Файл: Психолого-пед хар-ка класса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 579

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации по составлению
психолого-педагогической характеристики
на учащегося (класс)


Подготовлены отделом специального образования
ГУО «Академия последипломного образования»



Руководство

к составлению психолого-педагогической характеристики класса.


Характеристика должна отражать поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.

В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности.

Основными методами изучения детского коллектива являются неформализованные наблюдения, беседа, контент-анализ (изучение продуктов деятельности). Рекомендовано также изучение документации и проведение социометрии.


Структура характеристики

  1. Сведения о составе класса:

  • количество учащихся, возраст: девочки - мальчики, диагноз (по МКБ-10).

Для младших школьников желательны сведения о дошкольной подготовке и получении коррекционной помощи.


II. По какой программе обучаются учащиеся класса:

  • количество учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе (Ф.И.О. – предметы);

  • общая успеваемость класса (по пяти- или десятибалльной системе):

успеваемость на «отлично» - «хорошо» - 1 – 4 балла

на «хорошо» - «удовлетв.» - 5 – 6 баллов

«неудовлетв.» - 7 – 8 баллов

Характеристика групп учащихся по уровню познавательных возможностей (в первую очередь речевых возможностей, далее характеристика памяти, мышления, работоспособности, внимания). Особенности усвоения учебного материала.


III. Коллективные отношения внутри класса (на основе социометрии):

  • наличие лидеров, чем определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив;

  • наличие изгоев, чем определяется;

  • характер отношений детей (заинтересованность в общих делах, равнодушие, разобщенность);

  • общественные дела класса, их выполнение учащимися (самостоятельно, под контролем, с помощью учителя, воспитателя)

  • отношение коллектива к детям с нарушениями поведения, личностными и выраженными недостатками физического развития;

  • роль общественного мнения и его формы (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки);

  • коэффициент сплоченности коллектива (по социометрии)


IV. Характеристика групп учащихся по личностным свойствам:

  1. изучение школьной мотивации (познавательные интересы отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием и т.д.)

  2. эмоционально-волевая сфера:

  • при заниженном уровне эмоционального контроля: внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, мнителен, недоверчив к предложениям других людей, излишне зависим от принятых им норм поведения, стремится к привычному кругу общения, проявляет особую ранимость во взаимоотношениях, несамостоятелен, испытывает симбиотическую связь с матерью;

  • при завышенном уровне эмоционального контроля: легко вступает в контакты с людьми, допускает близкую дистанцию в общении, не испытывая усталости от общения с людьми, не требователен к качеству общения, конформен, несамостоятелен, труслив, слепо подчиняется правилам, которые выработаны другими.


  1. особенности личности:

  • как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности;

  • соблюдение правил поведения;

  • нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам;

  • проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим;

  • «разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии (аутоагрессии) и т.п.


ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА



  1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________

  2. Дата рождения________________________________________________

  3. Физическое развитие, состояние здоровья _________________________

_______________________________________________________________

  1. Сведения о семье

Сведения о родителях:


Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Образование

Место работы










Сведения о других членах семьи:


Другие члены семьи

Степень родства

Год рождения








  1. Условия семьи (социально-демографические, жилищно-бытовые, социально-психологические, криминогенные) _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Взаимоотношения в семье, характер воспитания ___________________________

  2. ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Тип темперамента ___________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Особенности характера:

эмоциональные черты _____________________________________________________

________________________________________________________________________

интеллектуальные черты __________________________________________________

________________________________________________________________________

волевые черты ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

9. Положительные качества поведения _______________________________________

________________________________________________________________________

10. Отрицательные качества поведения ______________________________________

________________________________________________________________________

11. Особенности памяти ___________________________________________________

________________________________________________________________________

внимания ________________________________________________________________

________________________________________________________________________

мышления ______________________________________________________________

________________________________________________________________________

воображения ____________________________________________________________

________________________________________________________________________

12. Успеваемость, интеллектуальное развитие ________________________________

________________________________________________________________________

Любимые предметы: ______________________________________________________

________________________________________________________________________

Нелюбимые предметы: ____________________________________________________

________________________________________________________________________

13. Отношение к труду:

учебному ________________________________________________________________

________________________________________________________________________

физическому _____________________________________________________________

________________________________________________________________________

общественно полезному____________________________________________________


________________________________________________________________________

труду по самообслуживанию ________________________________________________

________________________________________________________________________

14. Характер чтения _______________________________________________________

________________________________________________________________________

15. Взаимоотношения в группе, в коллективе, положение в коллективе_____________

________________________________________________________________________

16. Отношение к родителям, учителям, сверстникам ____________________________

________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отношение к себе_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Участие в общественной работе ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Занятия в свободное время ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Общение вне школы ____________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Интересы и склонности __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Способности ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Профессиональные намерения ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Использование диагностических методик


Дата

Методика

Результат









































  1. Педагогические выводы и рекомендации ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося


I. Общие сведения о школьнике.

Фамилия, имя, год рождения, класс. Общее физическое развитие. И состояние здоровья. Условия жизни в семье.


II. Характеристика школьника как субъекта учебной деятельности.

Успеваемость школьника (средний балл успеваемости; показатели успеваемости по отдельным предметам; динамика успеваемости).

Мотивы учебной деятельности (отношения к знаниям как к ценности; потребность в целенаправленной познавательной деятельности; характеристика познавательных интересов - их широта, устойчивость, глубина).

Познавательные мотивы учения

Социальные мотивы учения


III. Внеучебная деятельность.

Участие в общественной жизни класса, школы. Постоянные и временные поручения. Другие виды внеучебной деятельности, значимые для школьника (спортивная, художественная, трудовая). Обучение в УПК: избранная профессия. Предпочитаемые виды деятельности.


