Файл: Понятие социальное обеспечение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Социальное обеспечение - это система общественных отношений, сторонами которого являются с одной стороны - граждане, а с другой -органы, организации и учреждения, возникающие по поводу обеспечения пенсиями и пособиями, за счет специализированных источников, на условиях и нормам, установленных законом, при наступление социальных рисков.

Основные права и свободы человека гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В статье 22 Декларации закреплено право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.

Гарантированность провозглашенных прав обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Цель курсовой работы – проанализировать понятие социального обеспечения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие социального обеспечения;

- рассмотреть развитие теории права социального обеспечения;

- исследовать соотношение социальной и экономической функции в праве социального обеспечения;

- охарактеризовать право социального обеспечения и другие отрасли права.

Глава 1. Теоретические аспекты социального обеспечения

Понятие и функции социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда являлось и занимало одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Оно непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с политической деятельностью и социальным благополучием человека и неработающего слоя населения. Социальное обеспечение направлено на материальное обеспечение определенной категории граждан из финансов государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае если произойдут события, которые государство признает социально значимыми с целью выровнять социальное положение граждан по сравнению с остальной частью общества.


Изучением социального обеспечения занимались Н.А. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, В.С. Андреев, Р.И. Иванова, Е.И. Астрахан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин и другие.

Дурденевский В. рассматривал социальное обеспечение как деятельность государства, которая направлена на устранение социальных опасностей, которые угрожают уровню и развитию различных слоев общества, путем предоставления им социальной или денежной помощи.

Андреев В.С. называл проводимую государством или поддерживаемую им совокупность определенных социально-экономических по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по предоставлению социального обслуживания детям, медицинскому обслуживанию.

По мнению Р.И. Ивановой, социальное обеспечение - «это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей больных, стариков, иждивенцев, детей, безработных, всех членов общества с целью охраны здоровья и воспроизводства труда за счет специальных фондов, которые создаются в обществе».

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий, в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: объективные осознания, которые вызывают потребность в особом механизме социального обеспечения, которое направлено на поддержание или предоставление необходимых условий жизнедеятельности; особые фонды - источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепленные правила предоставления социального обеспечения.

Выделяют некоторое количество критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Первый критерий - источник финансирований. На сегодняшний день финансирование социального обеспечения происходит благодаря внебюд-жетным фондам: Фонда социального страхования, Пенсионного Фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, а также бюджетов различных уровней.

Второй критерий - круг лиц, которые подлежат обеспечению. Социальное обеспечение за счет общества предназначено не для всех граждан, так установлено государством. Это обеспечение осуществляется для определенной категории граждан, прописанной в законе. В настоящее время таковыми являются: дети; семьи, которые имеют детей; ветераны войны и труда; нетрудоспособные (инвалидность, старость, ); беременные женщины; лица, которые потеряли кормильца; безработные граждане; люди, пострадавшие от радиации; лица награжденные медалями, орденами и прочими государственными наградами; беженцы и переселенцы.


Третий критерий - условия, по которым предоставляется обеспечение. Право на предоставление государством определенного вида обеспечения для определенной группы вышеперечисленных лиц возникает только при наступлении определенных обстоятельств, которые определены в законе (смерть, рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста и другое).

Четвертый критерий - цель предоставления обеспечения. Основной целью определенного вида обеспечения является выравнивание социального положения человека с остальным обществом.

Таким образом, под социальным обеспечением на сегодняшний день понимается форма выражения социальной политики государства, которая направлена на материальное обеспечение определенной категории лиц из средств бюджетов и специальных государственных фондов.

Сущность социального обеспечения более отчетливо выражается в его функциях: политической, экономической, демографической, реабилитационной и профилактической.

Экономическая функция социального обеспечения основывается на замещение заработка (содержание, доход), который утрачен из-за нетрудоспособности, возраста или потери кормильца, частичном возмещении расходов при возникновении определенного жизненного обстоятельства, а также оказание денежной помощи малоимущим лицам. Источником финансирования в этом случае служат государственные внебюджетные фонды социального страхования, образованные по территориальным принципам. В роли таких фондов выступают: пенсионные, социального страхования, обязательного медицинского страхования, благотворительного народного фонда социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения позволяет поддерживать социальную стабильность в обществе, в котором ярко выражены различия в материальном обеспечении разных слоев населения.

Демографическая функция, как правило, стимулирует воспроизводство народонаселения, которое необходимо для успешного развития государства.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление статуса в обществе нетрудоспособных граждан и прочей социально слабой группы населения, который позволяет чувствовать себя полноценным членом общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении и возникновении определенных социально-рисковых ситуаций (несчастные случаи).

