Файл: Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика (Общая характеристика правового регулирования валютного рынка в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование валютный операций в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика правового регулирования валютного рынка в Российской Федерации
1.2 Порядок лицензирования валютных операций коммерческих банков
2.1. Правовой режим валютных счетов и порядок их открытия
2.2. Правовой режим покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем рынке
Получив разрешение на открытие валютных счетов за пределами РФ, юридическим лица-резидентам вменяется обязанность по отчету по остаткам средств и процентам, полученным и переведенным в банки, по форме и в сроки, установленные Центральным Банком Российской Федерации. Центральный Банк Российской Федерации имеет право требовать перевода в российские банки части средств, находящихся на счетах за границей и превышающих необходимые для осуществления операций текущие остатки. Центральный Банк Российской Федерации разрешает физическим лицам-резидентам иметь валютные счета и вклады в зарубежных банках только в период их пребывания за пределами РФ, либо при разрешении Центрального Банка Российской Федерации. В срок окончания пребывания остатки средств должны быть переведены в уполномоченные банки либо ввезены на территорию РФ с соблюдением таможенных правил.
Резидент, получивший иностранную валюту за рубежом, обязан перевести в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме по поручению плательщика в пользу резидента банком плательщика-нерезидента либо другим банком.
Устойчивое предложение иностранной валюты на территории Российской федерации обеспечивается:
- обязательной продажей предприятиями-резидентами 50% валютной экспортной выручки через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах;
- добровольной продажей юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) собственных валютных средств по коммерческому курсу при посредничестве уполномоченных банков;
- валютными интервенциями Центрального банка России.
Спрос на валюту не является свободны и регулируется ограничениями на ее покупку для организаций и банках Российской Федерации, имеющих лицензию на проведение валютных операций. Организации имеют право купить иностранную валюту на внутреннем рынке РФ только для того, чтобы проводить текущие операций и выполнять платежи по задолженности в иностранной валюте при представлении в банк Российской Федерации, имеющий лицензию на проведение валютных операций соответствующих документов. Банки Российской Федерации, имеющие лицензию на проведение валютных операций могут приобретать иностранную валюту как за счет собственных средств, так и для последующей продажи на российском валютном рынке, не выходя за пределы лимита открытой валютной позиции.
Разрешается заниматься розничной торговлей за иностранную валюту под таможенным контролем на таможенной территории России магазинам беспошлинной торговли только в случае наличия разрешения территориальных ГУ Центрального Банка Российской Федерации и с применением зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции контрольно-кассовых машин [5, C.58].
Могут зачисляться поступления в наличной иностранной валюте без ограничений на текущие валютные счета организации в банках Российской Федерации, имеющих лицензию на проведение валютных операций:
неиспользованный остаток средств на командировочные расходы, ранее полученные предприятием;
таможенные платежи физических лиц согласно таможенному законодательству;
суммы в уплату физическими лицами подоходного налога в соответствии с налоговым законодательством;
конфискованные суммы в соответствии с законодательством РФ;
выручка от реализации гражданам на территории РФ представительствами иностранных транспортных предприятий перевозочных документов;
суммы, ввезенные в Российскую Федерацию с соблюдением таможенных правил по доверенности предприятий, учреждений и организаций – нерезидентов [5, C.60].
По межбанковским договорам для обеспечения валютно-кассового обслуживания клиентов разрешается предоставление кредитов в наличной иностранной валюте и погашение кредита наличной иностранной валютой допускается.
Также разрешается посредническим предприятия осуществлять валютные операции по поручению предприятий – поставщиков экспортной продукции обязательную продажу части экспортной выручки за минусом расходов и комиссионного вознаграждения. Остаток такой экспортной выручки необходимо перевести на текущие валютные счета поставщиков экспортной продукции или на текущие валютные счета посреднических организаций для оплаты импорта в Российскую Федерацию на основании договоров и контрактов. Однако суммы комиссионных вознаграждений посреднических организаций остаются на транзитных счетах и подлежат частичной обязательной продаже.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает особый порядок обязательной продажи экспортной выручки российских транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предприятий и учреждений, оказывающих услуги международной связи. Такие предприятия обязаны ежеквартально в установленные сроки представлять в банки Российской Федерации, имеющие лицензию на проведение валютных операций расчеты с указанием сумм, подлежащих обязательной продаже.
В случае зачисления валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия банк Российской Федерации, имеющий лицензию на проведение валютных операций, не позднее следующего рабочего дня обязан депонировать средства, подлежащие обязательной продаже, на специальном лицевом балансовом счете. Данные средства с указанного счета должны быть проданы на межбанковской валютной бирже, в торгах которой принимает участие Центральный Банк Российской Федерации в течение 3 рабочих дней от даты зачисления на него.
Если предприятие не предоставило поручение по истечении 14 рабочих дней от даты зачисления поступлений на транзитный счет банк Российской Федерации, имеющий лицензию на проведение валютных операций в безакцептном порядке списывает с транзитного счета 50% всей валютной выручки и зачисляет на счет и продает в течение 3 рабочих дней на торгах межбанковской валютной биржи.
Концентрация операций по валютному обороту на межбанковских биржах, отмена розничной торговли за наличную валюту необходимы для сокращения разрыва между существующими курсами иностранной валюты к российскому рублю.
Центральный банк России и Правительство Российской Федерации являются органами валютного контроля являются.
