Файл: Логистический менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


выбора системы мониторинга и информационно-компьютерной поддержки логистических решений в дистрибьюции; интегрированных с производителем ГП дистрибутивных каналов и сетей, позволяющих минимизировать логистические издержки при обеспечении требуемого качества логистического сервиса в дистрибьюции;
параметров физического распределения товарных потоков в дистрибутивных каналах


Транспортировка


выбора рационального способа транспортировки (технологии перевозок, системы доставки) грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной, смешанной, комбинированной и т.п; выбора вида (видов) транспорта;
выбора транспортных средств (по параметрам грузоподъемности, грузовместимости и т.п.);
выбора перевозчика (перевозчиков) и логистических партнеров (экспедиторов, агентов, брокеров, терминалов и т.д.) по транспортировке;
параметров транспортного процесса; структуры парка транспортных средств; маршрутизации перевозок;
распределения подвижного состава по маршрутам и ездкам; выбора и методов оценки параметров транспортного сервиса; диспетчерского управления транспортировкой; планирования себестоимости перевозок и расчет тарифов; распределения прибыли, рисков и ответственности между участниками транспортного процесса;
планирования потребности в МР для обеспечения эксплуатации, ремонта и обслуживания подвижного состава транспорта и транспортной инфраструктуры;
планирования производственной программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава;
оперативного планирования и диспетчерского управления техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; планирования инвестиций в производственно-техническую базу транспорта; ...
рисков в транспортировке; определение транспортных условий базисов поставок;
выбора рациональной системы физического сопровождения и контроля местоположения транспортного средства и груза; выбора трансакционных единиц в транспортировке, в частности, объемных модулей упаковки, тары и грузовместимости транспортных средств;
документооборота при организации транспортировки, внедрение технологий электронного дсжументооборота; выбора системы информационно-компьютерной поддержки транспортировки


Управление запасами


выбора интегрированной структуры управления запасами в функциональных областях логистики и ЛС в целом; выбора критериев и стратегии управления запасами; выбора методов прогнозирования спроса на продукцию, расходования ресурсов;
систем учета, контроля и мониторинга логистических издержек управления запасами; выбор методов оценки составляющих издержек-,' ¦¦ -
выбора систем контроля и управления запасами (с фиксированной периодичностью, с фиксированным размером заказа, систем двух уровней, систем с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня и т.п.);



параметров управления запасами: размера заказа, точки заказа, периода времени между смежными заказами и поставками, количества заказов за плановый период и т.п.;
нормирования и определения уровней текущего, страхового, сезонного, подготовительного запаса;
параметров оптимального размера заказа - ЕСЮ - модели; методов контроля и управления многономенклатурными запасами на базе АВС и ХУ2 анализа;
выбора систем информационно-компьютерной поддержки управления запасами


Управление качеством логистического сервиса


спецификации показателей (параметров) качества логистического сервиса;
корпоративной системы управления качеством логистического сервиса;
выбора логистических технологий, технических средств, систем и процедур, обеспечивающих высокий уровень качества; выбора методов и моделей оценки параметров качества логистического сервиса;
выбора логистических посредников, обеспечивающих требуемый уровень показателей качества;
национальной и международной сертификации системы управления качеством компании (в соответствии с процедурами 1ЭО 9000); комплексных моделей оценки качества сервиса в ЛС


Складирование


выбора системы складирования; выбора типа, количества и мощности складов; дислокации складов на определенной территории; номенклатуры (ассортимента) хранимой и обрабатываемой на складах продукции;
организации логистического процесса на складе; объемно-планировочных и проектных решений склада; выбора логистических посредников в складировании и формы собственности склада;
выбора состава логистических услуг в складировании и методов оценки их качества;
выбора подъемно-транспортного и технологического складского оборудования;
процесса складской грузопереработки;
параметров транспортно-складского процесса по приемке и отправке грузов;
логистических издержек складирования;
выбора складских информационно-компьютерных систем


