Файл: Логистический менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это та компонента системы логистического менеджмента компании, которая чаще всего интересует руководство компании. Рассматриваются следующие компоненты системы управления товародвижением:

  1. управление закупками продукции, работа с поставщиками;
  2. управление распределением товаров (доставкой продукции, работой с розничной сетью, управление ценообразованием).
  3. Управление логистической инфраструктурой

Логистическая инфраструктура - это то, что обеспечивает функционирование системы закупок, поставок, хранения и доставки до клиента. В системе управления логистической инфраструктурой выделяются следующие компоненты:

  1. общие вопросы управления логистической инфраструктурой (парк подвижного состава собственного транспорта; оборудование, которое эксплуатируется и подлежит ремонту; подъездные пути, относящиеся, например, к складскому хозяйству; складские здания и помещения; складское, производственное и коммуникационное оборудование);
  2. управление собственным транспортным хозяйством, работой подвижного состава на линии (диспетчерские службы, подразделения по планированию маршрутов движения).
  3. Складское хозяйство

В большинстве случаев задача оптимизации логистики в компании сводится к оптимизации складской деятельности.

В рамках деятельности по управлению складским хозяйством рассматриваются задачи:

  1. оснащения и эксплуатации складского оборудования;
  2. складского технологического процесса, с точки зрения обеспечения процесса обработки продукции - от приемки до отгрузки товара клиентам. Рассматриваются вопросы обеспечения рационального протекания процесса складирования.
  3. Управление складским персоналом

Уровень выполнения складских операций оказывают непосредственное влияние на общий уровень качества обслуживания клиентов.

  1. Учет продукции на складе

Случаи хищения и недостач, являются, скорее всего, следствием проблем общего менеджмента компании. На складах должны быть хорошо поставлены задачи оперативного учета. Должны применяться системы ограничения доступа складского персонала, разделение склада на зоны.

  1. Система управления процессом товародвижения

В рамках управления процессом товародвижения рассматриваются следующие функции:

  1. управление обслуживанием клиентов;
  2. управление закупками продукции;
  3. управление запасами;
  4. управление поставками продукции (функции поставки продукции и транспортировки груза, как правило, различаются, хотя в большинстве случаев в функцию поставок включают функцию транспортировки);
  5. управление доставкой груза - функция таможенного оформления может относиться и к функции доставки. Большинство компаний самостоятельно эту функцию не реализуют, а предпочитают покупать услуги таможенных брокеров. В этой связи часто возникает вопрос, - в каких случаях предпочтительно самостоятельное оформление документации на таможенное оформление (то есть компания имеет специалиста по таможенному оформлению), либо пользоваться услугами таможенного брокера. Рекомендуется иметь собственных специалистов по таможенному оформлению, например, при больших объемах импортно-экспортных операций;
  6. управление складированием продукции;
  7. управление доставкой товара.
  8. Управление обслуживанием клиентов

Данная функция включает операции, касающиеся работы с клиентами и заказами.

Рассматриваются последовательно выполняемые процедуры в рамках функции обслуживания клиентов: прием заказов, обработка заказа, проверка наличия продукции, проверка кредитоспособности клиента, выставление счета на оплату, резервирование продукции, подтверждение оплаты, корректировка заказа, окончательное оформление заказа, подтверждение заказа клиенту, отслеживание статуса заказа и информирование клиента о том, на какой стадии исполнения находится его заказ.

  1. Управление закупками продукции

Основные процедуры, которые включены в функцию управления закупками: подготовка к закупкам продукции, формирование заказа на закупку, размещение заказа, выбор поставщика, заключение договора поставки, оплата поставщику, сертификация продукции и управление запасами. Как правило, управление запасами выделяется как самостоятельная функция.

  1. Поставки продукции

С поставок начинается и операционная деятельность специалистов по логистике. Часть этих процедур может выполняться сотрудниками отделов закупок. Например, подготовка к поставке продукции. Операционная деятельность начинается с момента погрузки закупленной продукции на транспортные средства.

