Файл: Самылкина Н.Н.( Современные средства оценивания результатов обучения. Педагогика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 2520

Скачиваний: 114

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Здесь Т (истинный балл) — это оценка параметра испытуемо-

го, не зависящего от средств и способа измерения, но меняюще-
гося в процессе обучения. Т постоянно в момент измерения.
Чем меньше ошибка измерения, тем измерение объективнее,
где Т — абсолютно объективная оценка.

Таким образом, классическая объективность связана с вели-

чиной ошибки измерения, с содержанием и процедурными
проблемами. При этом совокупность заданий должна работать
на оценивание переменной измерения, которая должна быть до-
минирующей.

10

Современные средства оценивания результатов обучения

2794633475-11


background image

Ø

Содержание понятия «качество образования»

в отечественной и зарубежной образовательной практике

Ø

Первые шаги становления общероссийской системы

оценки качества образования

Ø

Представления о качестве подготовки учащихся

общеобразовательных учреждений

Ø

Показатели качества

Ø

Принципы отбора показателей качества

Ø

Международные программы по оценке образовательных

достижений учащихся

По мнению как ученых, так и политиков, качество образова-

ния и интеллектуальных ресурсов становится главным геополи-
тическим фактором в мире [1].

В России повышенное внимание к проблеме качества образо-

вания обусловлено происходящими в последнее десятилетие по-
литическими и социально-экономическими изменениями и свя-
занными с ними процессами модернизации российского образо-
вания. Отечественная система образования призвана решить
ряд принципиально новых задач:

l

обеспечить новое качество образования за счет развития
личностно ориентированного обучения;

l

сохранить единство образовательного пространства, созда-
вая при этом условия для развития системы вариативного
образования;

l

обеспечить равный доступ к получению качественного об-
разования для всех социальных слоев населения.

Изменение целей и задач образования, а также условий его

получения тесно связано с изменением подходов к определению
и оценке качества образования. В настоящее время становится
все более ясно, что образовательную ценность представляет не
только система знаний человека, но и освоение способов их по-
лучения, способность выявлять потребность в новых знаниях,

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

2794633475-11


background image

умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимо-
действии с другими людьми восполнять имеющиеся пробелы.
Такой подход не позволяет отождествлять качество образования
с качеством знаний (обученности): оценка качества образования
подразумевает оценку качества образовательных достижений
обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Та-
ким образом, под качеством образования понимается интеграль-
ная характеристика системы образования, отражающая степень
соответствия реально достигаемых образовательных результатов
нормативным требованиям, социальным и личностным ожи-
даниям [21].

В ближайшее время наиболее актуальной государственной

задачей в России является создание общероссийской системы
оценки качества образования (ОСОКО)

как совокупности орга-

низационных и функциональных структур, обеспечивающей
основанную на единой концептуально-методологической основе
оценку образовательных достижений и определение личност-
ных качеств детей и взрослых граждан, а также выявление фак-
торов, влияющих на образовательные результаты.

Создание общероссийской системы оценки качества образо-

вания в России должно способствовать достижению следующих
целей

:

l

обеспечение объективности и справедливости при приеме
в образовательные учреждения;

l

сохранение единого образовательного пространства;

l

повышение уровня информированности потребителей об-
разовательных услуг при принятии решения о продолже-
нии образования или трудоустройстве;

l

развитие государственной аттестационной службы;

l

принятие обоснованных управленческих решений по по-
вышению качества образования.

Для управления качеством образования в нашей стране, про-

гнозирования развития образования, определения политики в
области образования необходимо иметь единую картину о резуль-
татах образования и о факторах, влияющих на эти результаты.
Оценка качества образования должна быть нацелена на фикса-
цию не только некоторого «мгновенного» состояния системы,
но и динамики ее развития.