Грузопереработка


совместного планирования грузопереработки и складирования для обеспечения максимальной операционной эффективности; решений по грузопереработке при интеграции с другими логистическими функциями;
параметров материальных потоков и качества логистического сервиса в грузопереработке; операционных логистических издержек;
процесса грузопереработки путем уменьшения, устранения или комбинирования нерациональных операций и/или оборудования; пространства складирования и перемещения грузов; количества, размера или веса обрабатываемой партии груза и/или отношения этих характеристик;
механизации и автоматизации операций грузопереработки; унификации технологий грузопереработки и применение стандартизированного оборудования;
отношения грузоподъемности мобильного оборудования к весу перерабатываемой партии груза;
использования оборудования совместно с рабочим персоналом;


планирования профилактического ремонта и обеспечения запасными частями грузоперерабатывающего оборудования; планирования инвестиций для замены морально и физически устаревшего оборудования;
операций по грузопереработке для улучшения контроля при управлении процедурами заказов, производственными процедурами и запасами продукции


Защитная упаковка и затаривание


типоразмерных рядов (объемных модулей) тары и упаковки с технологическими параметрами складского и грузоперерабатывающего оборудования, грузовместимостью и грузоподъемностью транспортных средств в различных функциональных областях логистики; дизайна тары и упаковки в соответствии с логистическими требованиями транспортировки, складирования и грузопереработки; выбора тары и упаковочных материалов для различных классов грузов;
выбора тары, внешних товароносителей для обеспечения логистических технологий транспортировки и грузопереработки; маркировки и штрих-кодирования тары и упаковки для идентификации (автоматического сканирования) ЭК1) и грузовых единиц; себестоимости изготовления тары и упаковки за счет рационального нормирования расходных материалов[2]




Плотность товара в основном влияет на транспортные затраты и издержки на хранение продукции в складской сети. Товары, имеющие высокую плотность, требуют, как правило, меньших затрат на транспортировку и хранение, так как лучше используется параметр «грузоподъемность» (грузовместимость) транспортных средств и площадей складов (см. график а на рис. 2.2). Тарифы на услуги транспортировки и грузопереработки обратно пропорциональны плотности, поэтому многие фирмы повышают компактность (плотность) продукции на период транспортировки и хранения (например, мебельные фабрики доставляют мебель в магазины в разобранном виде).
Еще одной характеристикой, влияющей на логистические издержки, является отношение «цена/вес» («цена/масса»). Продукция с низким отношением «цена/вес», например сырьевые полуфабрикаты, будет сопровождаться сравнительно небольшими затратами на хранение, но высокой долей транспортных расходов в цене продаж. Это объясняется тем, что главным фактором, влияющим на издержки хранения, является цена товара. В то же время транспортные издержки зависят в основном от веса груза и будут тем больше, чем меньше отношение цены к весу (см. график б на рис. 2.2). Поэтому для фирм, выпускающих продукцию с высоким значением этого отношения (дорогая видео- и аудиотехника, ювелирные изделия, музыкальные инструменты и т.п.), задача логистического менеджмента — минимизировать товарные запасы в дистрибутивной сети, а для фирм, продукция которых имеет низкое соотношение «цена/вес», — получить льготные транспортные тарифы.
Большое значение для логистического менеджмента имеет взаимозаменяемость продуктов. Фирмы тратят огромные средства на рекламу товаров- заменителей, имеющих даже незначительные изменения, чтобы сформировать у потенциальных покупателей ощущение неповторимости своего товара. В большинстве случаев логистический менеджмент не может повлиять на свойство взаимозаменяемости. Однако он может обеспечить такой сервис

 

