Файл: Самылкина Н.Н.( Современные средства оценивания результатов обучения. Педагогика).pdf
Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 2520
Скачиваний: 114
Здесь Т (истинный балл) — это оценка параметра испытуемо-
го, не зависящего от средств и способа измерения, но меняюще-
гося в процессе обучения. Т постоянно в момент измерения.
Чем меньше ошибка измерения, тем измерение объективнее,
где Т — абсолютно объективная оценка.
Таким образом, классическая объективность связана с вели-
чиной ошибки измерения, с содержанием и процедурными
проблемами. При этом совокупность заданий должна работать
на оценивание переменной измерения, которая должна быть до-
минирующей.
10
Современные средства оценивания результатов обучения
2794633475-11
Ø
Содержание понятия «качество образования»
в отечественной и зарубежной образовательной практике
Ø
Первые шаги становления общероссийской системы
оценки качества образования
Ø
Представления о качестве подготовки учащихся
общеобразовательных учреждений
Ø
Показатели качества
Ø
Принципы отбора показателей качества
Ø
Международные программы по оценке образовательных
достижений учащихся
По мнению как ученых, так и политиков, качество образова-
ния и интеллектуальных ресурсов становится главным геополи-
тическим фактором в мире [1].
В России повышенное внимание к проблеме качества образо-
вания обусловлено происходящими в последнее десятилетие по-
литическими и социально-экономическими изменениями и свя-
занными с ними процессами модернизации российского образо-
вания. Отечественная система образования призвана решить
ряд принципиально новых задач:
l
обеспечить новое качество образования за счет развития
личностно ориентированного обучения;
l
сохранить единство образовательного пространства, созда-
вая при этом условия для развития системы вариативного
образования;
l
обеспечить равный доступ к получению качественного об-
разования для всех социальных слоев населения.
Изменение целей и задач образования, а также условий его
получения тесно связано с изменением подходов к определению
и оценке качества образования. В настоящее время становится
все более ясно, что образовательную ценность представляет не
только система знаний человека, но и освоение способов их по-
лучения, способность выявлять потребность в новых знаниях,
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
2794633475-11
умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимо-
действии с другими людьми восполнять имеющиеся пробелы.
Такой подход не позволяет отождествлять качество образования
с качеством знаний (обученности): оценка качества образования
подразумевает оценку качества образовательных достижений
обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Та-
ким образом, под качеством образования понимается интеграль-
ная характеристика системы образования, отражающая степень
соответствия реально достигаемых образовательных результатов
нормативным требованиям, социальным и личностным ожи-
даниям [21].
В ближайшее время наиболее актуальной государственной
задачей в России является создание общероссийской системы
оценки качества образования (ОСОКО)
как совокупности орга-
низационных и функциональных структур, обеспечивающей
основанную на единой концептуально-методологической основе
оценку образовательных достижений и определение личност-
ных качеств детей и взрослых граждан, а также выявление фак-
торов, влияющих на образовательные результаты.
Создание общероссийской системы оценки качества образо-
вания в России должно способствовать достижению следующих
целей
:
l
обеспечение объективности и справедливости при приеме
в образовательные учреждения;
l
сохранение единого образовательного пространства;
l
повышение уровня информированности потребителей об-
разовательных услуг при принятии решения о продолже-
нии образования или трудоустройстве;
l
развитие государственной аттестационной службы;
l
принятие обоснованных управленческих решений по по-
вышению качества образования.
Для управления качеством образования в нашей стране, про-
гнозирования развития образования, определения политики в
области образования необходимо иметь единую картину о резуль-
татах образования и о факторах, влияющих на эти результаты.
Оценка качества образования должна быть нацелена на фикса-
цию не только некоторого «мгновенного» состояния системы,
но и динамики ее развития.