В нашей стране из-за появления экономической нестабильности, инфляции, роста числа безработных, обнищания, расслоения общества, роста переселенцев и беженцев, лиц без определенного места жительства очень остро стоит проблема социального обеспечения. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть систему права социального обеспечения.


Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. В обязанность государства входит их соблюдение и защита. Право на социальное обеспечение раскрывается в определенных статьях Конституции РФ.

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее деление на подотрасли, институты и субинституты.

Система права социального обеспечения делится на 2 части: общую и особенную.

Общая часть включает в себя: нормы, которые закрепляют права человека в области социального обеспечения; нормы, которые разграничивают компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения; нормы - принципы; нормы, которые устанавливают виды социальных рисков.

Особенная часть состоит из: норм, которые регулируют предоставление пенсий; норм, которые регулируют предоставление пособий и прочих социальных выплат; норм, которые регулируют предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг; норм, которые регулируют предоставление бесплатной медицинской помощи.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, обслуживающие особенную часть. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Общая часть состоит из таких институтов, как: субъекты права соци-ального обеспечения; основания обеспечения и его виды; принципы права социального обеспечения.

Особенная часть состоит из институтов, которые имеют самостоятельный объект регулирования. К ним относят: трудовой стаж; пенсии; компенсационные выплаты; пособия; медицинская помощь и лечение; социальное обслуживание; различные льготы.

Каждый из институтов делится на определенные субинституты[1].

Подводя итог данной работы, можно отметить, что под социальным обеспечением на данный момент нужно понимать форму выражения соци-альной политики государства, которая необходима для поддержания определенной категории лиц, нуждающихся в материальной помощи. Финансирование таких граждан осуществляется за счет денежных средств, находящихся в распоряжении государства и имеющих целевое назначение

Развитие теории права социального обеспечения


В российском праве по ряду причин до настоящего времени остается открытым вопрос о понятии научной школы. Законодатель не дает легального определения научной школы, а выделяет лишь ее признаки в федеральных нормативных актах, связанные с государственной поддержкой ученых. Поиску ответа на вопрос о том, что представляет собой современная научная школа, посвящены многочисленные исследования, в том числе опубликованные на страницах «Вестника Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». Обобщив многообразие подходов при решении данной проблемы, В. В. Кванина, по нашему мнению, достаточно удачно сформулировала понятие научной школы, не только выделила ее признаки, но и поставила на повестку дня немаловажный вопрос о цели (предназначении) школы. Конечной целью научной школы, по мнению В. В. Кваниной, является получение объективного нового научного знания, обогащающего науку. Если этого не происходит, то нет и научной школы. Убедительны и дальнейшие ее рассуждения о том, что помимо этой общей цели, к которой стремятся и учитель, и ученик, они преследуют и свои личные цели: для учителя это сохранение и развитие того, что он разработал, для ученика — получение нового научного знания и становление как ученого. Для существования научной школы важна идентификация ученика с учителем. Ученик, который со временем создает свою научную школу, продолжает оставаться учеником своего учителя.

Обращаясь к развитию научной школы права социального обеспечения в постсоветский период, нельзя обойти вниманием ее становление и развитие в советское время. Несомненно, общепризнанным основателем научной школы является Виталий Семенович Андреев, который в конце 1960-х гг. разработал универсальную научную теорию, в которой объединил знания о понятии, предмете, методе, системе отрасли права социального обеспечения и ее самостоятельном месте в системе советского права. В основу этих знаний положены общеправовые принципы-идеи в сфере взаимоотношений государства и личности. Более того, Виталий Семенович выявил главные направления развития общей и особенной части права социального обеспечения.

В. С. Андреев имел непосредственное отношение к становлению преподавания права социального обеспечения в качестве самостоятельной учебной дисциплины в вузе. В 1960—1970 гг. В. С. Андреев впервые издал курс лекций по праву социального обеспечения5, который стал читаться студентам, получающим юридическое образование. С 1970 по 1987 г. В. С. Андреев — профессор, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения, ректор Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ), будучи не только ученым-исследователем, но и работником системы высшего образования, успешно передавал знания, опыт своим ученикам. Учение о праве социального обеспечения как самостоятельной отрасли советского права впоследствии продолжили развивать доктора юридических наук К. С. Батыгин6, М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова8. Следует отметить, что В. С. Андреев занимался научными исследованиями в сфере не только права социального обеспечения, но и трудового права, где его идеи получили развитие в трудах докторов юридических наук О. М. Медведева9, Л. А. Сыроватской10. Около 30 исследователей стали кандидатами юридических наук по научной специальности 12.00.05 под непосредственным научным руководством В. С. Андреева.