   Влияние параметров товарного потока на логистические ииздержки
 

   и уровень доступности товара в дистрибьюции, что покупатель не станет думать о выборе товара-заменителя.
Влияние заменяемости можно представить в виде возможной потери объема продаж фирмой-производителем или дистрибьютором. Логистические решения зависят от улучшения транспортного сервиса или среднего уровня поддерживаемых запасов (график в и г на рис. 2.2).
График в на рис. 2.2 показывает, что улучшение транспортного сервиса позволит снизить потери продаж товара-заменителя. Для данного уровня запасов фирма может сократить время или повысить надежность доставки, что делает продукт более доступным потребителям. Конечно, в этом случае необходимо сопоставить достигаемую выгоду от уменьшения потерь в продажах с ростом транспортных издержек.
График г на рис. 2.2 показывает, как меняются потери от нереализованных продаж в зависимости от среднего уровня запасов в дистрибьюции при постоянных транспортных расходах. В обоих случаях логистический менеджер должен выбрать наилучшие решения с точки зрения минимизации общих логистических издержек фирмы.
Еще один параметр, влияющий на логистические издержки, связан с рисками в процессе физического распределения. Эти риски возникают вследствие таких свойств продукта, как способность портиться (продовольственные товары), получать повреждения в процессах транспортировки, грузопереработки, взрыво- и пожароопасность и т.п. Риски требуют дополнительных затрат для обеспечения сохранности груза при прохождении всех процессов транспортировки, грузопреработки и хранения. Например, скоропортящиеся грузы следует перевозить и хранить в специальных рефрижераторах. С возрастанием рисков увеличиваются и логистические издержки на транспортировку, хранение и поддержание запасов (график д на рис. 2.2).
Как видно из графиков б, в иг, удельные логистические издержки имеют глобальный минимум, что позволяет логистическому менеджеру получить единственное решение, минимизирующее финансовые ресурсы по выбранным параметрам материального потока.

 


2. Анализ задач оптимизации и логистического менеджмента в ООО «ДМТ–Проходка»

2.1. Общая характеристика организации    

ООО "ДМТ-Проходка" входит в группу компаний ДМТ. Группа компаний ДМТ занимается направленным бурением нефтяных и дегазационных скважин и выполнением комплекса горнопроходческих работ. Осуществляем производство работ вахтовым методом в Кузбассе и в районах Крайнего севера.

ДМТ-Проходка, ООО зарегистрирована по адресу Кемеровская обл, г.Новокузнецк, ул.Циолковского (Центральный р-н), д.65Б, оф.310, 654018. ДИРЕКТОР организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДМТ-ПРОХОДКА" Захаров Евгений Анатольевич. Основным видом деятельности компании является Предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата. Также ДМТ-Проходка, ООО работает еще по 5 направлениям.

Дополнительные виды деятельности

Добыча антрацита подземным способом

Добыча коксующегося угля подземным способом

Добыча угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, подземным способом

Добыча природного газа и газового конденсата

Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки

Среднесписочная численность работников на 2019 год: свыше 100 человек
Источник данных: реестр "Сведения о среднесписочной численности работников организации "ФНС РФ, дата последнего обновления информации 02.10.2019.

Размер уставного капитала 100 000 руб. На рынке более 3.5 лет

Проблемы повышения эффективности производства имеет особое значение для горной промышленности, обеспечивающей отрасли народного хозяйства страны сырьем, материалами и топливом. Результаты работы горнодобывающих предприятий в значительной мере определяют уровень эффективности производства во всех отраслях народного хозяйства, потребляющих продукцию горной промышленности. Актуальность и необходимость повышения экономической эффективности работы горнодобывающих предприятий обусловлены и объективно неизбежным ухудшением горно-экологических условий добычи полезных ископаемых и нехваткой средств на этих предприятиях.


