Файл: Статус нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выписка из протокола выдается всем желающим лицам, участвовавшим в конкурсе. Протокол в течение 10 дней после проведения конкурса представляется конкурсной комиссией в орган юстиции. Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении лица (лиц), победившего (победивших) в конкурсе, на должность (должности) нотариуса (нотариусов). Копия приказа в течение 3-х дней с момента его издания направляется в нотариальную палату для сведения.

Все документы, связанные с проведением конкурса, по каждому участнику конкурса, сформированные в дело, хранятся в органе юстиции в течение 3-х лет. Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Конкурсная основа едина для всех нотариусов: как работающих в государственной нотариальной конторе, так и занимающихся частной практикой. После проведения конкурса нотариус сам решает, где ему работать. Он может по собственному желанию работать в государственной нотариальной конторе или заниматься частной практикой.

Если нотариус желает работать в государственной нотариальной конторе, то он заключает трудовой договор с органом юстиции. Затем орган юстиции издает приказ о назначении нотариуса государственным нотариусом, определяет место работы, условия работы, время работы и устанавливает согласно ставкам размер заработной платы.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, слагает с себя полномочия, подавая об этом заявление в орган юстиции. Увольнение его производится в соответствии с трудовым законодательством (ст. 80 Трудового кодекса РФ)5.

3.3 Ликвидация должности нотариуса

Части 4 и 5 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате закрепляют в первом случае основания увольнения нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, во втором - основания сложения полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой. Иными словами, речь идет не о ликвидации должности как структурной единицы (должность не исчезает, прекращает полномочия конкретное лицо, занимающее ее, на свободную вакансию может быть назначен другой гражданин), а о прекращении выполнения профессиональных функций.

Законодательство о нотариате предусматривает различный порядок прекращения нотариальной службы государственным и частнопрактикующим нотариусами. Рассмотрим оба варианта:


1) Часть 4 ст. 12 Основ о нотариате закрепляет: «Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде»6. Следовательно, при прекращении нотариальной службы государственным нотариусом необходимо руководствоваться трудовым законодательством.

2) Согласно ст. 12 Основ законодательства о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

- осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;

- ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

- по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Как видно из текста закона, нотариус может сложить полномочия по собственному желанию, для этого необходимо его личное заявление. Принудительное сложение полномочий возможно только по решению суда.

Первый из указанных в законе случаев говорит об осуждении за умышленное преступление. «За кадром» остаются факты привлечения к уголовной ответственности за неумышленные преступления, хотя наказание может заключаться и в виде лишения свободы.

Законодательство также не уточняет, за какие виды преступлений следует привлечение к ответственности (преступления, имеющие отношение к личной жизни нотариуса или связанные с профессиональной деятельностью). Понятно, что необходимо отрешение от должности в случае совершения преступлений, связанных с его служебной деятельностью. Как быть с преступлениями, которые характеризуют нотариуса как личность, противопоставившую себя обществу, а не как лицо, запятнавшее свою профессиональную честь? Например, убийство из ревности, жестокое обращение с животными, незаконная охота и т. д. Ни одна норма Основ законодательства РФ о нотариате не предъявляет к нотариусу требований о соблюдении морального облика.

Заключение

За последние несколько лет можно заметить повышенное внимание со стороны теоретиков и практиков к реформированию российского нотариата. Появление каждого нового проекта нормативного акта, направленного на изменение нотариата (начиная с Концепции проекта закона «О нотариате и нотариальной деятельности» (в нескольких вариантах) и заканчивая Проектом Федерального Закона «О нотариате и нотариальной деятельности»), лишь усиливает уверенность в неизбежности будущих реформ в данной сфере. Необходимость готовящегося реформирования нотариата имеет две объективные причины. Так же немаловажным аспектом реформирования нотариата является осознанная необходимость в создании и последующем развитии системы предупреждения и профилактики конфликтов при осуществлении гражданских правоотношений. Данная система прямым образом способствует уменьшению спорности этих правоотношений и последующему снижению количества обращений в суд.


Анализируя собранный материал, можно сделать ряд выводов:

- нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите и охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ;

- нотариат представляет собой институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание. Особенностью современного российского нотариата является наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии - латинскому нотариату. Сохранение государственного нотариата противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.

При определении направлений совершенствования правового регулирования нотариальной деятельности целесообразно придерживаться деления функций нотариата на социальные и содержательные. Разграничение нотариальных функций позволяет отразить место нотариата в современном обществе как особого правового института (социальные функции нотариата) и показать специфику его деятельности в отношении участников нотариального производства (содержательные функции нотариата).

Предоставление права совершения нотариальных действий органам местного самоуправления, приводит в ряде случаев к непрофессиональному совершению отдельных нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере.

