Файл: Понятие социальное обеспечение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим экономическую и социальную функции права социального обеспечения подробнее.

Экономическая функция. Экономическая система современного общества есть взаимодействие технико-экономических и социально-экономических отношений. Она очень сложна и включает в себя такие относительно самостоятельные системы, как: производственная система (или система хозяйствования), финансовая система, система управления экономикой, денежная система и др. Несмотря на различные трактовки экономической системы ее понимают как относительно обособленную, устойчивую в пространстве и во времени часть окружающего мира, которая характеризуется внешней целостностью и внутренним многообразием. Наполняя данное определение специфическими экономическими признаками, ученые указывают на множественность экономических и неэкономических отношений, составляющих ее, их взаимосвязь и организационную целостность.

В праве социального обеспечения экономическая функция понимается либо как воздействие, выражающееся в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства, либо как свойство отрасли права, характеризующееся возмещением трудового дохода, оказанием денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. В некоторых случаях экономическую функцию трактуют очень широко, указывая, что ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части внутреннего валового продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ.

Отметим, что воздействие социального обеспечения на экономическую систему многообразно. Оно зависит и от видов предоставляемого обеспечения, и от являющегося предметом воздействия уровня экономической системы. На макроэкономическом уровне данное воздействие должно включать так называемое распределение социальных благ нуждающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Нельзя забывать, что суммарное количество денежных средств, предоставляемое в виде пенсий, пособий, является существенным элементом финансовой системы. При этом праву социального обеспечения отводится основная роль в той части экономической системы, которая связана с воспроизводством рабочей силы (в первую очередь с получением заработной платы в рамках трудовых отношений). Приоритет здесь принадлежит трудовому праву. Однако при наличии событий (страховых случаев), в результате которых работник не может выполнять трудовые функции и остается без заработной платы, в дело вступают страховые механизмы права социального обеспечения, предоставляющие индивиду временное или долгосрочное материальное содержание (пособия, пенсии и др.), что наглядно показывает воздействие системы социального обеспечения на экономику на функциональном уровне. Помимо изложенного, процесс воспроизводства рабочей силы разделен на этапы. Один из них - воспроизводство и формирование рабочей силы, включающей в себя рождение, воспитание, обучение будущих работников. На данном этапе немногие системы способны конкурировать с правом социального обеспечения по эффективности воздействия на процесс производства рабочей силы. Отрасль права содержит блок правоотношений, связанных с предоставлением социального содержания при рождении и воспитании детей, включая предоставление материнского (семейного) капитала на федеральном и региональном уровнях.


Социальная функция. В определении социальной функции права социального обеспечения существует некая сложность. В некоторых источниках либо указывается, что социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества и направлена на предупреждение, смягчение или устранение последствий тяжелой жизненной ситуации, либо делается акцент на то, что социальная функция способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении социальных рисков. Не совсем ясно и разделение функций права социального обеспечения на защитно-компенсационную и социально-адаптационную, хотя социальный компонент в функциональной характеристике отрасли явно превалирует.

Заметим, что социальная функция крайне редко упоминается в научной и учебной литературе. Как правило, авторы говорят о социально-реабилитационной или защитно-компенсационной функциях, связанных с удовлетворением потребностей нетрудоспособных и престарелых граждан специфическими для социального обеспечения способами.

Социальная система общества, вероятнее всего, представляет собой самую большую общественную систему, поскольку включает в себя в макроконтинууме экономическую, политическую, идеологическую и социальную системы. При этом социальная система характеризуется как система связей, проявляющаяся во взаимодействии личностей и социальных групп, в совокупности ценностей, норм и др. На сложность понимания социальной функции обращал внимание один из основоположников социального страхования А. Манес. Он указывал, что в предоставлении защиты конкретному лицу нельзя не видеть проявления социального. На его взгляд, одно из выражений социальной функции заключается в том, что защита индивидов является одновременно и защитой блага общества, поскольку общество будет страдать из-за несчастных случаев, произошедших с физическими лицами. Нельзя не признать, что социальное обеспечение направлено, прежде всего, на достижение именно социальных целей, основная из которых - ослабление внутренних противоречий в обществе.

