Файл: Статус нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, эта помощь оказывается нотариусами на профессиональной основе. Профессионализм осуществления нотариальной деятельности обеспечивается строгими требованиями к кандидату на должность нотариуса: он должен иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку не менее одного года (в Москве - не менее двух лет) в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, успешно сдать квалификационный экзамен и иметь лицензию на право осуществления нотариальной деятельности.

Во-вторых, квалифицированный характер оказываемой нотариатом юридической помощи включает такой необходимый элемент, как качество этой помощи.

Критериями «качества» юридической помощи являются несколько факторов.

Прежде всего, все действия нотариуса должны соответствовать закону. Признак законности юридической помощи, оказываемой нотариусами, воплощается в полном и точном соблюдении ими требований законов в процессе профессиональной деятельности и гарантируется возможностью судебной защиты. В процессе оказания правовой помощи должны также соблюдаться и требования профессиональной этики, морали и нравственности. Следует согласиться, что недопустимо в качестве основного критерия качества юридической помощи использовать факт достижения положительного для обратившегося за юридической помощью лица результата.

Анализ нотариального законодательства и практики нотариальной деятельности позволяет выделить следующие формы оказания нотариатом квалифицированной юридической помощи:

а) совершение предусмотренных законом нотариальных действий в интересах обратившихся к нему физических и юридических лиц;

б) составление проектов сделок, заявлений и других документов, имеющих правовой характер;

в) разъяснение обратившимся за совершением нотариального действия физическим и юридическим лицам их прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы о реализации посредством нотариата конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.

Оказание квалифицированной юридической помощи нотариатом состоит в:

- обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц;

- содействии беспрепятственной и эффективной реализации имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отношений.


Оказываемая институтом нотариата юридическая помощь имеет определенные признаки, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической помощи, оказываемой государственными и негосударственными органами и институтами:

а) публичный характер оказываемой нотариатом квалифицированной юридической помощи, который проявляется в следующем:

- осуществление исключительно в предусмотренных законом формах от имени государства;

- оказание в рамках строгой процессуальной регламентации совершения нотариальных действий;

- в процессе оказания юридической помощи создается нотариальный акт - имеющий официальный характер документ, в ряде случаев обладающий исполнительной силой;

- совершая нотариальное действие, нотариус должен соблюсти не только волю обратившегося к нему за совершением нотариального действия лица, но и требования законности, права и интересы иных лиц;

б) по своему характеру оказываемая нотариатом помощь должна быть юридической, т.е. прямо или косвенно затрагивать урегулированные законом права, свободы и обязанности конкретного индивида, связанные с совершением конкретного юридического действия, кроме того, конкретное содержание юридической помощи, оказываемой нотариатом, должно быть связано с совершением конкретного нотариального действия;

в) бесспорный характер правоотношений, на которые распространяется юрисдикция нотариата. Нотариусы не разрешают споры о праве материальном - это прерогатива судов;

г) квалифицированный характер, понимаемый в единстве двух аспектов: юридическая помощь оказывается нотариусами на профессиональной основе; оказание помощи отвечает определенным требованиям к ее «качеству» (критериями которого является соответствие закону; соблюдение требований профессиональной этики, морали и нравственности; достижение полного соответствия результата оказания помощи законным интересам обратившегося лица).

Нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание.

Глава 3 Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса

3.1Требования для занятия должности нотариуса

Нотариат в РФ бывает двух типов - государственный и частнопрактикующий (внебюджетный). У нотариусов также существует свой особый статус. Нотариус не является представителем государственной власти, хотя и совершает нотариальные действия от имени РФ. В законодательстве установлены единые требования для занятия должности нотариуса. Независимо от того, в какой форме лицо, претендующее на занятие должности нотариуса, будет осуществлять нотариальную функцию - работать в государственной нотариальной конторе или заниматься частной практикой, оно должно отвечать следующим требованиям: иметь высшее юридическое образование; пройти стажировку на должности нотариуса в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой; сдать квалификационные экзамены и получить лицензию на право нотариальной деятельности.


