Файл: Понятие социальное обеспечение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Положения универсальной теории В. С. Андреева о предмете, методе, системе права социального обеспечения, единодушно поддержанные учеными других вузов, на протяжении уже 50 лет продолжают оставаться актуальными. Несомненно, в этом заслуга его учеников. Под непосредственным руководством В. С. Андреева известным ученым и педагогом, работающим на кафедре трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), становится Эльвира Галимовна Тучкова.

После окончания в 1960 г. юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Э. Г. Тучкова начала свою трудовую деятельность в органах социального обеспечения — в районном отделе социального обеспечения, Министерстве социального обеспечения РСФСР (1960—1964), в дальнейшем в Министерстве финансов СССР (1964—1970). Практическая работа в области социального обеспечения пробудила в ней интерес к научному осмыслению многих нерешенных проблем в данной сфере, и в 1970 г Эльвира Галимовна поступила в очную аспирантуру ВЮЗИ по кафедре трудового права и права социального обеспечения. В 1974 г. под научным руководством Учителя Э. Г. Тучкова успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Участие профсоюзов в правовом регулировании пенсионного обеспечения рабочих и служащих» и начала работать на кафедре трудового права и права социального обеспечения ВЮЗИ в должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента, с 1990 г. — в должности профессора.

В 1990 г Э. Г. Тучкова защищает докторскую диссертацию на тему: «Правовое регулирование труда и социального обеспечения пожилых граждан в СССР». За время научно-исследовательской работы ею опубликовано более 60 работ, среди которых монографии, научные статьи, учебные пособия, учебники, практикумы по праву социального обеспечения, комментарии к Трудовому кодексу и пенсионному законодательству, экспертные оценки пенсионных законов. За биографической справкой12 скрыт ежедневный труд Э. Г. Тучковой, ее повседневная кропотливая научно-исследовательская работа по продолжению дела Учителя — глубокому теоретическому осмыслению проблем права социального обеспечения.

Созданная В. С. Андреевым универсальная теория и сегодня остается фундаментом для теоретических дискуссий о праве социального обеспечения, поддерживая «связь времен и поколений». Для сохранения творческого наследия Учителя по инициативе Э. Г. Тучковой и ее непосредственном участии силами кафедры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) были систематизированы работы Виталия Семеновича. Научные статьи и монографии, написанные в разные годы, были изданы в двухтомнике «Научные труды В. С. Андреева».


Преемственность знаний о праве социального обеспечения советского и постсоветского периодов получила свое воплощение в подготовленном в соавторстве с доктором юридических наук, профессором М. Л. Захаровым учебнике «Право социального обеспечения России», который стал первым учебником по данной учебной дисциплине в нашей стране в новых социально-экономических условиях.

Объединяя единомышленников, Э. Г. Тучкова стремится заложить концептуальные идеи развития права социального обеспечения на прочном научно-методическом фундаменте — в учебниках, учебных пособиях, монографиях, научных статьях. Видное место среди них занимает учебник для бакалавров «Право социального обеспечения» (2014), подготовленный коллективом авторов, большинство из которых являются учениками Эльвиры Галимовны.

Формирование теоретических основ права социального обеспечения невозможно без монографических исследований, идейным вдохновителем и соавтором которых является Э. Г. Тучкова. Коллективные монографии «Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ» (2013), «Проблемы Общей части права социального обеспечения» (2016) определяют перспективные направления развития отрасли права социального обеспечения.

Разнообразные по тематике диссертационные исследования, подготовленные под руководством Э. Г. Тучковой, позволяют научно обосновать развитие отдельных институтов отрасли на современном этапе развития общества, генерировать идеи и вырабатывать доктринальные положения права социального обеспечения, а также способствовать совершенствованию правового регулирования социального обеспечения.

