Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
Актуальной проблемой является вопрос о наличии «супружеской доли» в праве пожизненного наследуемого владения, которая не может быть выделена из наследуемого земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения, «супружеской доли» может возникнуть только в том случае, если на земельном участке расположено какое-либо строение. Идентификации земельного участка также является проблемным вопросом в рамках наследования участка и признания его объектом наследования. Таким образом, вопросов и проблем, возникающих как в нотариальной, так и в судебной практике, при оформлении наследственных прав на земельные участки, существует довольно много. Объясняется это неурегулированностью земельных правоотношений и хаосом, существовавшем в оформлении документов на землю в 90-е годы прошлого века. На сегодняшний день задача и нотариусов, и судей заключается в формировании единых подходов при оформлении права собственности на земельные участки.
2. Наследование интеллектуальной собственности
В соответствии со ст. 1225 ГК РФ интеллектуальной собственностью являются охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Кроме того, законодатель выделил новое понятие «интеллектуальные права» (ст. 1226 ГК РФ), который включает в себя исключительные права, которые могут наследоваться и личные неимущественные права, которые наследоваться не могут, однако наследники вправе защищать эти права, и иные права. В свою очередь указанные объекты можно подразделить на объекты авторского права, объекты смежных прав, объекты патентных прав, средства индивидуализации предпринимателей, нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности 61 . Глава 70 ГК РФ посвящена правовому регулированию авторского права. Все авторские правомочия принадлежавшие автору пожизненно или нет, переходят к наследникам на определенный срок. Наследники наравне с авторами, могут правообладать такими правами, но с определенными ограничениями. Наследниками рассматриваемого вида имущества могут быть любые лица, в том числе юридические, а также государственные и муниципальные образования. Права на объекты интеллектуальной собственности входят в состав имущества и при определении обязательной доли согласно ст. 1149 ГК РФ.
Однако претендовать на перешедшие по наследству неимущественные права необходимые наследники не могут. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом наследодателя, включается в состав наследства без подтверждения какими-либо документами, за исключением случаев, когда названное право признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата (ст. 1353 ГК РФ). При возникновении спора о принадлежности наследодателю исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, не подлежащий государственной регистрации, судам следует учитывать, что любые доказательства могут подтвердить принадлежность исключительного права определенному лицу (ст. 55 ГПК РФ) 63 . У наследников изготовителей фонограмм, авторов, исполнителей и изготовителей аудиовизуальных произведений при наследовании возникает в соответствии ст. 1245 ГК РФ право на вознаграждение за беспрепятственное воспроизведение, показ фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях исключительно. К наследникам обладателей исключительного права на фонограмму и исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение переходит право на вознаграждение за открытое, всенародное проигрывание фонограммы, которая опубликуется в целях коммерции (статья 1326 ГК РФ). Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации переходят к наследникам в рамках части срока их действия, который зависит от вида результата интеллектуальной деятельности и индивидуализирующего средства, а по истечении определенного срока такие результаты интеллектуальной деятельности переходят в общественное достояние (ст. 1261, ст. 1282, п. 2 ст. 1283, п. 5 ст. 1318, п. 3 ст. 1327, ст. 1364, ст. 1425, п. 4 ст. 1457 ГК РФ) и могут использоваться любым лицом без ограничения, на что не требуется согласие или разрешение, а также не предусматривается выплата авторского вознаграждения.
Перешедшее к нескольким наследникам исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, принадлежит им совместно. Реализация такого результата интеллектуальной деятельности, распределение доходов от его совместного использования, а также распоряжение исключительным правом в данном случае осуществляются согласно п. 3 ст. 1229 ГК РФ. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, не входит в общее имущество супругов (абзац четвертый п. 2 ст. 256 ГК РФ, п. 3 ст. 36 СК РФ) и наследуется как имущество автора такого результата. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, которое приобретено за счет общего бюджета супругов, рассматривается как их общее совместное имущество (если нет брачного или иного договора) и наследуется с учетом правил ст. 1150 ГК РФ. При переходе исключительного права по наследству у владельцев такого права могут возникать и иные интеллектуальные права неимущественного характера, а именно право внесение изменений в произведение, сокращений или дополнений (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), право на придание произведению публичности (п. 3 ст. 1268 ГК РФ). Кроме того, автором результата интеллектуальной деятельности, согласно ст. 1134 ГК РФ может быть назначен исполнитель завещания, который после смерти автора будет охранять его авторство, имени автора и неприкосновенности произведения (п. 2 ст. 1267 ГК РФ). Наследниками автора (исполнителя) или их правопреемниками (а равно другими заинтересованными лицами) подобные полномочия реализуются только в случае отказа назначенного автором (исполнителем) лица от их исполнения, а также после смерти этого лица.