При создании ОСОКО необходимо учесть, что оценка качест-

ва образования (как процесс) включает в себя несколько эта-
пов

, составляющих некий инвариант:

12

Современные средства оценивания результатов обучения

2794633475-11


background image

l

выделение показателей качества (они могут различаться
на различных этапах);

l

определение критериев оценки (на основе чего будет оце-
ниваться каждый показатель);

l

формирование шкалы уровней достижения критериев ка-
чества;

l

разработка инструментария для измерения показателей;

l

организация сбора, обработки, анализа и интерпретации
полученных данных;

l

предоставление и распространение обобщенной информа-
ции для разных категорий пользователей (учащиеся и их
родители, педагогические коллективы, органы управле-
ния образованием, работодатели);

l

организация широкого общественного и профессионально-
го обсуждения;

l

подготовка рекомендаций по совершенствованию системы
образования и принятие управленческих решений на раз-
личных уровнях.

Можно выделить следующие основные принципы отбора по-

казателей

для оценки качества образования:

l

ориентация на требования внешних пользователей;

l

учет потребностей системы образования;

l

минимизация системы показателей с учетом потребностей
разных уровней управления системой образования;

l

надежность и технологичность используемых показателей;

l

оптимальность использования источников первичных дан-
ных для определения показателей качества и эффектив-
ности образования (с учетом возможности их многократ-
ного использования и экономической обоснованности);

l

иерархичность системы показателей (для удобства пользо-
вателей на различных уровнях системы образования);

l

соответствие международным аналогам;

l

соблюдение морально-этических норм в отборе показате-
лей [21].

В настоящее время Росиия участвует в нескольких междуна-

родных сравнительных исследованиях, из которых наибольший
интерес представляют исследования PISA и TIMSS. Участие
России в международных сравнительных исследованиях качест-
ва образования на современном этапе развития общества имеет
большое значение: они позволяют оценить состояние образова-

Актуальные вопросы оценки качества образования

13

2794633475-11


background image

ния в международном контексте, выявить сильные и слабые
стороны российского образования, наметить пути более эффек-
тивного достижения поставленных целей.

Получение объективной информации о качестве образования

в стране позволяет принимать обоснованные решения с целью
обеспечения эффективности образования, его эквивалентности
не только в пределах России, но и в мире, конкурентоспособности
российских специалистов на мировом рынке труда.

Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science

Study) — мониторинговое исследование качества математи-
ческого и естественнонаучного образования.

Исследование PISA (Programme for International Student

Assessment) — международная программа для оценки компе-
тентности выпускников основной школы.

Сравнивая исследования TIMSS и PISA, можно сказать, что

каждое из них имеет свои особенности, но вместе они дополня-
ют друг друга. Для определения объективности и достоверности
полученные результаты международных исследований сопостав-
ляют с данными, полученными в ходе проведения единого госу-
дарственного экзамена (ЕГЭ), а также многочисленных монито-
ринговых исследований. Одновременное проведение двух этих
международных исследований дает более полную информацию
о системе образования, оценивая разные его стороны — уровень
освоения школьных программ (оценивается общеобразователь-
ная подготовка по математике и естествознанию учащихся IV и
VIII классов) и способность применять полученные в школе зна-
ния и умения в ситуациях, приближенных к реальной жизни
(оценивается математическая и естественнонаучная грамотность,
грамотность чтения и понимания текстов, умение решать проб-
лемы непредметного содержания).

Исследование TIMSS позволяет получить информацию, необ-

ходимую для совершенствования преподавания математики и
естественнонаучных предметов в школе.

Исследование PISA в большей степени оценивает подготов-

ленность выпускников основной школы к жизни в современном
обществе и сфокусировано на аспектах, связанных с непрерыв-
ным образованием.

Оба исследования отличаются подходами к формированию

выборки

(множества отобранных для исследования единиц).

В исследовании TIMSS выборка учащихся формируется в соот-
ветствии с годами обучения в школе (IV и VIII класс), а в иссле-
довании PISA — по возрастному признаку (учащиеся 15-летнего
возраста, независимо от класса и программы обучения). Поэто-

14

Современные средства оценивания результатов обучения

2794633475-11