Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общий анализ источников предпринимательского права
1.1 Исторический аспект правового регулирования предпринимательства в России
1.2 Понятие источника предпринимательского права
Глава 2 Характеристика основных источников регулирования предпринимательского права
2.1 Конституция Российской Федерации как основной источник предпринимательского права
Введение
Актуальность темы исследования. Десять лет назад в Российской Федерации развернулась интенсивная законотворческая деятельность, направленная на правовое регулирование предпринимательства. В настоящее время сформировалась система законодательных актов, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, определяющих общие условия порядка предпринимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдельных сферах (страхование, банковская деятельность, правовое регулирование организации и функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) РФ (энергетическое право), рекламный бизнес и т.д.). Законодательство о предпринимательстве включает в себя значительную часть законов разной отраслевой принадлежности. Рыночная экономика испытывает большую потребность в правовом регулировании, нежели административно-командная экономическая система. Регулируя предпринимательскую деятельность, государство стремится установить правовые основы единого для всей Российской Федерации рынка. В этих целях принимаются не только кодифицированные законы, где сосредоточиваются в основном однородные правовые нормы, образующие одну отрасль права, но и законы, содержащие нормы разных отраслей права, другие нормативно-правовые акты и регуляторы хозяйственных отношений.
Новизна в общих подходах к пониманию правовых основ предпринимательской деятельности не может перекрыть потребности в детальном и глубоком изучении как роли и места источников предпринимательского права, так и их системы и особенно отдельных видов.
Задачи, связанные с формированием гражданского общества и правового государства в России, заставляют по-новому взглянуть на многие ставшие привычными правовые понятия, в том числе и на те источники, в которых отражается государственно-властная воля, на предмет их соответствия современному этапу развития российской экономической системы.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема источников права всегда была в сфере научных интересов исследователей. В общетеоретическом плане данной или смежными проблемами занимались А.Ф. Шебанов, Б.В. Шейндлин, С.Ф. Кечекьян, Т.В. Гурова, Г.И. Муромцев, Л.С. Зивс, С.А. Иванов, B.C. Нерсесянц и другие. В советский период издавались индивидуальные и коллективные монографии, посвященные отдельным проблемам источников права, но в силу идеологического монизма диапазон таких исследований был ограничен. Проблема источников в предпринимательском праве часто становилась предметом отдельных исследований, которые не могли не затрагивать отдельных сторон общетеоретических проблем источников права. Однако на сегодняшний день в науке предпринимательского права отсутствует специальное исследование, посвященное данной проблематике. В основном о системе источников предпринимательского права как о комплексном явлении упоминается только в учебных пособиях. Вместе с тем, в последние годы проявился всплеск интереса к отдельным видам источников предпринимательского права, в том числе и к так называемым "нетрадиционным" - обычаям делового оборота, судебной практике и др. Среди исследований, посвященных этому аспекту источников предпринимательского права, можно выделить работы Т.С. Мартьянова, Г.О. Коваля , Т.В. Кашаниной , В.Ф. Яковлева и др. Вместе с тем, ряд важных аспектов проблематики, связанных с источниками предпринимательского права, несмотря на их первостепенную методологическую, научную и практическую значимость, до сих пор остается мало исследованным.
Актуальность избранной темы исследования и недостаточность ее разработанности определили цели и задачи исследования.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта исследования соответствующих правовых норм определить систему источников предпринимательского права.
Исходя из цели дипломного исследования, определены следующие его задачи:
1) изучить общетеоретическое понятие "источника права";
2) выявить особенности системы источников предпринимательского права как строгой иерархической структуры;
3) определить основные черты конституционно-правового регулирования предпринимательского права;
4) установить особенности иных источников ;
Объектом работы выступают теоретико-правовые положения и подходы к формированию системы источников предпринимательского права.
Предметом исследования является комплекс правовых норм, которые устанавливают правовой режим предпринимательской деятельности, статус её участников.
Методологической основой работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать систему источников предпринимательского права как динамическую категорию, зависящую от экономических, правовых и социально-политических факторов в определенную историческую эпоху. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Нормативной правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации 1993 г., законодательные акты Российской Федерации как общего характера (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и др.), так и специального характера, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и иные подзаконные акты федерального уровня, акты органов судебной власти.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Общий анализ источников предпринимательского права
1.1 Исторический аспект правового регулирования предпринимательства в России
Исторический подход к рассмотрению правовых категорий (явлений) раскрывает причины возникновения и закономерности развития, качественные изменения и природу данных явлений. Представители школы сравнительного правоведения Р. Давид и К. Жоффре- Спинози приводили пример такого исторического факта, когда при принятии новых источников права (законов, декретов, указов) учитывались итоги сравнительного анализа исторически действующих норм права. К примеру, древнеримские Законы 12 таблиц 451-450 гг. до н.э. возникли в результате изучения законов городов Великой Греции 10 децемвирами с консульской властью для написания законов. Ш. Монтескье, развивая идеи правового государства, часто прибегал к сравнительному анализу права Древнего Рима и Греции, древних германцев и франков[1].
Процесс развития предпринимательского права в России можно разделить на три периода: досоветский, советский и постсоветский. Каждый из данных периодов характеризуется особым подходом государства к вопросу регулирования хозяйственной деятельности, а также содержит в себе отдельные этапы, требующие глубокого научного анализа, способного дать оценку задачам государства, потребностям гражданского общества и состоянию экономики. Предлагается дать краткое описание каждого этапа.
