Файл: Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика (Общая характеристика правового регулирования валютного рынка в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономические реформы, проводившиеся после распада СССР, разрешили прямой выход российским организациям на иностранные внешние рынки и вход иностранным предпринимателям на российский рынок. За этот длительный период времени произошло значительное уменьшение во внешнеторговом обороте доли централизованного экспорта и импорта; расширение количества коммерческих банков имеющих лицензию на совершение валютных операций явилось следствием интенсификации внешнеэкономических связей на рынке.

В Российский Федерации, еще 1 июня 1992 г. был введен единый плавающий курс рубля. Однако свободной конвертируемости рубля не наблюдается, не смотря на либерализацию экономики. В настоящий период времени из-за наличия ряда социальных и экономических проблем использование в полной мере методов характерных для стран с развитым рынком, денежно-кредитной и валютной политики, нереально.

Существование народного хозяйства в условиях санкций, новый виток структурной перестройки, необходимость усиленного развития отраслей и инфраструктуры внутреннего производства не может существовать без государственного финансирования социальных программ, предприятий градообразующей сферы, регионов, и субъектов Федерации. Однако государственные субвенции и субсидии, финансирование федеральных программ, централизованные кредиты Центрального банка, не в полной мере справляются с инфляционными процессами, в связи с чем растет спрос на конвертируемую валюту.

Слабая взаимосвязь между экспортом и импортом, существование методов нетарифного регулирования экспорта сырьевых товаров, которые составляют основу российского экспорта, вызывают снижение доходов государства от внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день наблюдается положительное сальдо торгового баланса, однако фиксируется недостаток поступлений государственных валютных резервов. Для обслуживания внешнего долга требуется привлечение дополнительных бюджетных ресурсов. Это может быть произведено путем перераспределения статей доходов и расходов, понижения курса рубля с целью изменения валютного курса для стимулирования экспорта. Однако данные инструменты не приемлемы в условиях роста бюджетного дефицита и инфляции.

Борьба с коррупцией, недостаточно благоприятный инвестиционный климат, санкции на ввоз и вывоз товаров, обязательство от продажа части выручки от экспорта за рубли отбивают желание экспортеров переводить валютную выручку в банки Российской федерации, в связи с чем происходит нелегальный вывоз валюты российскими предпринимателями.


Сложность решения вышеназванных проблем в настоящий период времени требует усиления юридических ограничений на совершение сделок к иностранной валюте.

Специальное валютное законодательство играет основополагающую роль в регулировании валютных отношений.

Цель данной курсовой работы – исследование правового регулирования валютного рынка в Российской федерации.

Для достижения данной цели – были поставлены следующие задачи:

1) исследовать правовое регулирование операций с иностранной валютой в Российской Федерации;

2) проанализировать правовой режим валютных счетов, а также оборот иностранной валюты на внутреннем рынке.

Объектом исследования – является валютный рынок РФ, предметом – операции на валютном рынке.

Глава 1. Правовое регулирование валютный операций в Российской Федерации

1.1 Общая характеристика правового регулирования валютного рынка в Российской Федерации

Основным документом действующего в РФ валютного законодательства является Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", который был принят 10 декабря 2003 г. Данный закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой на территории Российской Федерации, также в нем указаны функции и полномочия органов валютного регулирования и контроля, а также права и обязанности как юридических, так и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, закон устанавливает ответственность за его нарушение. [1]

ЦБ РФ предоставляется право на издание инструкций, писем, положений и других нормативных актов с целью дополнения регулирования валютных отношений на территории РФ. Данное право необходимо ЦБ РФ для быстрого и оперативного решения проблем, возникающих при валютном обороте.

Ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет основные понятия, необходимые для оперирования в нормативных документах по правовому регулированию валютного рынка, В данном законе представлены следующие понятия: ценные бумаги в валюте Российской Федерации, иностранная валюта, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, валютные операции, текущие валютные операции, валютные операции, связанные с движением капитала, уполномоченные банки, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни [1].


Основной целью валютного правового регулирования валютного рынка является обеспечение стабильности российского рубля в современных условиях свободного обращения иностранной валюты. Ст.2 закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» гласит, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. Центральный банк Российской Федерации устанавливает условия обращения нерезидентов с российским рублем. Нерезидентам разрешаются расчеты с резидентами Российской Федерации как в рублях, так и в валюте, если это не противоречит условиям международных договоров, в которых принимает участие Российская Федерация.

Нерезиденты имеют право открыть счета в банках Российской Федерации, имеющих лицензию на проведение валютных операций по месту расположения своего представительства либо, при его отсутствии совершать расчеты в рублях путем использования рублевых корреспондентских счетов банков-нерезидентов, открытых в банках Российской Федерации, имеющих лицензию на проведение валютных операций. Резиденты Российской Федерации не могут открывать счета в банках-нерезидентах и их филиалах в рублях на территории Российской Федерации. Запрещается производить списание средств с рублевых корреспондентских счетов банков-нерезидентов за их счет и по их поручению. Нерезиденты совершают операции по рублевым счетам на основании режимов, оговоренных в инструкции Центрального Банка Российской Федерации [4, C.50].

Банки Российской Федерации, имеющие лицензию на проведение валютных операций могут осуществлять валютные операции на основании оформленных надлежащим образом документов, которые содержат информацию об осуществлении валютной операции и подтверждении ее соответствия действующему законодательству. Юридические лица-резиденты имеют право рассчитываться в иностранной валюте только в пределах имеющихся в их распоряжении законных средств.

