Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования формально-динамических свойств личности
1.1 Понятие и сущность темперамента
Глава 2. Сравнительный анализ диагностических методик исследования темперамента и его свойств
2.1 Методики изучения темперамента и ход исследования
ВВЕДЕНИЕ
Любой человек с детства видит различия между людьми. Различия могут быть во внешности, например по цвету волос и росту или же различие в поступках и поведении. Кто-то из окружающих нас людей более подвижный, настойчивый, весёлый, а кто-то спокойный, робкий, неторопливый. Уже давно учёные изучают различия между людьми, в психологии особой задачей в данных исследованиях являются изучение разных свойств личности, которые формируют и оказывают сильное влияние на формирование эффективной деятельности человека. Человек не рождается уже сформированной личностью. Ей он становится в течение времени, меняясь под действием различных факторов. Но ещё до того как человек станет личностью у него уже наблюдаются индивидуальные особенности психики, особенности поведения. Они формируют, составляют определённую составляющую деятельности и поведения личности каждого человека. Благодаря этим особенностям и проявляется темперамент каждого человека.
Темперамент является основой для дальнейшего формирования и становления свойств личности, характерных только этому человеку. Несмотря на тот факт, что сам термин «темперамент» появился уже давно определённого понятия, с которым согласились бы все учёные до сих пор нет. В зависимости от различных представлений психологи относят к темпераменту разные особенности. Но традиционный, уже устоявшийся признак свойств темперамента это их зависимость от свойств нервной системы. Так же на данный момент основными являются четыре темперамента.
Актуальным изучение темперамента является для исследователей и сегодня. Зная свой темперамент его особенности и слабые стороны человеку легче найти себе подходящее хобби которое ему будет доставлять удовольствие. Он сможет найти себе работу, на которой он будет преуспевать. Зная характерные черты свойственные каждому темпераменту, для человека может стать возможным определять его в своём собеседнике. Зная слабые и сильные стороны собеседника возможно эффективнее выстроить с ним хорошие взаимоотношения. Преподавателям такие знания помогут более правильно определять особенности поведения ребёнка, а соответственно правильно подобрать воспитательные действия. Если при обучении не учитывать индивидуальные особенности темперамента ребёнка, то становится труднее полностью раскрыть способности ребёнка. Руководитель организации владения знаниями о свойствах темперамента сможет увидеть и определить стоит ли брать на работу определённого человека, сможет ли он работать в данном коллективе. Он сможет правильно подобрать коллектив, настроить с ним благоприятные отношения и создавать план работы который будет наиболее успешно выполнен коллективом.
Объектом исследования: типы темперамента.
Предмет исследования: методы изучения темперамента.
Цель исследования: дать характеристику темпераменту и его свойствам, проанализировать методы изучения типов темперамента и сравнить их.
Гипотеза исследования: предполагается, что выбранные методики изучения темперамента покажут идентичные результаты, между ними будет наблюдаться зависимость.
Задачи работы:
- Дать характеристику понятию «темперамент» и его свойствам;
- Изучить методы изучения типов темперамента;
- Сравнить методики изучения темперамента.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Объём работы 41 страница компьютерного текста.
Глава 1. Теоретические основы исследования формально-динамических свойств личности
1.1 Понятие и сущность темперамента
Темперамент одно из особенно значимых свойств личности. Интерес к его изучению возник уже давно. Что же представляет собой темперамент? Латинское слово «temperamentum» означает соразмерность, правильность меры. Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения.[1] Хоть он не отражает всю содержательную сторону психики, но оказывает значительное влияние на всю психическую деятельность человека.
Интерес к изучению темперамента возник у учёных уже более двух с половиной тысяч лет назад. Они замечали большое количество у людей индивидуальных различий, которые определялись особенностями биологического, физиологического строения, развития организма и спецификой социального развития человека. Темперамент относили же к биологически обусловленным структурам личности, так как он наличие определяет многие различия в психике между людьми. К таким различиям относятся: интенсивность и устойчивость эмоций, энергичность действий, эмоциональной впечатлительности и многим другим динамическим характеристикам.
Тему темперамента неоднократно и постоянно исследовали на протяжении долгого времени, но всё равно на сегодняшний день осталось много спорных вопросов, которые исследователи стараются решить. Единственное в чём сходится большая часть мнений то, что темперамент представляет собой биологический фундамент для формирования личности, а его свойства наиболее долговременны и устойчивы.
Первым кто стал изучать темперамент и создатель учения о темпераменте был Гиппократ.[2] Гиппократ древнегреческий врач утверждал, что люди отличаются друг от друга соотношением основных «соков организма». Им были выделены четыре сока: кровь, флегма, жёлтая и чёрная желчь. Другой врач античного времени Клавдий Гален[3], основываясь на учении Гиппократа, выделил 13 типов темперамента, которые изложил их в своем трактате. В дальнейшем данные типы темперамента были сведены до четырёх. Именно эти названия широко распространены на сегодняшний день: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
В дальнейшее время исследователи стремились сгруппировать и организовать разнообразия поведения и совпадающие с ними различия в телосложении и физиологических функциях. Большинство концепций темперамента связывались с конституционными типологиями. Конституционные типологии – типологии основанные на морфологических, биохемических, физиологических особенностях человека, их сходствах и различиях. Среди таких типологий широкое распространение получила типология, которую предложил Эрнст Кречмер. В основе его типологии лежит идея что люди, имеющие конкретное телосложение обладают определёнными психическими особенностями. Им были проведены многочисленные измерения частей тела людей, после которых он смог выделить четыре конституциональных типа:
- Лептосоматик. Человек, имеющий хрупкое телосложение. Рост высокий, узкие плечи, плоская грудная клетка, конечности длинные и худые.
