Файл: Общество с ограниченной ответственностью (Понятие, признаки и особенности общества с ограниченной ответственностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 1449

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доля учредителя в уставном капитале ООО является его имущественным активом, которым он может распоряжаться по своему усмотрению в части передачи другим лицам, но только с учетом правил перехода доли, предусмотренных действующим законодательством. Общие правила и порядок перехода доли в уставном капитале ООО предусмотрены в ст. 93 ГК РФ. Данная норма Закона определяет, что переход доли или части доли участника общества в уставном капитале ООО к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании с учетом особенностей, предусмотренных ГК и Законом об ООО. Равно как продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале ООО третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных Законом об ООО, если это не запрещено уставом общества. В этом случае участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества. В тех случаях, когда уставом общества отчуждение доли или части доли, принадлежащих участнику общества, третьим лицам запрещено, и другие участники общества отказались от их приобретения, либо не получено согласие на отчуждение доли или части доли участнику общества или третьему лицу при условии, что необходимость получить такое согласие предусмотрена уставом общества, общество обязано выплатить участнику действительную стоимость доли или части доли, либо выдать ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости (п. 3 ст. 93 ГК РФ). При этом доля участника ООО может быть отчуждена до полной ее оплаты только в части, в которой она уже оплачена.

Управление обществом с ограниченной ответственностью осуществляется на двухуровневой основе. Первый уровень составляют высшие органы управления, куда входят только участники общества. Второй уровень - исполнительные органы[13]. В частности, высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. При этом уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров общества. Порядок образования и деятельности совета директоров общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров общества и компетенция председателя совета директоров общества определяются уставом общества (п. 2 ст. 32 Закона об ООО).

В ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников[14].


Компетенция общего собрания участников ООО определена и установлена п. 2 ст. 33 Закона об ООО. К компетенции совета директоров общества относится решение вопросов, не относящихся к компетенции общего собрания общества.

Общество с ограниченной ответственностью - уникальная конструкция, использование которой позволяет достичь целей, недостижимых каким-либо иным образом.

Структура управления обществом. Особенности управления ООО заключаются в том, что избрание или назначение руководящих и управляющих органов является обязательным пунктом решения собрания об учреждении организации. Структура управления общества включает:

  • общее собрание участников (ООО может быть учреждено также одним лицом);
  • наблюдательный совет (совет директоров), если его наличие предусмотрено уставом компании;
  • коллегиальный исполнительный орган (дирекцию, правление), единоличный исполнительный орган;
  • ревизионную комиссию, если ее избрание предусмотрено уставом.

Высшим органом ООО является общее собрание участников. Его компетенции определяются уставом, а также ст.33 Федерального закона 14-ФЗ. Участники вправе принимать решения по следующим вопросам:

  • определение целей, направлений развития предприятия;
  • утверждение устава, внесение в него изменений;
  • заключение союзов, объединений с другими организациями;
  • преобразование управленческой структуры;
  • создание исполнительных органов и пр.

Совет директоров, или наблюдательная комиссия создается с целью решения оперативных вопросов в ходе текущей деятельности. Основная задача – обеспечение интересов учредителей и контроль за эффективностью функционирования общества. Таким образом, ответ на вопрос ООО – это государственная организация или частная, имеет однозначный ответ, поскольку речь идет только об интересах частных лиц и их собственности.

Непосредственное руководство компанией осуществляет директор, который назначается общим собранием. Он выполняет свои обязанности на основании трудового контракта. Одновременно может быть сформирована дирекция или правление. Если в составе организации более 15 лиц, контроль за ее деятельностью может быть возложен на специальную комиссию или эксперта.

Таким образом, в соответствии с законодательными нормами управление ООО может осуществляться только: общим собранием собственников; единолично руководителем (директором или генеральным директором).

Другие структуры создаются по усмотрению участников, в зависимости от специфики коммерческой деятельности.


Что относится к учредительным документам

Единственным учредительным документом общества с 1 июля 2009 года является устав. Обязательно регистрируется также учредительный договор. Перед созданием устава участникам необходимо выяснить, в каком документе прописаны требования к ООО. В соответствии с Федеральным законом №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 12, п. 2) в уставе должны быть отражены:

  • размер УК;
  • права и обязанности участников;
  • компетенции управляющих органов;
  • правила хранения документов общества;
  • порядок и последствиях выхода участника из общества.

Также в документе должны быть указаны реквизиты ООО.