Познание предмета науки права социального обеспечения невозможно без применения традиционных общенаучных и собственно-юридических научных методов, которые использовали ученики Э. Г. Тучковой при подготовке кандидатских и докторских диссертаций. При выборе тематики прослеживается, что вектор исследований ее учеников направлен прежде всего на глубокое познание базовых категорий права социального обеспечения, таких как метод правового регулирования, система законодательства, отрасли права и науки, правовые принципы, источники и кодификация законодательства, субъекты правоотношений по социальному обеспечению, юридическая ответственность, виды обеспечениподготовке кандидатских диссертации в русло теоретического осмысления правовых норм отдельных институтов отрасли права социального обеспечения (трудового стажа, пенсионного обеспечения, обеспечения по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и в связи с профессиональными заболеваниями, социального обслуживания). Межотраслевое взаимодействие правовых норм трудового права и права социального прослеживается в диссертациях, направленных на исследование социальной защиты отдельных субъектов правоотношений. Необходимо отметить, что под научным руководством Э. Г. Тучковой проводятся диссертационные исследования не только права социального обеспечения, но и трудового права (6 кандидатов наук и 1 доктор наук).


В среде ученых трудового права и права социального обеспечения России традиционным местом для научных дискуссий, обмена мнениями, высказываний различных гипотез о проблемах и перспективах развития права социального обеспечения являются международные научно-практические конференции, которые ежегодно организует кафедра трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). По результатам конференций публикуются сборники материалов, в которых отдельное место занимает тематика права социального обеспечения, что способствует популяризации знаний о социальном обеспечении. Нельзя не отметить, что инициаторами проведения конференций в начале 2000-х гг. на площадке Университета были заведующий кафедрой, д. ю. н., профессор К. Н. Гусов и д. ю. н., профессор кафедры Э. Г. Тучкова. Несомненно, по итогам таких конференций, всегда отличающихся актуальностью и остротой поднимаемых проблем, вырабатывались концептуальные представления о трудовом праве и праве социального обеспечения. Не нарушая преемственности, с 2014 г. заведующий кафедрой д. ю. н. Н. Л. Лютов совместно с членами кафедры продолжают организовывать и проводить такие конференции, привлекая к участию в них как теоретиков трудового права и права социального обеспечения, так и практиков.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что трудами выдающихся ученых — профессора В. С. Андреева и его ученицы профессора Э. Г. Тучковой — создан прочный фундамент научной школы права социального обеспечения, в основу которого заложена базовая идея о праве человека на жизнь и гарантиях этого права в сфере социального обеспечения.


Глава 2. Взаимодействия права социального обеспечения

2.1 Соотношение социальной и экономической функции в праве социального обеспечения

Положение о том, что функция - это основное свойство права социального обеспечения, выражающее сущность отрасли права, не допускает наличия нескольких таких функций. Множественность функций какого-либо явления предполагает множественность его сущностей, что само по себе исключается. Следовательно, любое суждение о множественности функций отрасли, если оно высказывается без дополнительных пояснений, будет противоречивым. Пояснения должны касаться вопросов и о понимании функции, и о том, что представляет собой отрасль права: суммативную или органическую систему, является ли проявление функций отрасли взаимодействием различных систем или право социального обеспечения должно создавать свою подсистему для каждой функции. Если отрасль права сегментирована и представляет собой комплекс однородных правовых элементов (например, норм права или правоотношений), то мы имеем дело с простой суммативной системой, не обладающей единой функцией. С позиций функционального анализа функция такой отрасли права, будучи суммативной, представляет собой сумму функций ее элементов. Если, напротив, в структуре системы права элементы разнородны, то, вероятнее всего, данная система будет являться системой органической с наличием системных связей между элементами. В этом случае система будет обладать самостоятельной интегративной функцией, которая отличается от функций элементов системы, а совпадение функции элемента и функции системы будет исключено.


Преодолеть противоречие, связанное с множественностью функций (или полисистемностью) в рамках концепции функции как сущностного свойства отрасли права, можно, доказав, что множественность функций есть следствие взаимодействия систем (например, системы социального обеспечения, политической, демографической, экономической и прочих систем). Положение о взаимосвязанности всех систем, являющееся определенным постулатом теории систем, не позволяет выделить какую-либо из систем в качестве наиболее значимой и сделать перечень систем закрытым.