Соотношение социальной и экономической функций. Отделить социальную функцию права социального обеспечения от экономической не всегда возможно. Экономическая функция права социального обеспечения часто трактуется предельно широко и частично вбирает в себя функцию социальную. По мнению М. О. Буяновой, «экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и в отдельных отраслях хозяйствования». Как видно из определения, основной элемент содержания экономической функции -оказание материальной поддержки гражданам. Данный элемент составляет и содержание социально-реабилитационной функции. С точки зрения Е. Е. Мачульской, экономическая функция заключается в компенсации трудового дохода, возмещении дополнительных расходов по воспитанию и содержанию нетрудоспособных членов семьи, в оказании минимальной помощи малоимущим гражданам, что также свидетельствует о явном социальном характере функции, обозначенной как экономическая.


М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова в основу определения экономической функции права социального обеспечения положили характеристику экономической функции социального обеспечения как способа перераспределения внутреннего валового продукта для выравнивания личных доходов граждан путем предоставления материальных благ при наступлении социальных рисков: «Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении внутреннего валового продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках». Впоследствии Э. Г. Тучкова расширила содержание экономической функции, включив в нее, кроме элемента «распределения внутреннего валового продукта», такие элементы, как гарантированность достаточного уровня социального обеспечения, эффективный механизм аккумуляции финансовых средств, усиление обусловленности объема правомочий трудовой деятельностью человека.

Социальное обеспечение направлено, прежде всего, на достижение именно социальных целей, основная из которых - ослабление внутренних противоречий в обществе.

Это позволило ей определить экономическую функцию как одну из основных, реализуя которую, социальное обеспечение выполняет и социально-реабилитационную, и демографическую функции. По ее мнению, отделить социальную функцию от экономической невозможно.

Данная интерпретация экономической функции права социального обеспечения свидетельствует о том, что функционирование системы социального обеспечения преломляется в различных системах общества. В данном случае, с позиции Э. Г. Тучковой, действие норм права социального обеспечения, имевших изначально экономическое предназначение, оказывает влияние и на социально-реабилитационную систему, и на демографическую.

Однако расширение числа характеристик экономической функции не сделало понимание функции более конкретным. Очень спорно и ее суждение о реализации ряда функций за счет другой, в данном случае, экономической.

В целом вопрос об исполнении социальным обеспечением (и правом социального обеспечения) такой функции, как распределение внутреннего валового продукта, является непростым не только с позиции взаимодействия систем, но и предметности отрасли права. Говоря о распределении внутреннего валового продукта, чаще всего подразумевается наличие

в системе социального обеспечения распределительных отношений, включающих в себя отношения по сбору и аккумуляции финансовых средств (как правило, речь идет о финансовых отношениях по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование). Однако сегодня данная концепция противоречит устоявшимся представлениям о предмете отрасли права. Несмотря на значимость отношений по сбору и аккумуляции финансовых средств, финансовые отношения находятся за пределами предмета регулирования права социального обеспечения.


Это показывает, насколько непрост функциональный анализ экономического и социального в праве социального обеспечения, и что на уровне отраслевой науки права социального обеспечения нередко содержания понятий «социальная функция» и «экономическая функция» совпадают. Виной тому служат слишком общие определения данных понятий, когда малосодержательность дефиниции ведет к чрезмерному расширению объема понятия.