Операции, которые относятся к подготовке к отгрузке - это упаковка, подбор транспортной тары, специальная маркировка. Подготовка к поставке включает, в основном, оформление разнообразной документации. С точки зрения специалистов по логистике важно выделение операций. С точки зрения руководства компании интересны не операции, а конкретные показатели. Контроль над правильным выполнением операций осуществляется через показатели, устанавливаемые в нормативных документах. Регулирование выполнения логистических процедур осуществляется через нормативные документы (рабочие инструкции, положения, договора, контракты).

Конкретная функция закрепляется за конкретным подразделением. Организационная структура управления компанией, выделение служб внутри общей структуры управления компанией должно строиться на процессной основе - на основе процесса выполнения заказов клиента.

1.3. Оптимизация логистического менеджмента

Персонал логистического менеджмента фирмы постоянно нуждается в анализе результатов принимаемых управленческих решений. При этом анализ производится, как правило, по отдельным логистическим функциям и в общем по логистике компании для определения уровня достижения стратегических, тактических и оперативных целей логистической системы.


С позиции логистики нас прежде всего интересует экономический и финансовый анализ. Данные такого анализа позволяют оценить принимаемые логистическими менеджерами решения, которые сказываются в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих показателях.

На уровнях фирмы можно выделить следующие задачи логистического анализа:

  • выполнение стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;
  • соответствие логистического плана маркетинговому и производственному;
  • качество продукции и логистического сервиса; анализ степени удовлетворения запросов потребителей;
  • эффективность выполнения отдельных логистических функций и работы отдельных подсистем, звеньев и элементов логистической системы;
  • эффективность использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, материальных ресурсов, живого труда;
  • производительность (продуктивность);
  • уровень технологической и технической базы логистического менеджмента;
  • эффективность логистической информационной системы и применяемых информационно – компьютерных технологий;
  • финансовый аудит;
  • составляющие логистических издержек;
  • влияние логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;
  • логистические риски и разработка мер по их снижению;
  • поставщики, потребители, посредники с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;
  • уровень координации, интеграции и взаимодействия фирмы и логистических посредников и т.д.

Простое перечисление показывает, насколько обширным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и финансового анализа функционирования фирмы на рынке. В основу логистического анализа положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и др. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико–экономического анализа производственно–хозяйственной деятельности. Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику логистической системы и ее внешней экономической среды.

Логистический анализ можно классифицировать по ряду признаков:


  • - по целям и задачам различают анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного) плана; определение комплексных логистических показателей; оценка результатов хозяйственной и финансовой деятельности; подготовка информации для принятия управленческих решений и т.п.;
  • - по аспектам выделяют экономический, финансовый, технико–экономический, функционально–стоимостный, проблемно–ориентированный и другие виды анализа;
  • - по содержанию программы различают комплексный (охватывающий все стороны функционирования логистической системы) и локальный (затрагивающий отдельные элементы, процессы, звенья логистической системы) анализ;
  • - по уровню объектов анализ может охватывать логистическую систему в целом, отдельную подсистему, звено, элемент логистической системы; логистическую сеть, канал, цепь и т.п.;
  • - по субъектам логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;
  • - по периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;
  • - по характеру принимаемых решений анализ может быть предварительный, оперативный, текущий, итоговый, перспективный.

При проведении логистического анализа в фирмах применяется широкая гамма различных методов и приемов. Для повышения точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико-математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики.

<<↑>>

1.4. Задачи оптимизации, которые должен решать логистический менеджмент фирмы

Оптимальные (рациональные) решения могут приниматься логистическими менеджерами фирмы на разных уровнях ЛС и управления, например на уровне функциональной области, подсистемы, ЗЛС, логистического канала, функции и даже отдельной логистической операции.