В состав наследства входят также иные интеллектуальные права, относящиеся к имущественным правам наследодателя, не являющиеся исключительными, в частности право следования в отношении произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений в соответствии с пунктом 3 статьи 1293 ГК РФ; право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (пункт 2 статьи 1357 ГК РФ); право на вознаграждение за служебные результаты интеллектуальной деятельности, причитающееся работнику - автору служебного произведения, служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца, служебного селекционного достижения, служебной топологии (абзац третий пункта 2 статьи 1295, абзац третий пункта 4 статьи 1370, пункт 5 статьи 1430, пункт 4 статьи 1461 ГК РФ), переходит к его наследникам, поскольку договор между работодателем и работником, которым определяются размер, условия и порядок выплаты такого вознаграждения, по своему характеру является гражданско-правовым. Таким же образом следует разрешать вопросы о наследовании названного права в случаях, когда судом установлено, что положения, которыми определяется выплата вознаграждения, включенные в содержание трудового договора, фактически устанавливают гражданско-правовые обязательства сторон. Рассмотрение вопроса о наследовании прав на результаты авторской деятельности представляется достаточно актуальным в силу следующих при- чин. Во-первых, данные отношения получили правовое регулирование на стыке двух правовых институтов - наследственного и авторского права, что является фактором, усложняющим процесс правоприменения в силу рассеянности норм по различным частям, разделам, главам и параграфам ГК РФ.
Во- вторых, сам процесс правового регулирования передачи по наследству автор- ских исключительных прав имеет определенные особенности, изучение ко- торых, представляет определенный интерес. К положению о передаче исключительного права на произведение можно относиться по-разному, но на данный момент представляется воз- можным говорить, что это устоявшаяся и ставшая традиционной норма, ха- рактерная не только для авторского права РФ, но и в целом для правовых систем развитых государств. Исходя из отсутствия норм, связанных с наследованием исключитель- ного права автора на результат интеллектуальной деятельности, совершенно логичным представляется обратить взгляд на пятый раздел части третьей ГК РФ. Однако положений об особом порядке наследования исключительного права в наследственном праве нет. В то же время положения ст. 1112 ГК РФ имеют достаточно большой простор для расширительного толкования дан- ной нормы закона. Абзац первый данной статьи содержит положение о на- следовании имущества, а именно вещей, иного имущества, в том числе иму- щественных прав и обязанностей. Но, как известно из п. 1 ст. 1227 ГК РФ, ре- зультаты интеллектуальной деятельности, а значит, и произведения не зави- сят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором они выражены, соответственно первый абзац ст. 1112 ГК РФ данного случая не касается. Если обратиться к абзацам второму и третьему указанной статьи, можно отметить, что законодатель пошел по пути ограничения объектов, ко- торые можно передать по наследству. В абзаце втором указано, что в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с лично- стью наследодателя, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается в соответствии с ГК РФ, либо иными норма- тивно-правовыми актами. В третьем абзаце ст. 1112 ГК РФ отмечено, что в состав наследства не входят личные неимущественные права и другие нема- териальные блага. 38 Таким образом, представляется возможным сделать вывод, о том, что положения нормы права, зафиксированной в ст. 1112 ГК РФ, необходимо толковать расширительно, в связи с тем, что в ней содержится прямой запрет на наследование личных неимущественных прав, но отсутствует запрет на наследование нематериальных отношений, связанных с имуществом. В то же время законодатель мог бы решить выявленную выше проблему теоретического характера при помощи простого указания положения об исключительном праве автора на произведение в п. 1 ст. 1112 ГК РФ. Данное изменение в положения ст. 1112 ГК РФ позволит, укрепить связь институтов наследственного и авторского права в рамках отрасли гражданского права Российской Федерации.
3. Наследование по договору займа
В настоящем разделе мы рассмотрим отдельные проблемы выдачи но- тариусом свидетельства о праве на наследство в виде имущественного права по договору займа, заключенному в письменной форме займодавцем - насле- додателем с заемщиком. На сегодняшний день актуальными в рамках исследования вопроса на- следования по договору займа, являются следующие проблемы: выдача нотариусом свидетельства о праве на наследство по договору займа, в случае если истек срок возврата займа; нарушение заемщиком договора займа в виде уп- латы процентов по договору займа; значение долгового документа, как удо- стоверение выполнения обязательства по договору займа; оценка соответст- вующих прав, при выдаче свидетельства о праве на наследство на имущест- венные права по договору займа. Несмотря на то, что действующий ГК РФ допускает наследование имущественных прав и обязанностей по договору, в рамках наследственных правоотношений такая возможность может быть не всегда реализована. Принадлежность наследодателю имущественных прав и обязанностей может подтверждаться разными документами, в том числе и договорами. Выдача нотариусом свидетельства о праве на наследство на права и обязан- ности по договору и, в том числе, по договору займа происходит редко - а потому представляет практический интерес. Чаще по договору займа заемщиком передаются денежные средства. При этом наследниками могут наследоваться как имущественные права зай- модавца, так и обязанности заемщика. И если последнее происходит в большинстве случаев в судебном порядке путем вынесения судом решения о при- влечении наследника к ответственности по долгам наследодателя, то вопрос о наследовании имущественных прав по договору займа очень редко, но все же возникает в нотариальной практике. На наследуемое имущество, в том числе на имущественные права, но- тариусу должны быть предоставлены документы, которые подтверждают принадлежность на день открытия наследства наследодателю имущества на праве собственности, а также имущественных прав.
