Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы создания инновационного проекта
1.1 Понятие и сущность инновационных проектов
1.2 Классификация и фазы инновационных проектов
1.3 Разработка концепции инновационного проекта
Глава 2 Анализ инновационной стратегии ПАО «Газпром»
2.1 Краткая характеристика ПАО «Газпром»
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач, встающих перед промышленностью на современном этапе, является эффективное применение инновационных решений. Переход к новым методам хозяйствования требует усиления инновационной активности и изменения подхода к нововведениям, соединения инноваций с рынком. Исходя из современной расстановки действующих сил в экономике, приоритет её развития должен быть отдан активизации инновационной деятельности в её базовых наукоёмких отраслях, являющихся источником динамичного движения.
Целью курсовой работы является: рассмотрение теоретических основ создания инновационного проекта, проведение анализа инновационного проектирования на предприятие и формулирование рекомендаций по внедрению инновационного проекта на предприятие.
Данная цель предопределила определение сущности решения следующих задач:
- определить понятие и сущность инновационного проекта;
- рассмотреть этапы создания инновационного проекта;
- провести анализ условий разработки и внедрения инновационного проекта;
Объектом данного исследования является механизм формирования и реализации инновационной стратегии предприятия.
Предметом исследования является ПАО «Газпром».
В первой главе рассмотрены теоретические основы создания инновационного проекта, а именно: понятие, классификация, фазы и создание концепции инновационного проекта. Во второй главе рассмотрены и проанализированы инновационные стратегии ПАО “Газпром”, в том числе федеральный проект “Бажен”.
Глава 1 Теоретические основы создания инновационного проекта
1.1 Понятие и сущность инновационных проектов
Современную экономику справедливо называют эпохой инноваций. Инновации являются важнейшей предпосылкой экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения. Постоянно изменяющаяся среда, в которой существуют организации, требует реализации инновационного подхода к удовлетворению потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Зарубежные ученые и представители успешных мировых компаний считают активную инновационную деятельность центральным звеном в создании и наращивании инновационного потенциала организации. Инновации могут создаваться и реализовываться на различных уровнях управления организацией и в разных областях её деятельности:
‒ технологии или продукция (инновации, которые осуществляются не только в ответ на меняющиеся потребности и ожидания потребителей или других заинтересованных сторон, но и предвосхищают потенциальные изменения среды, в которой существует организация, а также учитывают жизненный цикл продукта);
‒ бизнес-процессов (инновации в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах);
‒ самой организации (инновации в организационно-правовой форме и организационной структуре);
‒ в системе менеджмента организации (ценностях, целях и задачах, стиле и механизмах управления, мотивации и стимулировании сотрудников, организации труда и др.). Инновации определяют суть и специфику инновационной деятельности, которая, как правило, осуществляется в рамках инновационных проектов.
В научной литературе, нормативно-правовых актах существуют различные подходы к трактовке понятия «инновационный проект» (таблица 1).
Таблица 1
Обобщая данные трактовки, отметим, что инновационный проект в них рассматривается с трех точек зрения: как форма целенаправленного управления инновационной деятельностью; как процесс осуществления инноваций; как комплект документации, необходимой для реализации целей проекта. В данной работе будем придерживаться следующего определения понятия «инновационный проект»: инновационный проект – это комплекс целенаправленных мероприятий, предусматривающих разработку и реализацию инновационного продукта, услуги или процесса, обеспеченный комплектом проектной документации для эффективного решения конкретной научно-технической задачи, приводящей к инновации.
1.2 Классификация и фазы инновационных проектов
Многообразие целей и задач инновационного развития обусловливает множество разновидностей инновационных проектов, которые классифицируются по ряду признаков (таблица 2).
Таблица 2
Таблица 2
(продолжение)
Таким образом, учеными выделяется множество видов инновационных проектов, основными из которых являются: монопроекты, мультипроекты и мегапроекты; международные, национальные, региональные, отраслевые, организационные, а также проекты, различающиеся по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
Обеспечить соответствие результатов инновационного проекта поставленным целям должна определенная технология проектирования, то есть последовательность действий по разработке и реализации проекта с использованием различных средств. В процессе разработки и реализации инновационного проекта необходимо учитывать, что:
-
- его реализация предусматривает прохождение этапов цикла «наука – производство – потребление»;
- разработка и реализация инновационного проекта требует творческого и креативного подхода;
участники инновационного проекта, как правило, имеют высокую мотивацию и отличаются организованностью и дисциплинированностью.
Это обусловливает необходимость демократического стиля управления; процессы разработки и реализации инновационного проекта требуют гибкости.
Принадлежность инновационного проекта к тому или иному виду определяет особенности его жизненного цикла, то есть комбинацию процессов (фаз, стадий) и подпроцессов (этапов, подэтапов), которые связывают начало проекта с его завершением. Универсального подхода к разделению жизненного цикла проекта на фазы не существует, учеными предлагаются в разной степени детализированные их трактовки (рисунок 1).
