Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования формально-динамических свойств личности
1.1 Понятие и сущность темперамента
Глава 2. Сравнительный анализ диагностических методик исследования темперамента и его свойств
2.1 Методики изучения темперамента и ход исследования
Термины экстраверсия и интроверсия были введены швейцарским психиатром и педагогом Карлом Густавом Юнгом. Потом подверглись интенсивной разработке в теориях личности Р. Кеттелла и Г. Айзенка. Экстраверт – личность склонная к широким социальным контактам, имеет ориентацию на внешний мир. Основными чертами экстраверта являются оптимизм, импульсивность, непостоянство. Интроверт – личность со склонностью к избеганию социальных контактов, в отличие от экстраверта имеет ориентацию на внутренний мир. Интроверту свойственно стремление к точности, педантичность, осторожность, ответственность.[7]
Благодаря исследованиям Павлова и основанной им типологии нервной системы в психологии появилось утверждение, что поведение человека можно объяснить с точки зрения физиологии. Позже в исследованиях проводимых Тепловым, а потом Небылициным в типологию Павлова были добавлены новые элементы и выделены ещё два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Типы темперамента, предложенные Павловым, широко используются и в наши дни.
1.2 Виды темперамента
Перед рассмотрением отдельных видов темперамента стоит сделать вывод что, темперамент – это психобиологическая категория, которая не является ни полностью врождённой, ни полностью зависимой от среды формирования.
Свойства темперамента по сравнению с другими психическими особенностями человека более устойчивы и постоянны.
Основными компонентами темперамента являются:
- общая психическая активность. Характеризует степень энергичности, стремительности и быстроты или наоборот медлительности, инертности;
- моторика;
- эмоциональность;
- особенность протекания эмоций, их качество и модальность.
На зависимость темперамента от нервной системы обратил внимание исследователей Павлов. Он показал, что деятельность головного мозга отражают основные нервные процессы:[8]
- сила возбуждения (способность нервной системы выдерживать сильные кратковременные и длительные средней силы раздражители;
- сила торможения (способность нервных клеток давать ответ на тормозные раздражители);
- уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения);
- подвижность (скорость смены процессов возбуждения и торможения).
С самого рождения у каждого человека они отличаются по силе выраженности и уравновешенности. В зависимости от сочетания этих свойств Павловым были выделены четыре типа высшей нервной деятельности:
- «Безудержный» - сильный тип нервной системы, которому характерны неуравновешенность, подвижность.
- «Живой» - сильный тип нервной системы, подвижен и уравновешен.
- «Спокойный» - сильный тип нервной системы, уравновешенный и инертный.
- «Слабый» - слабый тип нервной системы, неуравновешенный и малоподвижный.
В зависимости от сочетания этих типов нервной деятельности и их свойств были выделены соответствующие им четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Характеристики данных темпераментов указаны в приложении 1.
После соотнесения Павловым темпераментов и характерным для них типов нервной деятельности оставался один вопрос. Какие психологические характеристики темперамента. Данной проблемой занялся В. С. Мерлин. Он и его сотрудники занялись исследованием психологической характеристики темперамента в жизненных условиях. К конкретным свойствам ими были отнесены: активность, общая ригидность личности, быстрота усвоения навыков, особенности внимания. Сопоставление отдельных свойств нервной системы с поведением человека позволило исследователям выделить некоторые психологические особенности:
- чувствительность;
- реактивность, активность и их соотношение;
- импульсивность;
- ритм психомоторных проявлений психики;
- пластичность и ригидность;
- экстравертированность.
Каждый тип темперамента должен соответствующе характеризоваться по всем психологическим особенностям.
Сангвиник. Обладает малой чувствительностью, реактивность высокая, импульсивен, энергичен. Движения и речь быстрые. Мимика богатая, подвижная и выразительная. Чувства с лёгкостью возникают и быстро меняются, настроение неустойчивое. Благодаря своей дружелюбности легко находит контакт с людьми. Из него можно воспитать хорошего организатора, но к воспитанию сангвиник податлив только в окружении своих товарищей.
Как ученик он слишком подвижен, легко отвлекаемый, поспешно выполняет задания. По отношению к сангвинику необходимо чаще проявлять строгость.
Флегматик. Отличается малой чувствительностью, реактивностью и импульсивностью. Мимика, как и пантомимика бедные. Обычно данный тип темперамента отличается спокойствием, терпеливостью, выдержанностью и усидчивостью. При наличие сильного торможения ему не трудно придерживаться определённого режима. В общении с людьми в меру открыт, и в меру сдержан, предпочитает поддерживать постоянные отношения. Положительные и отрицательные качества флегматика зависят от условий, в которых он находится.
В педагогической практике необходимо учитывать, что флегматик инертен и малоподвижен. Ему может понадобиться на ответ больше времени, чем остальным, также он долго вживается в коллектив.
Холерик. Чувствительность у холериков малая, высокая реактивность, ригиден. Отличается повышенной возбудимостью, раздражительностью и большой эмоциональностью. В новой деятельности медленно перестраивается, что вызывает вспыльчивость, нетерпеливость и несдержанность. Проявление холерического темперамента в большей мере зависит от того какая направленность личности. Холерик прямолинеен и трудоспособен, но у него возможны нервные срывы и обиды по пустякам.