Порядок прохождения стажировки на должности нотариуса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой Положением о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Общий срок стажировки не может быть менее 6 месяцев. Единые требования со стороны государства к гражданам РФ при назначении на должность нотариуса проявляются в признании равенства прав и обязанностей при совершении нотариальных действий и в одинаковых последствиях нотариальных действий, совершенных нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе или занимающимся частной практикой. Следует подчеркнуть, что речь идет о равенстве прав и обязанностей нотариусов при совершении ими нотариальных действий, т.е. процессуальных по своей природе. Общий правовой статус нотариусов имеет различие, например, нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, нотариусы обладают различной компетенцией, несут различную имущественную ответственность. Нотариус, занимающийся частной практикой, является субъектом уголовной ответственности. Использование нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается вплоть до лишения свободы до 3 лет. Лицам прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью необходимо пройти квалификационную комиссию, которая образуется при органах юстиции РФ и её субъектов с участием представителей нотариальной палаты. Квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью. Представители Минюста могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии, а её решения могут быть обжалованы в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссии. Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

3.2 Учреждение на должность нотариуса

В каждом территориальном округе определяется число должностей нотариусов, причем это число не постоянно. Если по каким-либо причинам (например, в связи с миграцией населения, активной хозяйственной деятельностью предприятий и т.п.) значительно возрастает потребность в нотариальных услугах, совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты учреждаются дополнительные должности нотариусов; если количество нотариальных действий сокращается, то принимается решение о ликвидации должностей нотариусов. Общее количество должностей нотариусов определяется, как правило, исходя из количества населения, проживающего в данной местности, и числа совершаемых нотариальных действий. Ранее, при государственном нотариате, число нотариусов в районе определялось исходя из количества нотариальных действий. Нагрузка на одного нотариуса составляла 3-3,5 тысячи нотариальных действий в год. В европейских странах число должностей нотариусов определяется исходя из количества населения. Один нотариус обслуживает 20-25 тыс. человек. Но при этом следует иметь в виду компактность территории, прекрасные дороги и средства передвижения. Для России более правильно учитывать как количество жителей в местности, так и число нотариальных действий. При дальнейшем развитии нотариата и переходе его на единую организационную форму число нотариальных действий на одного нотариуса должно возрасти в 2-2,5 раза, исходя из численности обслуживаемого населения в 20-25 тыс. человек. Это обусловлено тем, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, открыли около 30 тыс. рабочих мест, привлекая к технической работе значительное число лиц.


Как сказано выше, наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее десяти дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в 3-дневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата.

Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.

Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 5 членов комиссии.

Кандидатуры от нотариальной палаты для включения в конкурсную комиссию представляются нотариальной палатой в орган юстиции в 15-дневный срок с момента извещения палаты об объявлении конкурса. Если в указанный срок в орган юстиции не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель органа юстиции вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от органа юстиции и нотариальной палаты.

Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции, о чем извещается нотариальная палата.

Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель. Для обеспечения работы комиссии (регистрация, прием заявлений, формирование дел, ведение протокола конкурсной комиссии и т.д.) руководитель органа юстиции назначает секретаря комиссии из числа членов комиссии - сотрудников органа юстиции. Порядок работы конкурсной комиссии определяется ее председателем.

Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.


К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной нотариальной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Лица, получившие лицензию более 3-х лет назад, могут быть допущены к конкурсу только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает независимо от срока получения лицензии. Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.

При подаче заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно представить нотариально засвидетельствованные копии следующих документов:

- диплома о высшем юридическом образовании;

- трудовой книжки;

- лицензии на право нотариальной деятельности;

- листок по учету кадров установленной формы с фотокарточкой кандидата.

При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность. Конкурсант может представить другие документы или их нотариально заверенные копии, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку. Проверка представляемых документов осуществляется секретарем конкурсной комиссии. Подлинники документов возвращаются заявителю в день их представления, а копии указанных документов формируются в дело. Прием документов производится в срок, установленный распоряжением органа юстиции. По истечении данного срока документы на конкурс не принимаются. На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе при несвоевременном либо неполном предоставлении документов.

Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты не позднее 7 дней до начала проведения конкурса.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатов сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности. Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе. По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта. После оценки всех участников конкурса и подсчета, набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов. При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.