За последние 10 лет экономическая ситуация в горнодобывающих отраслях промышленности изменилась коренным образом. В первую очередь это касается организационно-правовой формы и формы собственности горных предприятий. Вследствие проведения системы мер по разгосударствлению и акционированию большинство горных предприятий преобразованы в открытые акционерные общества с частной формой собственности. Для оценки технико- экономического уровня развития предприятия в настоящее время применяются не столько количественные, сколько качественные показатели. Инвесторов, собственников и партнеров горных предприятий интересуют не только количество и качество реализуемого товарного продукта горного предприятия, но и себестоимость 1 тонны продукции, конкурентная цена, уровень финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности активов, оценки имущества и т.д.

2.2 Повышение эффективности производства ООО «ДМТ ( Дегазация метана технологии) –Проходка» на основе оптимизации горных работ

Особенности функционирования угольной промышленности в условиях рыночных отношений обусловлены целым рядом взаимосвязанных проблем, исследование которых позволило установить, что основные причины её кризисного состояния порождены рядом внешних и внутренних факторов. В числе внешних - неуправляемость самим процессом перехода к рыночной экономике, развал десятилетиями создававшейся специализации предприятий и экономических связей между ними, неотработанность системы ценообразования и налогообложения. Инфляция, неплатежи за отгруженный уголь, невыделение капиталовложений предопределили существенное ухудшение шахтного фонда, что в сочетании с негативным влиянием задержек заработной платы и плохим материально-техническим снабжением явилось определяющим фактором в снижении производственной мощности шахт, падении уровня добычи угля, резком ухудшении всех технико-экономических показателей, в том числе, производительности труда, себестоимости, рентабельности. В результате проводимых в стране экономических преобразований, а также огромного урона, нанесенного коммерческими и предпринимательскими структурами с их непомерным аппетитом в сфере ценового регулирования и финансово-кредитных отношений, многие угольные предприятия оказались на грани существования. Перед ними возникла дилемма: либо сворачивание производственной деятельности, либо поиски путей её оптимизации, ориентированной на минимизацию затрат производственных и трудовых ресурсов. Серьёзные проблемы породило и кардинальное изменение внешних условий функционирования промышленных предприятий, обусловленное ликвидацией административно-командной системы[3] управления. Если раньше всё управление было нацелено на организацию выполнения планируемых сверху заданий, то теперь речь идёт об управлении, нацеленном на получение предприятием дохода, прибыли или на его выживаемость. В числе внешних факторов особая роль принадлежит налогообложению, поскольку оно приводит в настоящее время к значительному отягощению издержек, так как более трети суммарных издержек предприятия обусловлены налогами, не зависящими от прибыли. Таким образом, предприятие лишается капитала для инвестирования мероприятий по модернизации и реконструкции, а следовательно, и увеличения объёма добычи. Замена налогов не зависящих от прибыли, налогами от неё зависящими, могла бы не только повысить экономичность угольных предприятий, но сохранить, и сделать реальными доходы государства. При регламентации налогообложения необходимо учитывать, что если определённая доля налогов, выплачиваемых вахтой, возвращается ей в форме государственных субсидий, то напрашивается вывод об уменьшении их ставок с соответствующим уменьшением и государственных субсидий. Если же налоги и отчисления являются прямой частью издержек производства, то конкурентоспособность шахты в долгосрочной перспективе может быть обеспечена введением рассрочки и поэтапных выплат в приемлемых масштабах. В числе внутренних факторов, обусловивших кризисное состояние угольной промышленности, - ухудшение дисциплины, резкое снижение производительности труда, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, не решение проблем развития социальной сферы, старение производственного фонда и отставание в реконструкции и техническом перевооружении, использование преимущественно отсталой по сравнению с мировым уровнем техники и технологии ведения горных работ на угольных предприятиях. Производительность и надёжность применяемого технологического оборудования не обеспечивают достижения угольными предприятиями удовлетворительных технико-экономических показателей. Результат этого - превышение издержек производства в угольной промышленности России над действующими ценами на угольную продукцию, что требует осуществления