Обязанности и права учредителей компании

Права и обязанности лиц, являющихся учредителями, а после регистрации – участниками ООО, регламентированы законом №14-ФЗ. Итак, они должны:

  • внести свои доли в УК;
  • хранить в тайне сведения о деятельности общества.

Права учредителей более обширны:

  • участие в управлении компанией;
  • получение информации о том, как осуществляется деятельность ООО, изучение бухгалтерских документов;
  • участие в распределении прибыли согласно долям в УК;
  • возможность продажи своей доли или ее части участникам ООО или третьим лицам;
  • выход из состава участников с отчуждением своей доли обществу;
  • получение части имущества в случае ликвидации компании.

Какова ответственность участников

Участники общества несут ответственность по его обязательствам в соответствии с размером своей доли в УК. Однако такая ответственность действует, пока существует юридическое лицо. В случае признания ООО банкротом участники могут быть привлечены к дополнительной или субсидиарной ответственности. Она возникает, если их вмешательство в хозяйственную деятельность повлекло за собой банкротство предприятия. В этом случае ущерб возмещается личным имуществом учредителей.


Глава 2. Гражданско-правовое положение общества с ограниченной ответственностью в соответствии с российским законодательством

2. 1. Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью, изменения, вносимые в учредительные документы общества

Государственная регистрация юридического лица - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица (далее ЮЛ), иных сведений об ЮЛ в соответствии с Федеральным законом статья 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Функцию по регистрации общества с ограниченной ответственностью наряду с регистрацией иных ЮЛ в настоящее время выполняет Федеральная налоговая служба РФ (далее ФНС).

Процесс создания общества выглядит следующим образом:[15] разработка устава общества и в установленных случаях договора об учреждении; созыв общего собрания учредителей; оплата долей в уставном капитале; предоставление заявления по форме Р11001 и пакета документов в налоговый орган; регистрация.

Проблемы с созданием ООО возникают при выборе места нахождения общества. Как правило, местом нахождения общества считается место его государственной регистрации. Государственная регистрация ЮЛ осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного лица, имеющего право действовать от имени ЮЛ без доверенности[16].

На практике встречаются случаи, когда регистрирующий орган при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица проверяет информацию о том, действительно ли вновь создаваемое общество будет находиться по указанному адресу. Ситуация осложняется еще и тем, что при подаче заявления о регистрации самого общества еще не существует, а значит, в заявлении указывается планируемый, предполагаемый адрес общества. И это вполне понятно - ведь договор аренды не может быть заключен с еще не существующим субъектом.


Единственным документальным подтверждением намерения учредителя разместить создаваемое им общество по указанному адресу будет являться гарантийное письмо от собственника помещения или предварительный договор аренды помещения с последним, что, по нашему мнению, является недопустимым, так как невозможно заключить договор, предварительный в том числе, с еще не существующим субъектом, то есть договор будет ничтожным[17].

Кроме гарантийного письма или предварительного договора аренды налоговый орган может попросить также свидетельство, подтверждающее право собственности на помещение лица, которое в будущем будет арендодателем, заверенную копию договора аренды, в случае если помещение будет сдаваться в субаренду. Бывает, в случаях, если собственником помещения является ЮЛ, что регистратор требует копии учредительных документов последнего, а также может потребовать от заявителя привести в инспекцию ФНС РФ представителя собственника для личного подтверждения наличия договоренности относительно сдачи в аренду помещения или организовать выездную проверку по адресу, указанному в заявлении, в нарушение пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса РФ.

Такое поведение Федеральной налоговой службы основывается на внутренних нормативно-правовых актов с грифом «для служебного пользования», которые недоступны широкому кругу лиц даже для ознакомления.

Сегодня основаниями, по которым регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации вновь создаваемого ЮЛ, являются:[18] непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов (пп. «а» п. 1 ст. 23); представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (пп. «б» п. 1 ст. 23); несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами (пп. «г» п. 1 ст. 23); подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. «д» п. 1 ст. 23).

Таким образом, в перечне нет такого основания, как недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. По нашему мнению, неверным в действиях регистрирующего органа является отождествление основания «непредставление необходимых документов» с представлением недостоверных сведений. Незаконность отказов в регистрации по данному основанию подтверждает и арбитражная практика. Указанная проблема возникает из-за того, что налоговые органы при выполнении функции по регистрации ЮЛ проводят правовую экспертизу представляемых им при создании общества документов, которая сегодня не предусмотрена законом.