Рис. 1 - Подходы российских ученых к выделению фаз жизненного цикла инновационного проекта
Вместе с тем, для каждого проекта, вне зависимости от вида, можно выделить 2 стандартные стадии – прединвестиционную и инвестиционную (рисунок 2), которые в совокупности включают в себя пять стадий, каждая из которых реализуется посредством четырех этапов.
Рис. 2 - Содержание фаз жизненного цикла инновационного проекта
В настоящее время организации используют три подхода к построению процесса разработки и реализации инновационных проектов, связанных с созданием новых продуктов, технологий: последовательный, параллельный и последовательно-параллельный.
Последовательный подход позволяет контролировать рискованные и сложные проекты, связанные с разработкой новых товаров. Но, несмотря на то, что он способствует снижению доли неудачных разработок, у него имеются и определенные недостатки. Жан-Жак Ламбен среди них выделяет следующие: не подходит для интеграции, так как каждая группа функциональных специалистов передает проект следующей группе; переход на следующую стадию осуществляется после удовлетворения всех требований предыдущего этапа, в итоге весь процесс может замедлиться или остановиться из-за помех, возникших на одной из стадий; длительность процесса планирования товара, существенно удлиняющая сроки разработки новой продукции, позволяет избежать ошибок, но ценой потери времени. Изменения на рынке, появление новых конкурентов и опасность копирования товаров часто приводят к запоздалому появлению на рынке разработанного последовательным способом товара. Таким образом, большие затраты времени на разработку проекта могут не уменьшать, а увеличивать риск неудачного его исхода. Это касается, прежде всего, высокотехнологичных товаров, когда решающим фактором успеха становится скорость. Вышеуказанные недостатки последовательного подхода к разработке и реализации устраняются при параллельном ведении работ над проекто. Этот подход предполагает тесное сотрудничество между различными структурными подразделениями компании и одновременное прохождение нескольких этапов разработки, что позволяет значительно сэкономить время и повысить эффективность инновационного процесса.
Параллельный процесс разработки нового товара был предложен японскими учеными X. Такеучи и И. Нонакой. Он позволяет ускорить разработку новых товаров за счет использования самоорганизующихся проектно-ориентированных команд, члены которых работают над одним проектом от начала до конца. Помимо этого, Жан-Жак Ламбен выделяет следующие преимущества параллельного процесса разработки нового товара: способствует лучшей межфункциональной координации, так как каждая функция реализуется во всем процессе разработки; одновременное осуществление некоторых работ, что ускоряет процесс в целом, потому что объем доработок и переделок существенно уменьшается; улучшение контроля каждой работы, так как от нее напрямую зависят последующие работы; повышенная интенсивность Система мониторинга среды Разработка концепции товара Проверка концепции Анализ возможностей и целей Поиск и отбор идей Выработка спецификаций, и определение себестоимости Создание прототипа Поиск поставщиков Разработка концепции нового продукта и ее проверка Отбор идей нового продукта Генерация идеи нового продукта Разработка стратегии нового продукта Коммерциализация нового продукта Тестирование нового продукта на рынке Разработка нового продукта Бизнес-анализ нового продукта труда и своевременная координация способствуют значительной экономии времени. Однако и параллельный подход разработки и реализации инновационных проектов имеет недостатки, в частности, он требует привлечения дополнительных ресурсов.
Снизить как риск ошибочных решений, так и издержки в процессе выполнения инновационного проекта позволяет последовательно-параллельный подход. В данном случае при принятии параллельных решений отделами на каждом этапе производиться совместная оценка рыночных, научно-технических, производственных и финансовых перспектив инновации. Но для успешной реализации данного подхода информация о разработке инновационного проекта должна быть доступна каждому отделу. Тогда, на основе общей полученной информации функциональными подразделениями, участвующими в инновационном проектировании, принимаются совместные решения о переходе на следующий этап инновационного проекта или об отказе от выдвинутых идей. В достижении целевых результатов инновационного проекта определяющую роль играет управление, представляя собой систему субъектов, которые, выполняя функции менеджмента с учетом совокупности принципов, подходов, поставленных целей, задач поэтапно разрабатывают и реализуют управленческие решения относительно инновационного проекта, обеспечивающие его эффективность.
1.3 Разработка концепции инновационного проекта
Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели разработки проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно- сметной документации.
Рис. - 3 Общая схема цикла управления инновационными проектами
Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта. В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы (рис. 4): формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.
Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение инновационной идеи является отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т. п.). С другой стороны, под формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план действий, т. е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или явиться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.
Рис. - 4 Содержание и этапы разработки концепции инновационного проекта
К методам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования -- выборочных опросов; написание сценария и т. д.) и творческие методы («мозговая атака»; морфологический анализ; метод Дельфи и т. д.).