солидной финансовой поддержки со стороны государства. Последняя же крайне недостаточна даже для обеспечения текущего производства, не говоря уже об обновлении шахтного фонда путём технологического перевооружения, реконструкции или нового строительства. Практически во всех угледобывающих странах мира, за исключением США, ЮАР и Австрии с очень благоприятными горно-геологическими условиями, угольная промышленность находится под контролем государства и дотируется им в виде субсидий, ссуд, льготного налогообложения, специальных фондов и программ для поддержания конкурентоспособности. Хотя наряду с этим ими проводится и жёсткая политика по ликвидации низкорентабельных шахт, что можно проиллюстрировать на примере Англии, закрывшей в последнее время ряд убыточных шахт с соответствующим снижением государственных субсидий в угольную промышленность. Следствием существенного спада объёмов добычи и снижения производительности труда, как главных факторов производства, является резко возросшая себестоимость добычи по всем её элементам. Хотя необходимо учитывать и влияние на рост себестоимости таких внешних факторов, как увеличение стоимости электроэнергии, транспортных расходов и др. При политике бездотационности рост оптовых цен на уголь привёл к неконкурентоспособности Российского угля на мировом и внутреннем рынках. Возникла необходимость закрытия большого числа шахт, где себестоимость его добычи из-за низкой технической оснащённости и [4]сложных горно-геологических условий существенно превышает среднеотраслевую. Таким образом, угольные предприятия в условиях хозяйственной самостоятельности оказались в крайне сложной ситуации, поставившей их перед необходимостью поиска новых источников своего развития, нацеленных на удовлетворение спроса на уголь, обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке и ликвидацию социальной напряженности в среде работников угольной промышленности. Естественно, что вывод угольной промышленности из кризиса возможен только в рамках системных мер по выводу из кризиса экономики страны в целом. Однако уже сейчас угольная промышленность должна перевооружаться за счёт всевозможных источников, включая и иностранные инвестиции. Основная цель, на которую должно быть направлено перевооружение - повышение эффективности производства, основным источником которого является ускорение научно-технического прогресса. Тем не менее, сложившиеся темпы и объёмы реализации его достижений не могут компенсировать негативные последствия ухудшающихся производственно-технических и горно-геологических условий разработки угольных пластов. Причём, последнее можно отнести к ещё одному внутреннему фактору, способствующему возникновению кризиса в угольной промышленности. Применяемые методы управления НТП не соответствуют современным условиям. Поскольку традиционные направления научно-технического прогресса на шахтах, ориентированные на расширение сферы применения комплексной механизации очистных работ и увеличение единичной мощности горнотранспортного оборудования достигли своего предела, повышение эффективности угольного производства может быть обеспечено только на основе изменения приоритетов и ускорения технологического развития за счёт разработки и внедрения прогрессивных технологий горного производства, создания принципиально нового надёжного оборудования, современных методов и средств обеспечения технологической и экономической безопасности процессов добычи и переработки угля. Сейчас уже всем ясно, что необходимо искать новые пути в добыче полезных ископаемых, обеспечивающие создание технологических схем сберегающих энергию и материалы. Большая фондо- и материалоёмкость горнодобывающих отраслей промышленности и длительность разработки новых, экономически приемлемых технологий, требуют принятия решений по развитию горнодобывающего комплекса, рассмотрения всех аспектов технологии добычи подземного ископаемого, включая экологическую чистоту и социальную защищенность. При этом поиск необходимо вести в плане решений основных стратегических задач. Существует много подходов к решению таких задач. Они определяют и различные следствия принимаемых решений, когда наряду с решениями, обеспечивающими высокую эффективность созданных систем, принимаются и решения далёкие от оптимальности. При этом неэффективность решений обусловлена не только частными ошибками создателей, но также (и в большинстве случаев) стратегически неверно поставленными задачами. Таким образом, создание нетрадиционных технологий подземной разработки пластовых месторождений необходимо рассматривать как создание сложных технологических систем, предназначенных для выполнения операций по добыче угля на шахтах. Анализ имеющихся литературных источников по изложенным проблемам позволил выделить