 Иногда получить оптимальное решение бывает трудно и даже невозможно в силу причин, указанных выше, поэтому персонал логистического менеджмента компании зачастую вынужден принимать субоптимальные (оптимизационные) решения
При проектировании ЛС и формировании отношений между уровнями ее иерархии и управления следует обеспечить возможность мониторинга воздействия принимаемого оптимизационного решения на любом уровне на показатели логистической стратегии фирмы (ключевые показатели логистики)[1]. Это возможно с помощью рационального выбора интегрированной КИС. Немалое значение приобретает правильное выстраивание системы ограничений на используемые ресурсы и ключевые факторы на каждом уровне иерархии ЛС: от высшего уровня управления компанией до элемента ЛС. Например, при локальной оптимизации в структурном подразделении компании или ЗЛС необходимо постоянно контролировать заданные высшим (по уровню управления) персоналом ограничения на бюджет логистики, продолжительность логистических циклов, производительность, параметры качества логистического сервиса и т.п.
Число задач оптимизации в ЛС чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все задачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повышение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроенной логистики. В табл. 2.1 сформулированы некоторые основные задачи оптимизации, которые часто приходится решать логистическим менеджерам компаний в отдельных функциональных сферах логистики или при выполнении отдельных функций.
Рассмотрим некоторые примеры логистической оптимизации. Оптимизируемым ресурсом является бюджет компании, выделяемый на логистику (критерий оптимизации — удельные логистические издержки). На рис.2.2 представлены графики изменения удельных логистических издержек в зависимости от таких параметров, как отношения «вес/объем» (плотность), «цена/ вес», качество транспортного сервиса, уровень рисков в процессе физического распределения, средний уровень запасов.
Плотность товара (отношение «вес/объем») может определяться, например, отношением веса продукции в торговой упаковке к объему упаковки.



Функциональная область логистики фирмы, логистическая функция


Задачи оптимизации


Управление заказами


компонент цикла исполнения заказа (приема и передачи, обработки, комплектации, доставки);
выбор технических средств и технологии приема, обработки и комплектации заказа;
документооборота при прохождении заказа; внедрение электронного документооборота;
параметров качества сервиса, связанного с получением, комплектацией и доставкой заказа; трансакционных логистических издержек; параметров послепродажного сервиса, связанных с исполнением ''aencesfet ;


Снабжение.

Управление закупками


решения «делать или покупать»; выбора формы снабжения предприятия; выбора поставщика;
потребности и нормирования расхода МР в производственных подразделениях фирмы; операционных логистических издержек; потерь продукции при доставке от поставщиков; структур логистических каналов доставки; исключение, по возможности, промежуточного складирования продукции при доставке ее от поставщиков;
доставки продукции от поставщиков как можно большими отправками с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;
запасов закупаемой продукции на всех уровнях складской системы; выбора стратегии закупок


Поддержка
производства


уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственнотехнологического цикла и складской системы промышленного предприятия;
показателей работы внутрипроизводственного транспортно- складского комплекса;
времени производственно-технологического цикла; операционных логистических издержек в производстве ГП; выбора внутрипроизводственной информационно-управляющей системы оптимизации ресурсов (например, типа MRP II/ERP систем, KANBAN, ОРТ и т.п.);
отходов производства и эффективное использование вторичных МР; потерь от брака (политика «ноль дефектов») в производстве


Дистрибьюция


построения организационной структуры логистических каналов и дистрибутивной сети в целом;
дислокации дистрибутивных центров (баз, складов) и других ЗЛС в дистрибутивной сети;
выбора типов и числа логистических посредников в дистрибьюции; решений по организации складирования, хранения и грузопереработки ГП в звеньях дистрибутивной сети;
планирования, контроля и регулирования уровней запасов ГП в дистрибутивной сети; рационализации процессов консолидации и рассредоточения товарных потоков;
координации и интеграции взаимодействия фирмы с логистическими посредниками в дистрибьюции;
типоразмерных рядов тары, упаковки и грузовместимости транспортных средств в логистических каналах;
логистических рисков при выполнении функций транспортировки, складирования и грузопереработки; логистических издержек;