Центральный Банк Российской Федерации является основным органом валютного контроля и выполняет следующие функции по регулированию валютного рынка:
- определяет порядок и сферу обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации;
- издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
- проводит все виды валютных операций;
- устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями в Российской Федерации, а также правила проведения нерезидентами операций с российскими рублями и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
- утверждает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, при надлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
- устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
- вводит единые формы отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их представления;
- готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.
Агенты валютного контроля, например банки Российской Федерации, имеющие лицензию на проведение валютных операций, подотчетные Центральному банку Российской Федерации. Государственный таможенный комитет и его структурные подразделения выполняют контролирующие функции при пересечении товаров, валютных и рублевых ценностей через границу РФ. Также в РФ создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, с целью ужесточения контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также координации деятельности агентов валютного и экспортного контроля.
1.2 Порядок лицензирования валютных операций коммерческих банков
На основании действующего законодательства к операциям с иностранной валютой относятся:
- ведение валютных счетов клиентуры;
- неторговые операции;
- установление корреспондентских отношений с российскими уполномоченными и иностранными банками;
- международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;
- покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
- привлечение и размещение валютных средств внутри Российской Федерации;
- кредитные операции на международных денежных рынках;
- депозитные и конверсионные операции на международных денежных рынках [3, C.78].
Коммерческие банки имеют право осуществлять вышеназванные операции только если есть лицензия Центрального Банка Российской Федерации. Банки, получившие лицензию от Центрального Банка Российской Федерации на проведение валютных операции, именуются уполномоченными банками. Лицензии делятся на внутренние и генеральные.
Внутренняя лицензия предоставляет право на совершение определенного набора операций на территории РФ; ведение валютных счетов клиентов; ведение торговых и неторговых операций; покупка, продажа наличной и безналичной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; установление корреспондентских отношений с банками, имеющими генеральную лицензию ЦБ РФ. Для получения внутренней лицензии коммерческому банку необходимо проработать хотя бы один год с момента регистрации Центральным Банком Российской Федерации и получения рублевой лицензии. В определенных исключительных случаях, если имеются веские обстоятельства валютная лицензия может быть выдана до истечения указанного срока.
Банк обязан выполнить ряд следующих условий для получения внутренней лицензии:
- рентабельная работы и соблюдение установленных экономических нормативов в течение последнего года;
- квалификационная и техническая готовность к осуществлению валютных операций;
- экономическое обоснование внешнеэкономических связей.
Получение внутренней лицензии коммерческим банком требует предоставления в Центральный банк России следующих документов:
1. Ходатайство банка о предоставлении ему внутренней лицензии, включающей: наименование банка, реквизиты его регистрации в Центральный банк Российской Федерации; сведения о результатах деятельности за последний год, размере ссудной задолженности, выполнении банком экономических нормативов; данные об итогах последней ревизии; количество клиентов, желающих открыть текущие валютные счета в банке; информацию о технической и квалификационной готовности банка к осуществлению валютных операций; размер объявленного и оплаченного уставного фонда на дату подачи ходатайства в Центральный банк Российской Федерации; перечень операций с иностранной валютой, которые банк желает осуществлять.
Документы подписываются председателем совета банка.
2. Экономическое обоснование о внешнеэкономических связях будущих клиентов, давших согласие на открытие текущих валютных счетов. Необходимо сделать условный расчет по 2-3 клиентам с описанием их иностранных партнеров и характера партнерских связей. Экономическое обоснование заверяет председатель правления банка.
3. Список клиентов, давших согласие на открытие текущих валютных счетов, с приложением их официальных заявок на имя банка и сведений об оборотах за год и остатках на последнюю дату на валютных счетах, открытых в других банках.
4. Справка о технической готовности к осуществлению валютных операций. Банк должен иметь достаточный размер клиентского зала для валютного обслуживания клиентуры, отдельное помещение под обменный пункт. В справке следует указать название организации, с которой заключен договор на охрану, его номер и дату. Необходимо привести сведения о наличии бланков строгого учета, штампов, печатей, пломбиров, справочного материала (журналов образцов иностранных валют, нормативной документации).
На балансе банка должны находиться специальные технические средства: компьютеры, засыпные двустенные сейфы и шкафы, машины для перерасчета валюты, тесторы валют, пишущие машинки с латинским шрифтом, компьютерные терминалы для автоматизированной обработки чеков, пластиковых карточек и других документов с магнитной полосой, функционирующие телексы и телефоны и т.п.
5. Справка об организации внутрибанковского контроля, его соответствие установленным требованиям. В документ необходимо включить сведения о плановых проверках внутрибанковского учета, документооборота, отчетности, процедуре обсуждения результатов проверки и устранения выявленных нарушений, данные о должностных лицах банка, ответственных за внутренний аудит.
6. Аудиторское заключение о деятельности банка за последний год с подтверждением достоверности баланса и отчетности.
7. Письмо коммерческого банка, имеющего генеральную лицензию о согласии установления корреспондентских отношений.
8. Список филиалов банка с указанием всех почтовых реквизитов, телефонов, фамилий руководителей.
9. Отчетность банка, включая годовой баланс, отчеты о доходах, расходах и прибыли банка на последнюю дату, справку о соблюдении экономических нормативов, пояснительную записку.
10. Список лиц, которые будут заниматься валютными операциями с приложением документов, подтверждающих их теоретическую подготовку в зарегистрированном и лицензированном учебном заведении и прохождение ими практики в коммерческом банке. В документах должны быть сведения о валютных операциях, которые освоил каждый сотрудник.