В воспитании холерика, педагог должен учитывать, что ему нужны самовоспитание и воспитание наедине. В нём необходимо развивать переключение внимания и тормозные механизмы, его не нужно много хвалить, так как он имеет склонность к переоценке себя.
Меланхолик. Из всех типов темперамента он обладает самой высокой чувствительностью и впечатлительностью. Реактивность и импульсивность малая. Сильно внешнее торможение, реакция часто может не соответствовать силе раздражителя. Не сосредоточен, не энергичен, очень интровертирован. В коллективе он с трудом налаживает отношения. Перед новой обстановкой испытывает страх. В привычных условиях меланхолик отличается большой тактичностью, содержательностью, может легко справится с жизненными проблемами. Но в неблагоприятных условиях он скован, необщителен, сильно тревожный человек.[9]
У детей с меланхоличным типом необходимо формировать уверенность в себе и своих силах.
Подводя итоги данной главы можно сказать:
- Известно несколько теорий для изучения темперамента: гуморальная, химическая, неврологическая, конституционная;
- Темперамент оказывает влияние на всю психическую деятельность человека;
- Одной из самых популярных теорий о темпераменте, является теория Павлова, в которой предполагается, что три свойства нервных процессов определяют тип нервной системы;
- На данный момент исследователи выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
Глава 2. Сравнительный анализ диагностических методик исследования темперамента и его свойств
2.1 Методики изучения темперамента и ход исследования
Для определения темперамента человека исследователи создали большое количество методик. Среди них такие популярные методики как ОФДСИ В. М. Русалова, Павловский опросник темперамента (PTS) Я. Стреляу, формула темперамента Белова, Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) .
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ), автором, которого является В. М. Русалов, используется для диагностики свойств двигательной и интеллектуальной сферы, коммуникативного аспектов темперамента. Он состоит из 150 вопросов, на которые предлагается ответить, поставив крестик в той графе, которая соответствует утверждению:
- не характерно,
- мало характерно,
- довольно характерно,
- характерно.
Павловский опросник темперамента (PTS) Я. Стреляу, в отечественной литературе более известен как «Опросник Стреляу». Опросник был создан польским психологом Яном Стреляу и основан на основе собственной регулятивной теории темперамента, которая была разработана на основе павловской идеи. Данный опросник используется для изучения трёх характеристик нервной системы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Тест диагностики темперамента состоит из 134 вопросов. Каждый вопрос относится к одному из свойств темперамента. Отвечать на них следует в предлагаемой последовательности, не возвращаясь к предыдущему вопросу. Формы ответов: да, нет, не знаю. Русскоязычная адаптация опросника Стреляу выполнена Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелевым.
Для данного исследования были выбраны Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) и формула темперамента Белова.
В исследовании принимало участие 20 человек. Перед тем как испытуемый приступал к заданию ему, зачитывалась инструкция выполнения работы, затем выяснялось, понял ли он задание или нет. Если испытуемый понял инструкцию верно, то приступал к выполнению задания, если нет инструкция объяснялась повторно. С каждым испытуемым исследования проводились индивидуально. Целью исследования было определение типа темперамента с помощью данных методик.
Формула исследования темперамента Белова позволяет в процентном соотношении выявить доминирующий тип темперамента. Он состоит из ряда несложных вопросов, отвечать на которые необходимо да или нет. Испытуемые должен прочитать список вопросов соответствующих к определённому темпераменту и в бланке ответов поставить «да» или же «+» если свойство характерно для него, если же свойство не является характерным для данного человека то он отвечает «нет» или «-».
Общее количество вопросов – 80. Они разделены на четыре блока соответствующих тому или иному типу темперамента: 1 блок – холерик, 2 блок – сангвиник, 3 блок – флегматик и 4 блок – меланхолик.
Подсчёт результатов методики вычисляется по формуле, где
- ФТ – формула темперамента;
- Х, С, Ф, М – виды темпераментов;
- А – общее число положительных ответов на все вопросы;
- Ах, Ас, Аф, Ам – количество положительных ответов в каждом блоке.
Х = (А1 / А) * 100%;
С = (А2 / А) * 100%;
Ф = (А3 / А) * 100%;
М = (А4 / А) * 100%.
После всех вычислений формула приобретает вид: ФТ = ?% Х + ?% С + ?% Ф + ?% М. Соответственно у какого темперамента больше процентов он и является основным. Может быть и более одного основного темперамента.
Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) был опубликован в 1956 году. Опросник предназначен для диагностирования таких шкал как экстраверсия – интроверсия и нейротизм. Так же в нём присутствуют девять вопросов составляющих шкалу лжи. Айзенком было разработано два варианта данного опросника (A и B). Это позволяет проводить повторное тестирования без возможности запоминания вопросов и ответов испытуемым.
EPI включает в себя шкалы: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, типы темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. Для ответа на них нужно представить себя в какой-то естественной ситуации и записать в бланк тот ответ, о котором подумали изначально. В данной методике нет правильных и неправильных ответов. Обработка и интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом. Те ответы, которые совпали с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует ориентироваться на определённые показатели, которые представлены в приложении 2.
Результаты исследования
Как было сказано ранее, в исследовании принимало участие 20 человек. Средний возраст испытуемых 23 года. По гендерным различиям группа неоднородна.
Испытуемые с удовольствием соглашались принять участие в исследовании, внимательно слушали инструкции к каждой методике и выполняли. Особых затруднений с прохождением методик не возникло. Работа с каждым проводилась индивидуально.