работы, содержащие методологию и методику их решения. В них обоснована необходимость изменения принципов определения технической политики и разработаны методология формирования и реализации перспективных направлений НТП в угольной промышленности. В числе важнейших особенностей предложенной методологии является предварительное научно обоснованное определение [5]целей и перспективных направлений НТП, а также установление задач анализа исходя из необходимости получения данных для планирования технического уровня производства на разных иерархических уровнях управления [1,2]. В основу разработанной системы планирования НТП положено предварительное определение целей и перспективных направлений научно-технического развития соответствующих производственных структур. Сущность предложенных методических положений определения научно обоснованных целей и перспективных направлений НТП заключается в установлении объективно необходимой потребности соответствующей сферы производства в новых (или усовершенствованных) видах техники и технологии для заданных условий её функционирования, обеспечивающих достижение заданных целей (а следовательно, и технического уровня, который и будет соответствовать высшему мировому или планируемому уровню) и сопоставительном анализе их с имеющимися достижениями науки, техники и передового производственного опыта. Это и является доказательством необходимости планирования технико-экономического уровня производства. Наиболее рациональной формой реализации установленных направлений научно-технического прогресса является разработка проектов на строительство новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В качестве технологической основы такой стратегии должна выступать разработка технологических моделей будущих предприятий и эталонных проектов реконструкции и технического перевооружения угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик. Изложенный комплекс результатов исследований, предложений и рекомендаций по совершенствованию принципов и порядка формирования научно-технической политики в отрасли может служить основой для разработки перспективных направлений технического развития угольного производства в условиях становления рыночной экономики применительно к различным иерархическим уровням: отрасль в целом, подотрасль, производственное объединение, отдельное предприятие. Предложенные рекомендации использованы нами для низового уровня - действующей угольной шахты. В качестве одного из направлений повышения эффективности её деятельности в условиях становления рыночной экономики избрано планирование технического уровня производства на основе определения объективно необходимой потребности в создании новых видов техники и технологии, обеспечивающих ей достижение заданных целей, а следовательно, и технического уровня, который и будет соответствовать высшему мировому уровню. В качестве заданной цели (целевого показателя) принята производительность труда на шахте (или обратная ей величина - трудоёмкость работ). Решение задачи для конкретных горно-геологических условий рассматриваемого предприятия предполагает обоснование количественного значения выбранного показателя. Оно может быть задано либо путём суммирования прогнозируемых трудоёмкостей по производственным процессам, либо оценкой сокращения существующей трудоёмкости по процессу. Методологически решение проблемы повышения эффективности производства на угольной шахте на базе оптимизации горных работ предполагает планирование технического уровня производства на основе определения объективно необходимой потребности в новых видах техники и технологии, обеспечивающих достижение заданных целей, что и является главной задачей разработки его перспективной (проектируемой) технологической модели применительно к условиям конкретного угольного предприятия. При этом под технологической моделью вообще понимается предвидение будущего состояния предприятия, то есть комплекса процессов, взаимно согласованных по производственным возможностям, а под перспективной (проектируемой) технологической моделью – технологически [6]и экономически обусловленную совокупность имеющихся, разрабатываемых и планируемых проектов объектов техники технологически пригодных для имеющихся условий и соответствующая им система научно обоснованных технологических параметров и технико-экономических показателей этого предприятия, ориентированного на производство требуемой продукции. Применительно к подземной угледобыче под технологической моделью шахты следует понимать совокупность соответствующих вскрывающих, подготовительных и очистных выработок, зданий и сооружений, горно-шахтного оборудования, аппаратуры и приборов, взаимоувязанных между собой на основе определённых технологических схем и регламентов, а также организационной