IV. Характеристика интеллектуальной сферы школьника.

Характеристика познавательных процессов (сенсорно-перцептивные процессы): целостность и осмысленность восприятия; целенаправленность восприятия (наблюдательность); доминирующий тип восприятия. Внимание: объем внимания, особенности устойчивости, распределение и переключение внимания, проявления непроизвольного и произвольного внимания. Память: логическая и механическая память, непроизвольная и произвольная память, их соотношение в учебной деятельности.

Образная память (уровень развития зрительно-слуховой памяти, особенности комбинирования видов образной памяти).

Мышление и речь: уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования; особенности усвоения и оперирования ими; понятий, способность к формированию суждений, умозаключений; к дискурсивному мышлению. Наличие способности к «проблемному видению».

Индивидуальные особенности мышления как показатели обучаемости школьника: глубина – поверхностность; самостоятельность – несамостоятельность; пластичность – ригидность; «чувствительность» к подсказке - «нечувствительность» к подсказке; критичность – некритичность. Динамические характеристики мышления: сообразительность, находчивость; быстрота понимания учебного материала и др.

Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Особенности речи школьника.

Индивидуальные проявления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга в интеллектуальной сфере школьника.


V. Направленности личности.

Основные желания и стремления школьника. Интересы школьника: их содержательность, направленность, широта и устойчивость. Любимые занятия в свободное время. Идеалы школьника (любимые книги, литературные герои). Жизненные планы его (профессиональное и моральное самоопределение).



VI. Общения и взаимоотношения.

Круг общения школьника: группы, членом которых он является (в классе и вне его). Референтная группа. Наличие устойчивого круга друзей (подруг). Общение с учащимися противоположного пола. Ценности и мотивы общения. Проявление дружбы и товарищества. Преобладающая тематика общения. Коммуникативные умения и проблемы в общении (понимание учащимися своих сверстников).

Взаимоотношения с одноклассниками. Авторитет и уважение в классе. Социометрический статус школьника. Отношение к успехам – неуспехам одноклассников. Стремление к лидерству. Отношение к мнению одноклассников, к критическим замечаниям в свой адрес. Доброжелательность в отношениях. Самочувствие в коллективе.

Отношение учащегося с учителями. Любимые учителя. Отношение к похвале и порицанию. Отношение к требованиям.

Характер отношений с родителями, братьями, сестрами. Психологическая атмосфера в семье.


VII. Характеристика индивидуальности школьника.

Доминирующий тип темперамента и его проявления (уровень активности, работоспособность: динамические характеристики поведения и деятельности – скорость, ритм, темп и др.). Психологические проявления темперамента: сензитивность; экстра – интравертность; тревожность; эмоциональность, преобладающее настроение.

Индивидуально-стилевые особенности учебной деятельности школьника. Проявление темперамента школьника в общении.


ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ


  1. Общие сведения об учащемся: фамилия, имя, отчество; дата рождения.

  2. Отношение ученика к учению: мотивы учения; преобладающие оценки; любимые предметы; желание учиться лучше; отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей; сознание общественной и личной значимости учения.

  3. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:

  • умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности;

  • умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы;

  • умение осуществлять самоконтроль в учении, самостоятельно организовывать свой учебный труд (указать уровень собранности, внимательности; умение работать сосредоточенно);

  • уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели, стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния.

  1. Особенности темперамента учащегося и его психических процессов: тип темперамента; сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов; переключаемость с одного вида работы на другой; утомляемость; стабильность в проявлении настроения; особенности памяти, внимания, мышления, воображения; эмоциональных процессов.

  2. Ведущие интересы и склонности: широта, устойчивость и направленность интересов; увлеченность учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности; реализация интересов и склон­ностей в занятиях в кружках, факультативах, в участии в олимпиадах и конкурсах, в работе по самообразованию, в стремлении поделиться своими знаниями и умениями с товарищами, в оформлении и оборудовании кабинетов; наличие наград за успехи в урочной и внеурочной учебной работе; связь интересов с выбором будущей профессии.

  3. Основные черты характера и морально-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, организованность, правдивость, принципиальность, самокритичность, скромность, коллективизм, общительность, чувство товарищества, отзывчивость, вежливость и др.; сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), нетерпимость к проявлениям недисциплинированности; забота об общественном достоянии; степень развитости чувства долга; волевые качества (смелость, решительность, настойчивость, самообладание).

  4. Общественная и трудовая активность школьников: желание участвовать в школьных и классных делах; степень активности в общественной работе; инициативность и самостоятельность в общественных делах; развитие организаторских качеств (умение вовлечь в работу других учащихся); отношение к физическому и общественно полезному труду, к работе по самообслуживанию; добросовестность в выполнении общественных поручений, ответственность, стремление добровольно включаться в дела; заинтересованность в делах коллектива; умение довести начатое дело до конца.

  5. Культурный кругозор: культура речи; начитанность школьника, регулярность чтения; широта и устойчивость его читательских интересов; умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни; художественные способности, имеющиеся у школьника, и формы их реализации.

  6. Взаимоотношения учащегося с коллективом класса: отношение к нему товарищей; пользуется ли авторитетом в классе и во внешкольных объединениях; степень общительности; его отношение к товарищам; его место в коллективе класса; взаимоотношения с родителями, учителями, взрослыми.

  7. Состояние здоровья: хронические заболевания; физическое развитие; отношение к занятиям физкультурой и спортом; участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы; вид спорта, которым увлекается ученик; занятия в спортивных кружках и секциях; имеющиеся награды за спортивные достижения.

  8. Профессиональная направленность: предпочитаемые виды труда; профессии, которыми интересуется.

  9. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером; совершенствованием достоинств; работе над недостатками.