ВУЗ: Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Информатика
Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 10333
Скачиваний: 105
86
3) в появившемся на месте курсора шаблоне двухмерного
графика ввести на оси абсцисс имя аргумента, на оси ординат –
имя функции;
4) щелкнуть мышью вне шаблона графика – для заданного
диапазона изменения аргумента график будет построен.
Рис. 12. Символьные вычисления, построение графика функции
и арифметические действия с матрицами
87
Если диапазон значений аргумента не задан, по умолчанию
график строится в диапазоне значений аргумента от –10 до 10.
Чтобы в одном шаблоне разместить несколько графиков,
следует, набрав на оси ординат имя первой функции, нажать
клавишу , (запятая) и в появившемся месте ввода (черном
квадратике) вписать имя второй функции и т.д. Если функции
имеют разные аргументы, то на оси абсцисс надо ввести также
через запятую имена аргументов функций.
Для форматирования графика необходимо дважды щелк-
нуть мышью в области графика – откроется диалоговое окно
форматирования графика.
Определить вектор или матрицу можно следующим обра-
зом (см. рис. 12):
1) введите имя матрицы и оператор присваивания (:=);
2) на панели Матрица щелкните на кнопке Матрица или
вектор. Откроется диалоговое окно, в котором введите число
строк и число столбцов матрицы и щелкните на кнопке ОК. На
экране появится шаблон матрицы;
3) каждое место ввода в шаблоне заполните числами.
Нумерация элементов массива (вектора или матрицы) мо-
жет начинаться с 0, 1 или с любого другого числа. Порядком
нумерации элементов массива управляет встроенная переменная
ORIGIN. По умолчанию ORIGIN=0. Это означает, что первый
элемент вектора имеет номер 0. Чтобы нумерация элементов
векторов и матриц начиналась с 1, надо перед вводом матрицы
набрать следующую строку: ORIGIN:=1.
Доступ к любому элементу матрицы можно получить че-
рез имя матрицы с двумя индексами (например, В
1,1
). Первый
индекс обозначает номер строки, второй – номер столбца. Про-
извольный элемент вектора задается одним индексом. Для на-
бора нижнего индекса используется кнопка Индекс панели
Матрица.
Чтобы из матрицы выделить вектор (один из столбцов мат-
рицы), используется верхний индекс – номер столбца в угловых
88
скобках, например, В
<1>
(см. рис. 12). Для выполнения этой опе-
рации необходимо ввести имя матрицы и щелкнуть на кнопке
М
< >
– Столбец матрицы панели инструментов Матрица.
Mathcad позволяет выполнять с матрицами основные ариф-
метические действия, включая сложение, вычитание и умноже-
ние, а также операции транспонирования, обращения, вычисле-
ния определителя матрицы, нахождения собственных чисел и
собственных векторов и т.д. (см. рис. 12).
Для численного поиска корней уравнений вида f(x) = 0 в
программе Mathcad используется функция root(f(x), x). Перед
вызовом функции root необходимо присвоить искомой перемен-
ной x начальное значение. Например,
х:=1
root(2sin(x) – x, x) = 1,895.
Если уравнение имеет несколько корней, то результат зави-
сит от выбранного начального приближения.
Для решения системы уравнений (неравенств) используют
блок решения, который начинается с ключевого слова given (да-
но) и заканчивается вызовом функции find (найти). Между ними
располагают уравнения (неравенства), входящие в систему. При
этом между левой и правой частями уравнений должен стоять
знак логического равенства ( = ) с панели инструментов Булева
алгебра. Перед решением системы уравнений необходимо задать
начальные приближения для всех неизвестных. Например,
x: = 0
y: = 0
given
x + y = 1
x
2
+ y
2
= 4
1,823
( , )
.
0,823
find x y
Функция find возвращает вектор, содержащий вычисленные
значения неизвестных.
89
8.2. Графические пакеты прикладных программ
Графический редактор – программа (или пакет программ),
позволяющая создавать, просматривать, обрабатывать и редак-
тировать цифровые изображения (рисунки, картинки, фотогра-
фии) на компьютере.
Графические редакторы делятся на несколько групп по ти-
пу кодирования обрабатываемых изображений. Существуют
следующие виды редакторов.
Растровые графические редакторы. Наиболее популярные
профессиональные растровые графические редакторы: коммер-
ческий Adobe Photoshop и бесплатный с открытым исходным
кодом GIMP.
Векторные графические редакторы. Наиболее популярные
профессиональные векторные графические редакторы: коммер-
ческие Adobe Illustrator и Corel Draw, а также свободно распро-
страняемый и бесплатный графический редактор Inkscape.
Гибридные графические редакторы. Комбинируют внутри
себя возможности работы с обоими видами графики. К этому
классу также можно отнести редактор растровой графики Adobe
Photoshop, в котором есть поддержка векторных слоев и вектор-
ные редакторы Adobe Illustrator и Corel Draw, которые поддер-
живают некоторые функции для работы с растровой графикой.
9. БАЗЫ ДАННЫХ
База данных – это организованная структура, предназна-
ченная для хранения информации. С понятием базы данных тес-
но связано понятие система управления базами данных. Это
комплекс программных средств, необходимых для создания
структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактиро-
вания содержимого и организации поиска необходимой инфор-
мации. Среди подобных программных продуктов весьма попу-
лярна система управления базами данных Microsoft Access, вхо-
дящая в состав интегрированного пакета Microsoft Office.
90
База данных Microsoft Access представляет собой единый
большой объект, который объединяет такие составляющие, как
таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули [9].
Основные этапы разработки базы данных в среде Microsoft
Access:
1. Определение цели создания базы данных.
2. Определение таблиц, которые должна содержать база
данных.
3. Определение необходимых в таблице полей.
4. Задание индивидуального значения каждому полю.
5. Определение связей между таблицами.
6. Обновление структуры базы данных.
7. Добавление данных и создание других объектов базы
данных.
8. Использование средств анализа в Microsoft Access.
Основные возможности и приемы работы с системой управ-
ления базами данных Microsoft Access приведены в работе [9].
10. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. ЛОКАЛЬНЫЕ
И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
10.1. Основные понятия компьютерных сетей
При физическом соединении двух или более компьютеров
образуется компьютерная сеть. В общем случае для создания
компьютерных сетей необходимо специальное аппаратное обес-
печение (сетевое оборудование) и специальное программное
обеспечение (сетевые программные средства) [1].
Основной задачей при создании компьютерных сетей явля-
ется обеспечение совместимости оборудования по электриче-
ским и механическим характеристикам и обеспечение совмести-
мости информационного обеспечения (программ и данных) по
системе кодирования и формату данных. Решение этой задачи
относится к области стандартизации и основано на так называе-