документации, предназначенных для добычи угля подземным способом в определённых горно-геологических условиях и характеризующихся определённой системой технологических параметров и техникоэкономических показателей. Технологическая модель шахты должна быть представлена технически и экономически обусловленной совокупностью имеющихся, разрабатываемых и планируемых перспективных объектов новой техники и технологии для заданных условий её функционирования и соответствующей им системой научно обоснованных технологических параметров и технико-экономических показателей рассматриваемого предприятия, ориентированного на производство определённой товарной продукции. В числе важнейших параметров технико-экономических показателей выделяются: ♦ производственная мощность предприятия (производительность, пропускная способность её элемента, звена, например, нагрузка на очистной забой); ♦ трудоёмкость производства (работ по добыче), удельный вес трудоёмкости элемента технологической модели (её звена, производственного процесса) в общей трудоёмкости производства; ♦ технический уровень предприятия в целом и его элементов; ♦ техническая и экологическая безопасность принимаемой технологии производства. В процессе технологического моделирования выясняется, какие технико-экономичесские цели можно достичь, с помощью каких технических решений это можно сделать, какие исследовательские и конструкторские разработки для этого нужно выполнить. Сопоставительный анализ технического уровня перспективной и исходной (то есть реально существующей) технологической модели проводится для: ♦ установления планируемого его значения в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами; ♦ выявления узких мест в исходной технологической модели, уровня сопряженности её звеньев и его количественной и качественной оценки по показателям производительности (пропускной способности), трудоёмкости и степени совершенности; ♦ определения направлений улучшения параметров и показателей исходной технологической модели. В качестве основных этапов разработки перспективной технологической модели предприятия необходимо выделить следующие: 1. Сопоставительный анализ технического уровня исходной технологической модели и её основных подсистем по критериям: производительность (пропускная способность) технологических звеньев, трудоёмкость, уровень ручного труда, техническая и экологическая безопасность, качество продукции. Тем самым определяется "степень совершенности" (технический уровень) имеющихся в исходной модели техникотехнологических решений, выявляются "узкие места" и "белые пятна" в техническом арсенале рассматриваемого предприятия, устанавливаются взаимосвязи между основными технологическими параметрами предприятия и его основными подсистемами и их технико-экономическими показателями. 2. Обоснование возможных уровней трудоёмкости производства, направлений повышения технической и экологической безопасности работ. 3. Выбор технико-технологических[7] решений по подсистемам и основным производственным процессам предприятия. 4. Формирование концепции технологической модели шахты, то есть основного замысла и конструктивных принципов, детализируемых в специально разрабатываемых функциях цели (главных целях) и "дерева целей". Функции цели должны быть выражены количественно. Для уровня шахты в качестве функции цели выступает трудоёмкость работ по добыче, хотя в принципе, например для предприятия алюминиевой промышленности может быть использован показатель энергоёмкости, для текстильной - материалоёмкость и т.д. Показатели функции цели выбираются на основании данных анализа технического уровня исходной технологической модели предприятия и прогнозируемых уровней трудоёмкости производства, ручного труда, технической и экологической безопасности работ с учётом условий его функционирования. 5. Определение оптимальных технологических параметров предприятия или оптимизация горных работ на основе: • анализа структуры исходной технологической модели и выделения основных и обслуживающих (вспомогательных) подсистем; • сопоставления и выбора оптимальных значений параметров производительности (пропускной способности) основных подсистем по товарной продукции (углю) - увязка подсистем по производительности; • сравнительного анализа технологических параметров и характеристик выбранных техникотехнологических решений по всем подсистемам и производственным процессам и отбор их перспективных вариантов с определением оптимального значения трудоёмкости работ и других основных показателей функции цели). Анализ показателей должен осуществляться с учётом принятых величин параметров производительности (пропускной способности) основных подсистем технологической модели; • суммирования показателей трудоёмкости работ в целом по