восприятие их как

своих собственных, или обладание частями другого, навязан-

ными извне, – это, конечно, крайние полюса континуума; про-

межуточные варианты могут привести к другим возможным

результатам. Но мне кажется, что по крайней мере в этом

крайнем случае, более мудро было бы реагировать на «Нет!»

пациента точно так же, как мы реагируем на ребенка, который,

в процессе формирования своей личности, проходит период,

когда он говорит «Нет!» на всё, – даже на то, чего сам может

очень сильно желать. Как отмечал Винникотт: «Отказ от него

(хорошего объекта) является частью процесса его создания»

(Winnicott, 1955, p. 182).

Большой интерес представляют так называемые промежу-

точные ситуации между полным принятием отказа пациента от

вашего комментария и настаиванием на том, чтобы он принял

ваш комментарий. Фрейд советовал ждать, прежде чем интер-

претировать, пока нечто не станет почти осознанным, но мне

всегда было непонятно, почему в таком случае не дождаться

момента, когда это нечто станет сознательным в полной мере.

Эллман характеризовал (Ellman, 2000) этот континуум с прак-

тической точки зрения: То есть, мы откладываем интерпрета-

цию до тех пор, пока не почувствуем, что пациент сможет вос-

пользоваться ею, не отвергая, таков подход, ориентированный

на пациента. На мой взгляд, более важным является не то,

примет пациент интерпретацию аналитика или отвергнет ее, а

то, как сам пациент воспринимает это принятие или отклоне-

ние. Я думаю, есть принципиальная разница в том, может ли

интерпретация быть метаболизирована и воспринята как часть

истинного Я, или она по-прежнему будет восприниматься как

вторжение, как интроект другого, который никогда не сможет

стать частью истинного Я, – будет ли она воспринята лишь как

результат уступки и вследствие чего станет частью ложного

состояния или системы самости. С точки зрения развития, ре-

шающее для ребенка значение, по-видимому, имеет ощущение