Законные средства могут быть получены следующим образом:

- средства федеральных, республиканских и местных бюджетов в иностранной валюте;

- взносы в уставный фонд (капитал);

- валютные кредиты от уполномоченных и иностранных банков и финансовых учреждений, других иностранных юридических лиц на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации;

- покупка валюты на внутреннем валютном рынке за рубли в банках Российской Федерации, имеющих лицензию на проведение валютных операций;

- благотворительные фонды.


Физическим лицам – резидентам разрешается иметь в собственности:

- валютные ценности, введенные, переведенные или пересланные из-за границы в Россию с соблюдением таможенных правил и банковского законодательства;

- наличную валюту, купленную в уполномоченных банках;

- заработную плату и другие виды вознаграждения в иностранной валюте, полученные от юридических лиц-резидентов, за работу вне территории Российской Федерации и от юридических лиц-нерезидентов [10, C.132].

Личные средства граждан подлежат свободному зачислению на текущие счета и во вклады в банках Российской Федерации, имеющих лицензию на проведение валютных операций. В зависимости от характера происхождения валюты устанавливаются режимы текущих счетов.

Законодательством РФ устанавливаются определенные ограничения при проведении резидентами валютных операций. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

Текущими валютным операциям являются:

- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом, без отсрочки платежа и кредитованием на срок менее 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок менее 180 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок менее 180 дней;

- переводы физическим и юридическим лицам в Российскую Федерацию и из Российской Федерации доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации.

. К операциям, связанным с движением капитала, осуществляемыми резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ относятся:

- прямые инвестиции:

- портфельные инвестиции;

- покупка прав собственности и иных прав на здания, сооружения, землю, недра и иное имущество, включая недвижимость;

- предоставление и получение отсрочки платежа по экспорту и импорту на срок более 180 дней;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- другие валютные операции, не являющиеся текущими.

Допускается использование иностранной валюты допускается в расчетах между юридическими лицами-резидентами в отдельных случаях:

  • в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями при включении стоимости их услуг в цену экспортируемого товара;
  • в расчетах между импортерами и транспортными, страховыми, экспедиторскими организациями при доставке грузов к границе РФ;
  • при транзитных перевозках через территорию РФ;
  • за услуги по аренде международных каналов связи предприятиями связи;
  • при оплате комиссионного вознаграждения посредником, осуществляющим по заказам экспортеров и импортеров операции с иностранными партнерами;
  • при расчетах между поставщиками и субпоставщиками экспортной продукции в пределах выручки, оставшейся в распоряжении экспортеров;
  • при оплате расходов и комиссий банковских учреждений и посреднических организаций, компенсирующих их расходы в иностранной валюте;
  • при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческих и банковских кредитов в иностранной валюте [10, C.135].

Проведение каких-либо других расчетов в иностранной валюте допускается только при наличии специального разрешения ЦБ РФ. Заключение договора – обязательное условие для произведения расчетов юридическими лицами - резидентами в иностранной. В договоре – обязательна ссылка на контракт с иностранным контрагентом. На основании данного договора осуществляются расчеты в валюте контракта с иностранными партнерами. Банки, имеющие лицензию на проведение валютных операций имеют право предоставлять рублевые кредиты под залог валютных ценностей. Если должник не способен выполнить свои обязательства, то его валютные ценности подлежат реализации на внутреннем валютном рынке. За счет рублевой выручки покрываются требования кредиторов. При этом банкам Российской Федерации, имеющим лицензию на проведение валютных операций запрещается обращать взыскание с клиентов процентов в иностранной валюте по ссудам, предоставленным в рублях.

Физические лица-резиденты Российской Федерации имеют право:

  • переводить, вывозить или пересылать из РФ валютные ценности без ограничений, переведенные или пересланные ранее на их имя (банковский счет) или ввезенные ими при наличии таможенных или других подтверждающих документов;
  • вывозить или переводить за границу при выезде владельца счета, валюту, купленную в уполномоченном банке в течение двух лет со дня покупки при наличии разрешения либо снятую с текущего счета, на который она должна быть зачислена после покупки в уполномоченном банке;
  • использовать валюту, зачисленную на текущие валютные счета, без предъявления документов о легальном происхождении валюты, только для расчетов на территории РФ;
  • продавать валюту уполномоченному банку.

Сделки с валютой на территории Российской Федерации, без участия банков Российской Федерации, имеющих лицензию на проведение валютных операций, между физическими лицами - резидентами, между резидентами и нерезидентами могут осуществляться только как:

  • передача в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;
  • дарение валютных ценностей супругу или близким родственникам;
  • завещание или получение валютных ценностей по праву наследования; приобретение, продажа и обмен единичных иностранных денежных знаков (в том числе и из драгоценных металлов) в целях коллекционирования.

Внутренний валютный рынок является основным направлением валютного регулирования. Его стабильное функционирование при неустойчивом состоянии экономики требует применения императивных ограничений на вывоз валюты за пределы РФ. Юридические лица-резиденты не имеют права открывать текущие и иные счета в иностранной валюте за пределами РФ без разрешения Центрального Банка Российской Федерации. Центральный Банк Российской Федерации рассматривает заявления клиентов на открытие валютных счетов, принимая во внимание специфику проведения конкретных операций и отсутствие возможности открытия таких счетов в российских банках [5, C.56].