Из множества научных суждений выделяется позиция коллектива авторов под руководством В. Ш. Шайхатдинова, принимающая во внимание положения о системности в праве и в обществе. С их точки зрения, функции социального обеспечения - это обусловленные природой социального обеспечения и его целевым назначением направления воздействия на общество. Полисистемность же общества логически влечет за собой полисистемность функций. Экономическая функция социального обеспечения, согласно позиции авторов, заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Экономическая функция имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда подфункций: распределительной, обеспечительной, производственной [Право социального обеспечения 2012: 29-31]. Принимая позицию авторов, следует отметить, что сложность функции зависит от сложности системы, которая формирует функцию из присущих ей свойств. И то что авторы именуют подфункциями, вероятнее всего, представляет собой функции элементов системы. Но сумма функций элементов системы не может представлять собой функцию системы, следовательно, уже в самом подходе к выделению подфункций кроется ошибка.

Каждый элемент системы выполняет только ему присущую функцию. И данная функция является функцией элемента, а не подфункцией системы. Так, страховой стаж в пенсионных правоотношениях выполняет функцию учета времени работы. В интегрированном виде он присутствует в пенсионной системе как основание возникновения права на пенсию. Однако функция учета времени работы есть функция именно страхового стажа, и ее нельзя представить как подфункцию пенсионной системы.

Интересное мнение о соотношении экономической и социальной функций высказала М. Ю. Федорова. На ее взгляд, предоставление гражданам материальных благ в размере ниже прожиточного минимума или в размере, сопоставимом с прожиточным минимумом, не экономическая функция, а функция социальной помощи. Об экономической функции, т. е. воздействии социального обеспечения на экономическую систему, можно говорить только при условии, что размер предоставляемого социального обеспечения значительно превышает прожиточный минимум.


Приведенные выше суждения показывают, насколько близки между собой по смыслу экономическая и социальная функции социального обеспечения. Имущественная составляющая социального обеспечения исключает какое-либо социальное воздействие неэкономического характера. Поэтому выделение исключительно социального и исключительно экономического внутри отрасли права сегодня не приносит желаемого результата. Экономическая функция проявляется при воздействии социального обеспечения на экономическую систему, а социальная - при воздействии социального обеспечения на социальную систему. Но сами эти системы редко рассматриваются в отрыве друг о друга, как правило, говорят о единой социально-экономической системе.

Еще раз отметим, что системы общества, несмотря на определенную автономность, никогда не были абсолютно изолированными друг от друга. Они взаимодействуют, влияют друг на друга, что подтверждает верность тезиса о взаимопроникновении экономической и социальной систем. Правда, в некоторых случаях может создаться впечатление, что системы конкурируют друг с другом. Вопрос о конкуренции функций основывается на проблеме поиска баланса между экономическим и социальным в системе социального обеспечения.

Видимость этого может проявляться на первичном (низовом) уровне, на уровне экономики предприятия, когда получение прибыли представляет собой реализацию экономической функции, а например, участие в обязательном социальном страховании - социальной функции. При рассуждениях о конкуренции функций часто делается акцент на излишней обремененности предприятия социально-страховыми

обязательствами, которые мешают развиваться экономике. Предполагается, что экономическая функция есть доходный элемент, приносящий прибыль, социальная - расходный, в какой-то степени убыточный на уровне предприятия. На протяжении многих лет идет дискуссия о том, как найти баланс между размером уплаты страховых взносов, наполняемостью ФСС и размерами страховых пособий.

Экономическая система социального страхования во многом оценивается через дефицит или профицит бюджета фонда социального страхования. В данном смысле экономия средств внебюджетного страхового фонда представляется положительной, эффективной с экономической точки зрения. Постепенно обществу навязывается мнение, что средства фонда необходимо экономить, в первую очередь, за счет выплат пенсий и пособий.

При этом, оценивая экономическую и социальную эффективность отношений между предприятиями, внебюджетными фондами и застрахованными лицами, очень часто во главу угла ставят «псевдоэкономическую» функцию, связанную с самоокупаемостью соответствующей системы обязательного страхования: пенсионного страхования, страхования по временной нетрудоспособности и т. д. Предполагается, что экономическая функция - это доходный элемент, приносящий прибыль, социальная же - расходный, являющийся убыточным как на уровне предприятия, так и на уровне макросистемы.