Согласно ст. 808 ГК РФ договор займа, заключаемый между гражданами, должен обязательно составляться в письменной форме, если сумма договора превышает десятира- зовый минимальный размер оплаты труда, что установлено законом, а в слу- чае, когда займодавцем выступает юридическое лицо, договор займа заклю- чается в письменной форме независимо от суммы займа. В доказательство договора займа, его условий, представлены могут быть такие документы как расписка либо любой другой документ, который подтверждал бы передачу конкретной суммы денег или определенного количества вещей. С учетом ус- тановленного минимального размера оплаты труда можно сделать вывод, что заемные обязательства в большинстве случаев должны подтверждаться договором. Для нотариуса подтверждением факта заключения договора займа и вытекающих из него условий может быть только договор займа, совершен- ный в письменной форме путем его заключения согласно ст. 434 ГК РФ. Если же наследником предъявляется договор займа, то нотариус осу- ществляет его оценку на предмет соответствия требованиям действующего законодательства и убеждается в его подлинности.
Истечение срока возврата займа в целях наследственного правопреемства значения не имеет и не может быть основанием для отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство. Кроме того, законодателем предусмотрены специальные последствия нару- шения заемщиком договора займа в виде уплаты процентов. Ключевым мо- ментом здесь выступает, прежде всего, установление факта исполнения оп- ределенного договором денежного обязательства, поскольку согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. Определен- ные сложности возникают, когда имело место частичное исполнение долж- ником наследодателя обязательства по договору. Сумма займа считается полностью возвращенной в момент ее передачи займодавцу или на момент зачисления определенной денежной суммы банковский счет займодавца (ст. 810 ГК РФ). Согласно пункту 2 ст. 408 ГК РФ кредитор, принимающий исполнение по договору займа, обязан выдать должнику по его требованию расписку о получении занимаемой им по договору суммы, что свидетельствует о пол- ном либо частичном исполнении должником обязательств возникших при за- ключении соответствующего договора. Если должник в удостоверение обяза- тельства выдал кредитору долговой документ, то принимая исполнение по заключенному договору, кредитор, должен вернуть принятый им в этом слу- чае документ, а при невозможности возврата такого документа указать на это в выдаваемой им расписке. Расписка может быть заменена надписью на воз- вращаемом долговом документе. Наличие долгового документа у должника подтверждает прекращение обязательства по договору 69 . Предъявление договора займа, совершённого в письменной форме, но- тариусу наследником кредитора подтверждает факт неисполнения обязатель- ства по договору. Иное может быть доказано нотариусом права истребовать документы и сведения, необходимые для совершения нотариального действия, что предусмотрено ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В случае возражений со стороны должника наследодателя касательно факта заключения договора, определенных его условий, в выдаче свидетель- ства о праве на наследство будет отказано, и тогда наследник вынужден бу- дет отстаивать свое право на наследование имущественных прав по договору в судебном порядке. Однако нельзя исключить факт признания должником долга, и тогда с учетом определенных обстоятельств дела вопрос о выдаче свидетельства нотариусом решается положительно.
Совершение наследником действий, направленных на принятие на- следства, с учетом принципа универсальности правопреемства, положений ст.ст. 1112, 1152 ГК РФ позволяет должнику возвратить сумму займа и без предъявления ему свидетельства о праве на наследство. Однако в данном случае свидетельство о праве на наследство будет являться документом, под- тверждающим факт того, что должник исполняет обязательство надлежаще- му лицу, правопреемнику кредитора. Должник, согласно ст. 312 ГК РФ, при исполнении им обязательств по договору, вправе истребовать определенные доказательства того, что исполнение им возникших из договора обязательств, кредитором принимается. Более того, должник несет риск последствий не предъявления такого требования. Применительно к наследственным право- отношениям последнее означает, что исполнение обязательства перед одним из наследников не освобождает должника от обязанности по возврату долга другим наследникам, выступающим кредиторами. Таким образом, в ситуа- ции, когда наследников несколько, свидетельство о праве на наследство яв- ляется для должника документом, подтверждающим с достоверностью не только круг наследников умершего, но и их доли в наследстве. Если же заемщик имел статус юридического лица, то свидетельство о праве на наследство выступает для него, прежде всего объектом бухгалтерского учета, и исполнение таким субъектом обязательств должно осуществляться с учетом предусмотренной Федеральным законом «О бухгалтерском учете» необходимости формирования документированной систематизиро- ванной информации об указанных объектах.