Досоветский (царский) период. Выделяются два этапа развития торгового права данного периода: древнерусский, который начался с образования Древней Руси вплоть до Петра I (Х — конец XVII в.), и затем имперский, завершившийся Октябрьской революцией (1917 г.).
В период Древней и царской Руси развивалось торговое право. Столицей древнерусского государства стал Киев, через который проходили торговые пути. Известный путь «из варяг в греки» был водным путем из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
Как справедливо отмечал Н.Л. Дювернуа, младенческому состоянию общества свойственно господство обычного права, и постепенный переход к другим формам права не отменял значение прежних. Первое упоминание норм торгового права встречается в международных договорах Древней Руси с Византией (907, 911, 944 и 971 гг.) и Русской Правде (писанном правовом обычае). Нормы права, регулирующие профессиональную торговую деятельностью купцов того времени, не составляли особых разделов о торговле и были в общей массе норм вместе с нормами гражданского права. Так, например, Русская Правда в различных ее редакциях (краткой, пространной, сокращенной) содержала нормы о порядке заключения сделок и взыскания долгов по торговым сделкам.
Нормы о торговле можно встретить в Двинской уставной грамоте — Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича Двинской земли (1397 г.), Новгородской судной грамоте (1440 г. и 1471 г.) и Псковской судной грамоте (1467 г.), затем Судебнике Казимира IV (1468 г.), Судебнике (1497 г.), Судебнике Ивана IV Грозного (1550 г.) и Соборном Уложении (1649 г.). Торговая деятельность того времени носила сословный характер, занимались ей преимущественно купцы[2].
Советский период развития хозяйственного права начинается после Октябрьской революции 1917 г. вплоть до 90-х гг. ХХ в. Не вдаваясь в исторические детали, для простоты усвоения хронологии развития хозяйственного права данный период можно условно разделить на следующие этапы:
-военный коммунизм (революционные годы),
-новая экономическая политика (НЭП),
-сталинские годы,
-хрущевская оттепель,
-период застоя,
-перестройка и распад СССР.
Последнее время «советский опыт» неоправданно критикуется. А ведь именно в это время были разработаны эффективные методы государственного регулирования народного хозяйства, о механизмах которых мы в последнее время все чаще говорим как об инструменте стабилизации экономики.
Становление науки хозяйственного права начиналось в 20-х гг. ХХ в. Отграничение гражданского и хозяйственного права приобретало более четкие грани. Как отмечал И.А. Исаев, «в проблемах хозяйственного права наиболее рельефно отражались важнейшие аспекты экономической политики государства и ситуация в «смешанном», многосекторном базисе». Хозяйственное законодательство рассматривалось как основа регулирования народного хозяйства, включая социалистические производственные отношения.
Для отказа от «пережитков» царского прошлого закрепляется ограничение права на судебную защиту по гражданским спорам, возникшим до 07.11.1917, а споры по гражданским правоотношениям, возникшим в промежуток времени от 07.11.1917 до введения в действие Гражданского кодекса РСФСР, регулируются законами, действовавшими в момент их возникновения (п. 2 и 3 постановления ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР»)[3].
Конституция (Основной Закон) РСФСР — России (1978 г.) провозглашает защиту всех форм собственности и вместе с этим указывает на существующие законные ограничения свободы экономической деятельности исходя из общественных интересов (ст. 10). Задачей государственного регулирования экономики выступает обеспечение интересов гражданского общества и государства в целом.
Итак, на протяжении 60 лет ХХ в. экономика страны, основанная на государственной социалистической собственности, регулируется советским хозяйственным законодательством — ведущей отраслью советского права, в развитие чего принимается постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 25.06.1975 № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» Подчеркивается роль хозяйственного законодательства в повышении эффективности общественного производства, укреплении социалистической законности и государственной дисциплины.
Постсоветский (современный) период. Современную стадию развития экономических отношений, согласно теории К. Маркса об общественно-экономических формациях, можно обозначить как капиталистическую, характеризующуюся наличием наемного труда и частной собственности на средства производства. Иными словами, стала развиваться рыночная экономика, характеризующаяся многообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным ценообразованием и ограниченным вмешательства государства в экономические процессы.
Интересным был тот факт, что стержень советского правоведения — позитивизм-нормативизм до настоящего времени оказывает свое воздействия на правосознание ученых. Более того, следует учитывать, что политики и руководители страны, подписавшие Беловежское соглашение, участвовавшие в перевороте 1993 г. и становлении «нового» рыночного государства, сами были «плодами» и верными последователями советского режима, от которого в одночасье отказались.
Государственное регулирование экономики осуществляется исключительно в целях стабилизации гражданского оборота, обеспечения балансов интересов хозяйствующих субъектов и защиты интересов граждан.
Историческим актом о предпринимательстве в период перестройки выступил Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С его принятием акты о хозяйственной деятельности стали именоваться «актами о предпринимательстве», и выделилось коллективное и индивидуальное предпринимательство. Данным законом закрепляется содержание предпринимательской деятельности (ст. 1), которое не изменилось и по сей день (ст. 2 ГК РФ). Представителями науки хозяйственного права предлагается использовать дефиницию «предпринимательское право»[4].
Понимая необходимость правового обеспечения предпринимательства в период перестройки, М.С. Горбачев своим Указом Президента СССР от 26.09.1991 № УП-2630 «О создании Совета по предпринимательству при Президенте СССР», в целях содействия развитию предпринимательской деятельности и формированию рыночной структуры хозяйственных связей в рамках единого экономического пространства, учета интересов деловых кругов при осуществлении экономических реформ и защиты их прав, создает Совет по предпринимательству при Президенте СССР.