При этом очевидно, что право социального обеспечения, осуществляя, к примеру, экономическую функцию, не использует каких-либо специфических социально-обеспечительных средств экономического характера, предназначенных исключительно для экономической системы. Те же самые средства, а к ним можно отнести пенсии, пособия и прочие виды социального обеспечения, предназначены и для выполнения других функций. Иное может привести к неправильным выводам: допустим, пособия, выдаваемые лицам, имеющим детей, предназначены для реализации демографической функции, а страховые пенсии выполняют только (или в первую очередь) экономическую функцию. Подобные заключения абсурдны, ибо пособия в неменьшей степени связаны с выполнением и экономической, и политической, и воспитательной, и идеологической функций. Переоценить же значение страховых пенсий для демографической системы достаточно трудно.

Один из самых сложных вопросов функционального анализа права социального обеспечения - вопрос о соотношении экономической и социальной функций данной отрасли права. Рассмотрим его в рамках концепции о представлении функции в виде неотъемлемого свойства определенного явления, носителя функции и о безусловном системном характере тех явлений, которые порождают функции как свойства.

Во всех случаях право социального обеспечения при исполнении любой функции использует присущий только данной отрасли права правовой инструментарий, основу которого составляют виды социального обеспечения. Осуществляя выплату пенсий, пособий, предоставляя социальные услуги, система социального обеспечения совершает определенные действия в отношении конкретных субъектов - получателей социального обеспечения. Но данные действия отражаются во множестве общественных систем нашего мира, и в каждой системе они имеют свой результат, более положительный или более отрицательный (в чем и проявляется функционирование права социального обеспечения). При этом иные системы существуют независимо от права социального обеспечения, имеют свою структуру, развиваются по своим законам. Для того чтобы добиться положительного функционального воздействия в конкретной системе, т. е. оптимальной реализации соответствующей функции, нужно не только совершенствовать инструментарий социального обеспечения, но и знать закономерности развития и существования самой системы, на которую направлено воздействие, а также место и роль, которую сыграет средство социального обеспечения в системе. Другими словами, необходимо добиться взаимодействия социально-обеспечительных средств с элементами иных, внешних систем.


Игнорирование данных положений во многих случаях приводит к ошибочным выводам, например, связанным с выделением одних функций в качестве основных, а других - в качестве подфункций. Весьма спорны и высказывания ученых о производности некоторых функций от основной. В частности, в учебнике под редакцией В. Ш. Шайхатдинова социальная и экономическая функции разделены на определенные подфункции: экономическая -на распределительную, обеспечительную и производственную; социальная - на защитную, реабилитационную и компенсационную.

Суждения о наличии подфункций, о производности одних функций от других возможны только, если не принимать во внимание положения о том, что функция есть свойство определенной системы, которая является элементом иной системы более высокого уровня. И правильнее будет говорить о взаимодействии систем, обладающих определенными свойствами. В итоге, рассуждения об основных и производных функциях неизбежно приведут к аналогичной градации систем. С одной стороны, это вполне обоснованное суждение, но с другой -оно связано с риском совершения ошибки. Дело в том, что функция системы есть своего рода «интегративная функция», т. е. функция, хотя и вбирающая в себя свойства своих элементов, но качественно отличающаяся от функции каждого элемента и суммы функций всех элементов системы. Выразиться это должно в том, что по внешним признакам, по наименованию функция системы не может совпадать с функциями элементов. Иными словами, если право социального обеспечения выполняет политическую функцию, то суждение о том, что ее структурный элемент, например пенсионное право, также выполняет политическую функцию, будет неверным. В таком случае или данная функция не является существенным свойством системы и элемента, или наименование функции очень общее и неопределенное и нуждается в конкретизации. Последнее, на наш взгляд, наиболее верно.

Выделение же некоторых функций в качестве основных с неизбежностью приводит к признанию в качестве таковых и самих систем. В частности, из понимания того, что сегодня экономическая функция - основная для права социального обеспечения, следует, что экономическая система более приоритетна для социального обеспечения, чем социальная или политическая системы. Однако это не соответствует современным представлениям о взаимодействии систем в обществе. Анализ научной литературы свидетельствует, что ни социальная система, ни экономика не готовы признать приоритета друг над другом (показательно, что в рамках экономической теории распространена позиция, согласно которой социальная политика выступает как функция государственного регулирования экономики.