предприятию (по всем подсистемам и процессам, включая дополнительные процессы и операции, обеспечивающие экологическую и техническую безопасность производства) и сопоставление с рассчитанными вариантами общей трудоёмкости. В случае получения неудовлетворительных значений показателя общей трудоёмкости по предприятию анализ подсистем и технических решений, выбор имеющихся вариантов более прогрессивных технико-технологических решений с определением новых значений трудоёмкости по подсистемам и предприятию в целом осуществляется повторно, а при необходимости итеративно несколько раз. В качестве завершающего этапа изложенной методики выступает оптимизация подсистем технологической модели шахты с учётом перспектив технического совершенствования производства. Методически данный этап предполагает выполнение следующих работ. 1. Конструирование подсистем технологической модели шахты. Оно должно начинаться с главной из основных подсистем - подсистемы очистных работ на основе "дерева целей" её технического развития с учётом выбранных наиболее перспективных технико-технологических решений для входящих в эту подсистему производственных процессов и соответствующих им параметров и технико-экономических показателей. Входом этой подсистемы являются горно-геологические условия разработки. Конструирование подсистемы предполагает: • задание функции цели в виде ранее установленного нижнего предела нагрузки на очистной забой и верхнего предела трудоёмкости работ, показателей технической и экологической безопасности, возможных ограничений; • выбор системы разработки, конструирование принципиальной технологической схемы ведения очистных работ, схемы проветривания выемочного участка, установление основных параметров технологической схемы; • выбор способов, установление схем и параметров дегазации пласта, спутников, вмещающих пород и выработанного пространства. Выбор необходимого оборудования или [8]технических условий на его создание; уточнение параметров ранее выбранного оборудования для производства очистных работ или разработка технических требований на модернизацию имеющегося прототипа или создание нового изделия; • выбор или определение требований на разработку мероприятия по ликвидации "газового барьера" (при высокой газообильности или недостаточной эффективности дегазации); • уточнение параметров или определение требований на разработку оборудования по доставке угля и средств вспомогательного транспорта в пределах выемочного участка с учётом заданной нагрузки на очистной забой; • установление минимальных значений поперечных сечений подготовительных выработок на участке, уточнение или определение требований на разработку способов охраны подготовительных выработок в пределах выемочного участка; • уточнение суммарного показателя трудоёмкости очистных работ и других параметров по совокупности показателей конструировавшихся вариантов подсистемы; • определение параметров подсистемы "технология очистных работ", необходимых для конструирования других подсистем. При значительной неопределённости или малой вероятности реализации принимаемых технических решений должны быть предусмотрены альтернативные варианты. 2. Определение технических требований на совершенствование имеющихся и разработку новых технико-технологических решений (объектов техники и технологии), соответствующих оптимальным параметрам технологической модели. При этом последние должны содержать следующие данные: назначение и область применения; технико-экономическое обоснование необходимости разработки; параметры и характеристики; условия применения (режимы и организация работы, расстановка рабочих, взаимосвязь с другими элементами подсистемы производственного процесса и т.д.); условия управления, транспорта, хранения, монтажа, ремонта и т.п. 3. Анализ и ранжировка создаваемых или совершенствуемых технико-технологических решений производится по важности, технико-экономической эффективности, срокам создания и т.д. При этом к первоочередной разработке должны быть отнесены принципиально новые, требующие длительных сроков разработки, а к числу последних - подлежащие модернизации. 4. Определение альтернативных вариантов решения выявленных технико-технологических задач и вопросов целесообразно осуществлять на основе их технико-экономического сравнения. Основным источником информации о возможных альтернативных вариантах решения является "дерево цели" технологической модели предприятия. Таким образом, в итоге можно сделать вывод, что анализ проблемы планирования технологического совершенствования производства в угольной промышленности показал целесообразность использования для этого метода технологического моделирования шахт, пригодного как для условий подотраслей угольной промышленности, так и для обогатительных фабрик