- Пикник. Данный тип отличается выраженной жировой тканью. Телосложение тучное. Рост средний или маленький, голова круглая, короткая шея.
- Атлетик. Человек с крепким телосложением и хорошо развитой мускулатурой. Характерен средний или высокий рост, плечи широкие, узкие бёдра.
- Диспластик. Индивиды данного типа характеризуются бесформенным, неправильным строением и деформацией тела.
В дальнейшей своей работе Кречмер выделил три типа темперамента, которые соотнёс с вышеназванными типами строения. Предложенные типы темперамента он назвал: шизотимик, иксотимик и циклотимик.
- Шизотимик человек с астетическим телосложением. Обычно замкнут, настойчив, склонен к изменению настроения, не склонен к изменению свои установок и взглядов. С трудом адаптируется в окружении.
- Иксотимик обладает атлетическим телосложением в отличие от шизотимика. Это человек невпечатлительный, спокойный, жесты сдержанные, гибкость мышления невысокая, часто мелочный.
- Циклотимик имеет пикническое телосложение. Эмоции циклотимика колеблются между печалью и радостью, реалистичен в своих взглядах. Легко находит взаимопонимание с другими людьми.[4]
Тем временем как теория Кречмера получила широкое распространение в европейских странах, в США в 40-х годах 20 века приобрела популярность концепция темперамента Уильяма Герберта Шелдона. Концепция Шелдона напоминает собой теорию Кречмера. В ней выдвигается предположение, что тело и темперамент являются взаимосвязанными между собой параметрами человека. По данной концепции темперамент определяется структурой тела и является его функцией. Названия типов телосложения у Шелдона берут начало из эмбриологии: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.
- Люди с эндоморфным типом имеют слабое телосложение и избыточное количество жировой ткани.
- Мезоморфному типу присущи, крепкое и стройное тело, физическая сила.
- Для эктоморфного типа характерно хрупкое телосложение, плоская грудная клетка, длинные и тонкие конечности, слабая мускулатура.
Также как и у предыдущего автора, этим типам телосложения соответствуют определённые типы темпераментов, которые были названы Шелдоном в зависимости от функции определённых органов тела.
- Висцеротония (внутренности);
- Соматотония (тело);
- Церебротония (мозг).
Много конституционных концепций в современной психологии подвержены критике, так как в них не учитываются роль среды и социальных условий в формировании психических свойств человека.
Теория, в которой связывались некоторые свойства нервных процессов, была предложена Иваном Петровичем Павловым.[5] Выделенные им свойства нервных процессов могут образовывать между собой комбинации. Этими комбинациями и определяется тип нервной системы или тип высшей нервной деятельности. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, они близки к выделенным Гиппократом типам темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Так же они делятся между собой на сильные и слабые, которые могут разделяться на уравновешенные и неуравновешенные. Сильный уравновешенный тип делится на подвижный и инертный.
В отечественной психологии благодаря исследованиям Павлова темперамент представляется как свойство личности, обусловленное врождёнными характеристиками человека. Борис Герасимович Ананьев предполагал, основные свойства человека проявляются в темпераменте, а не только в задатках. Большой вклад в изучению темперамента внёс Борис Михайлович Теплов. Он относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства личности. Работы Теплова послужили основой для дальнейшего экспериментального исследования темперамента. Разным уровнем развития различных свойств темперамента он объяснял индивидуальные особенности темперамента. Наиболее значимые свойства темперамента как динамической характеристики личности:
- Эмоциональная возбудимость – необходимый уровень воздействие для возникновения эмоциональной реакции, а также скорость её возникновения.
- Возбудимость внимания – функции приспособления психики человека.
- Сила эмоции (современные психологи называют интенсивность и модальность эмоциональных проявлений) – «энергизация деятельности» в зависимости от неудовлетворения или удовлетворения мотивов.
- Тревожность – эмоциональная возбудимость в тревожной ситуации.
- Реактивность непроизвольных движений – степень непроизвольной реакции человека и интенсивность приспособления реакций к раздражителям, действующим в данный момент.
- Активность волевой целенаправленной деятельности – повышение активности приспособления преобразованием ситуации в соответствие с ранее поставленной целью.
- Пластичность – ригидность – приспособление к перемене смены деятельности.
- Субъективация – увеличение субъективными образами и понятиями степени опосредования деятельности.[6]
В наше время из вышеперечисленных динамических характеристик широко используются: эмоциональная возбудимость, реактивность, активность, пластичность и субъективация. Были добавлены:
- Сензитивность – наиболее маленькая сила воздействия, которая необходима для возникновения психической реакции.
- Ригидность – сложность в перестроение при выполнении задач. Свойство противоположное пластичности.
- Резистентность – оказание сопротивления негативным для человека обстоятельствам.
- Темп реакции – скорость протекания психических процессов и реакции.
- Экстраверсия и интроверсия – определение зависимости реакции и деятельности человека.