При создании ОСОКО необходимо учесть, что оценка качест-
ва образования (как процесс) включает в себя несколько эта-
пов
, составляющих некий инвариант:
12
Современные средства оценивания результатов обучения
2794633475-11
l
выделение показателей качества (они могут различаться
на различных этапах);
l
определение критериев оценки (на основе чего будет оце-
ниваться каждый показатель);
l
формирование шкалы уровней достижения критериев ка-
чества;
l
разработка инструментария для измерения показателей;
l
организация сбора, обработки, анализа и интерпретации
полученных данных;
l
предоставление и распространение обобщенной информа-
ции для разных категорий пользователей (учащиеся и их
родители, педагогические коллективы, органы управле-
ния образованием, работодатели);
l
организация широкого общественного и профессионально-
го обсуждения;
l
подготовка рекомендаций по совершенствованию системы
образования и принятие управленческих решений на раз-
личных уровнях.
Можно выделить следующие основные принципы отбора по-
казателей
для оценки качества образования:
l
ориентация на требования внешних пользователей;
l
учет потребностей системы образования;
l
минимизация системы показателей с учетом потребностей
разных уровней управления системой образования;
l
надежность и технологичность используемых показателей;
l
оптимальность использования источников первичных дан-
ных для определения показателей качества и эффектив-
ности образования (с учетом возможности их многократ-
ного использования и экономической обоснованности);
l
иерархичность системы показателей (для удобства пользо-
вателей на различных уровнях системы образования);
l
соответствие международным аналогам;
l
соблюдение морально-этических норм в отборе показате-
лей [21].
В настоящее время Росиия участвует в нескольких междуна-
родных сравнительных исследованиях, из которых наибольший
интерес представляют исследования PISA и TIMSS. Участие
России в международных сравнительных исследованиях качест-
ва образования на современном этапе развития общества имеет
большое значение: они позволяют оценить состояние образова-
Актуальные вопросы оценки качества образования
13
2794633475-11
ния в международном контексте, выявить сильные и слабые
стороны российского образования, наметить пути более эффек-
тивного достижения поставленных целей.
Получение объективной информации о качестве образования
в стране позволяет принимать обоснованные решения с целью
обеспечения эффективности образования, его эквивалентности
не только в пределах России, но и в мире, конкурентоспособности
российских специалистов на мировом рынке труда.
Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science
Study) — мониторинговое исследование качества математи-
ческого и естественнонаучного образования.
Исследование PISA (Programme for International Student
Assessment) — международная программа для оценки компе-
тентности выпускников основной школы.
Сравнивая исследования TIMSS и PISA, можно сказать, что
каждое из них имеет свои особенности, но вместе они дополня-
ют друг друга. Для определения объективности и достоверности
полученные результаты международных исследований сопостав-
ляют с данными, полученными в ходе проведения единого госу-
дарственного экзамена (ЕГЭ), а также многочисленных монито-
ринговых исследований. Одновременное проведение двух этих
международных исследований дает более полную информацию
о системе образования, оценивая разные его стороны — уровень
освоения школьных программ (оценивается общеобразователь-
ная подготовка по математике и естествознанию учащихся IV и
VIII классов) и способность применять полученные в школе зна-
ния и умения в ситуациях, приближенных к реальной жизни
(оценивается математическая и естественнонаучная грамотность,
грамотность чтения и понимания текстов, умение решать проб-
лемы непредметного содержания).
Исследование TIMSS позволяет получить информацию, необ-
ходимую для совершенствования преподавания математики и
естественнонаучных предметов в школе.
Исследование PISA в большей степени оценивает подготов-
ленность выпускников основной школы к жизни в современном
обществе и сфокусировано на аспектах, связанных с непрерыв-
ным образованием.
Оба исследования отличаются подходами к формированию
выборки
(множества отобранных для исследования единиц).
В исследовании TIMSS выборка учащихся формируется в соот-
ветствии с годами обучения в школе (IV и VIII класс), а в иссле-
довании PISA — по возрастному признаку (учащиеся 15-летнего
возраста, независимо от класса и программы обучения). Поэто-
14
Современные средства оценивания результатов обучения
2794633475-11