При работе над совершенствованием законодательства о нотариате законодателю следует рассмотреть необходимость акцентирования внимания на роли нотариуса как независимого советника сторон при формулировке норм о статусе нотариуса; закрепить право нотариуса оказывать юридическую помощь по урегулированию разногласий между сторонами, связанных с совершением нотариального действия, как самостоятельный вид оказания квалифицированной юридической помощи. Законодательное регулирование участия нотариуса в процедуре медиации должно включать в себя формулирование системы принципов медиации; закрепление процедуры, стадий медиации; определение оплаты этого вида нотариальной помощи и ответственности нотариуса при ее ненадлежащем оказании. Представляется перспективным понимание медиации в нотариальной деятельности как самостоятельного вида, который был бы направлен на достижение лицами, обращающимися за совершением нотариального действия, общей позиции по совокупности их прав и обязанностей, подлежащих удостоверению нотариальным актом.


Необходимо усовершенствовать порядок страхования профессиональной ответственности нотариусов для того, чтобы в полной мере гарантировать права лиц, понесших ущерб от нотариального действия, совершенного с нарушением законодательных требований. В формировании фонда страхового возмещения обязан участвовать не только сам нотариус, путем заключения договора индивидуального страхования риска профессиональной ответственности, но и нотариальная палата, которой следует осуществлять обязательное коллективное страхование риска профессиональной ответственности нотариусов, являющимися членами нотариальной палаты.

Также в курсовой работе мы выяснили, что назначение на должность нотариуса осуществляется органом юстиции. Нотариус назначается на должность на основании рекомендации нотариальной палаты из числа лиц, имеющих лицензию и выдержавших конкурсный отбор. Увольнение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, регулируется законодательством Российской Федерации. Нотариус, занимающийся частной практикой, может быть уволен, во-первых, по собственном желанию, во-вторых, на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности. Такое решение может быть принято судом в случае осуждения нотариуса за совершение им умышленного преступления после вступления приговора в законную силу; ограничение дееспособности или признания нотариуса недееспособным в установленном законом порядке; по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушения законодательства; по медицинским показаниям. В случае прекращения полномочий нотариуса, занимающего частной практикой, его архив передается другому нотариусу по решению органа юстиции совместно с нотариальной палатой.

Нынешняя Конституция РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью и устанавливает, что защита этих прав и свобод обязанность государства. Корреспондирующая этому положению норма ст. 48 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Нотариусы совершают нотариальные действия от имени государства и эту помощь обязаны оказывать, реализуя, таким образом, правозащитную функцию института нотариата. Они способствуют применению закона в отношениях между гражданами и юридическими лицами, предупреждая конфликты и содействуя правопорядку. Однако содержание этой функции, в силу публично-правовой природы нотариата намного шире и не ограничивается лишь совершением нотариальных действий. Некоторые принципы, характеризующие нотариат, позволяют ему не только оказывать правовую помощь по обеспечению конституционных прав участников гражданских правоотношений, но и выступать в качестве самостоятельного социально-активного правового института. Особое значение в этом смысле имеют такие принципы как публичность, независимость, беспристрастность. Публичность не только означает, что нотариус действует от имени государства, она также предполагает, что все заинтересованные в услугах нотариуса лица могут непосредственно обратиться к нему и нотариус должен работать со всеми обратившимися.


Библиографический список

  1. Алексеев С.С. Гражданское право в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп.: учеб. пособие. - «Проспект; Екатеринбург: Институт частного права», 2009 г.
  2. Башилов А. П. О торговых товариществах // Журнал Министерства юстиции. 1894. № 1-2.
  3. Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. и др. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М., 2000. С. 25.
  4. Габов А.В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы; М.: Статут, 2011.
  5. Гражданское право: учеб. / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин [и др.]; под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2011.
  6. Гражданское право: Учебник. Том 1 / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006.
  7. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Том 1: - 6-е изд., перераб. и доп. / под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект; Москва 2005.
  8. Гражданское право. Часть первая (конспект лекций). Автор-составитель Р. Беленков - М.: А-Приор, 2007.
  9. Гражданское право: В 4 т. Т. 1. Общая часть: Учебник / Под ред. проф. Е.А. Суханова - 3-е изд. М., 2004. С. 248.
  10. Гражданское уложение. Кн.5. Обязательства. Т.3. СПб., 1899. С.319.

11. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года// Справочная система «Консультант Плюс»

12. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ в ред. Федерального Закона РФ от 18.07.2009 №181-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

13. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ в ред. Федерального Закона РФ от 17.07.2009 №145-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

14. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. Федерального Закона РФ от 19.07.2009 №205-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

15. Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учебное пособие/ Юрист, 2005г.

16. Власов Ю.Н./ Нотариат в Российской Федерации. – 2011г.

17. Герасимов В.К./ Нотариат в РФ/ В. Герасимов // Российская юстиция. 2012г.

18. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества России/ Под ред. Н.А. Михалевой – 2008г.

19. Гурьева Е.В./ Нотариат России – 2008г.

20. Демина Н.В. Развитие правового регулирования нотариальной деятельности на современном этапе/ Н.В. Демина// Известия России о натариусе – 2009г.