Файл: Проблемы и перспективы взаимодействия Международных финансово-кредитных институтов с Россией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между тем инициатива придания рублю статуса мировой резервной валюты не была поддержана МВФ. В частности, представители МВФ отмечали, что сложность использования рубля в качестве резервной валюты, как и других валют развивающихся стран, состоит «в небольшой эмиссии по сравнению с традиционными эмитентами резервных валют», и выражали сомнения, что такие страны смогут «удовлетворить огромный существующий спрос». [27,c. 79]

В последнее время западные эксперты все более скептично настроены в отношении интернационализации российской валюты, что обусловлено в том числе развитием кризисных явлений в российской экономике и напряженностью в отношениях между Россией и западными странами. Так, профессор экономики Университета Беркли (США) и бывший советник МВФ Б. Эйхенгрин в интервью Bloomberg заявил, что он «не знает ни одного человека, кто воспринимает идею придания рублю статуса резервной валюты серьезно» и что «держать финансовые активы в России является рискованным делом».

Снижение перспектив превращения рубля в резервную валюту подтверждается и статистикой. По данным Банка международных расчетов, в рейтинге наиболее торгуемых валют рубль за период с 2013 по 2016 гг. опустился с 12 на 18 место, а его доля в мировой торговле снизилась за аналогичный период с 1,6 до 1,1%. [24,c.87]

Важно отметить, что в конце прошлого года МВФ принял решение о включении в состав СДР китайского юаня. Принятое решение вступило в силу с 1 октября 2016 г., в результате чего доля юаня в корзине СДР составила 10,92%. [24, c. 90]

Выводы:

Охарактеризовать значение участия России в Фонде можно, выделив несколько основных моментов. Не подлежит сомнению то, что вступление Росси в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Кроме того, одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ, несомненно, можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности (в первую очередь перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов).

С другой стороны – стало очевидно то, что ряд рецептов МВФ были не адаптированы к реалиям России. Фонд в своих оценках часто не принимал во внимание индивидуальные особенности страны, подходил к прогнозированию экономической ситуации чересчур технологично, часто опираясь на разработанные теоретические модели. Наиболее ярким примером, в подтверждение этого тезиса, стал кризис 1998 г. Завышенный курс рубля, отказ от своевременной девальвации для ликвидации разрыва между курсовым соотношением и покупательной способностью привели к обвалу российской валюты и вследствие высокой доли импорта в потреблении – к резкому повышению внутренних цен. Директорат МВФ, осуществляя мониторинг экономической программы России, не рекомендовал скорректировать курс рубля, а это значит, что Фонд несет солидарную ответственность за негативные результаты и последствия кризиса.


Изменение позиции по вопросу оказания финансового содействия российскому правительству в 1999 г. обусловили принятие руководством РФ решения приступить к досрочному погашению кредитов МВФ и задолженности другим кредиторам. Именно благодаря ужесточению позиции Фонда страна смогла прийти к пониманию необходимости жить по средствам, необходимости способствовать повышению инвестиционной привлекательности. На сегодняшний день вся задолженность перед МВФ погашена.

Членство в Фонде позволило России не только получать кредиты и техническую помощь, что определено Уставом МВФ, но и глубже, быстрее и эффективнее интегрироваться в мировое хозяйство: получать доступ на мировые финансовые рынки, либерализовать свои торговые отношения, обеспечивать доступ инвестиций в экономику и построить рыночные отношения.

Глава 2. Актуальные проблемы Взаимодействия Российской Федерации с группой Всемирного Банка

2.1. Цели, задачи и механизм сотрудничества Российской Федерации и группы Всемирного Банка

Россия стала членом Всемирного банка (МБРР и Международной ассоциации развития) в июне 1992 г. В декабре того же года Россия присоединилась к Многостороннему агентству по инвестиционным гарантиям (МИГА), а годом позднее - к Международной финансовой корпорации (МФК). Все четыре организации входят в группу Всемирного банка, целью которой является предоставление финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В октябре 2013 г. Совет директоров Всемирного банка одобрил заем в размере 60 млн долл. для совместного финансирования с РФ «Второго проекта по модернизации и техническому перевооружению учреждений и организаций Росгидромета» (Росгидромет-2). Общая стоимость проекта составила 139,50 млн долл. В 2013 г. совокупный объем обязательств МБРР по финансированию 10 инвестиционных проектов в России составил 646 млн долл. [27,c.65]


Стоит отметить, что, наряду с возможностью получения заимствований от Всемирного банка, Россия сама оказывает поддержку международному развитию. В апреле 2014 г. была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию». Среди приоритетных направлений российской политики в области содействия международному развитию на региональном и глобальном уровнях можно выделить: повышение эффективности систем государственного управления и улучшение условий для торговли и инвестиций в странах - получателях помощи; создание и усиление государственных мер по борьбе с организованной преступностью и терроризмом; реализация социальных и экономических проектов в странах - получателях помощи. [11,c. 65]

Россия профинансировала 21 трастовый фонд МАР/МБРР, 15 из которых являются действующими (активными), среди них: Трастовый фонд на восстановление стран, пострадавших от вируса Эболы; программа быстрого социального реагирования в области социальной защиты на рынке труда с учетом вопросов питания; механизм управления долгом; прозрачность в области торговли; программа развития потенциала в регионе ЕЦА (Европа и Центральная Азия); программа «Взаимное обучение и обмен опытом в управлении государственными финансами»; реконструкция Афганистана; поддержка МПС (малых и средних предприятий) в сфере энергетики в странах Африки к югу от Сахары (Мали, Танзания, Руанда, Сенегал, Кения, Ботсвана); Программа противодействия глобальному продовольственному кризису (Таджикистан, Кыргызская Республика); Российская программа содействия образованию в целях развития (Ангола, Армения, Эфиопия, Мозамбик, Замбия, Вьетнам, Таджикистан, Кыргызская Республика) и др. Совокупный объем в данные программы/трастовые фонды составляет почти 261 млн долл. [11, c.67]

В 2015 г. специалистами Всемирного банка был подготовлен доклад об экономике России, в котором приводился негативный прогноз роста российской экономики на 2015-2016 гг.: спад экономики на 3,8 % в 2015 г. и небольшое сокращение на 0,3 % в 2016 г. [11,c.78]

Также специалистами Всемирного банка были отмечены такие проблемы, как: несоответствие квалификации работников предъявляемым им требованиям на рабочих местах, что становится все более серьезным ограничением для дальнейшего роста экономики страны; степень незащищенности населения; низкая рождаемость, высокая смертность и заболеваемость среди взрослых, низкая эффективность расходов на здравоохранение; проблемы государственного управления и коррупции. [20, c.65]


Среди шагов по борьбе с названными проблемами обозначены: необходимость улучшения инвестиционного климата; устранение крупных инфраструктурных проблем; необходимость диверсификации налоговой, экспортной и общей экономической базы; укрепление системы государственного управления и институтов. В докладе подчеркивалось, что задача по улучшению инвестиционного климата лежит в основе общей программы модернизации правительства, на решение которой ориентирована широкая экспертная работа по обновлению Стратегии 2020. [24]

В соответствии с пожеланиями Правительства РФ весь объем кредитования со стороны МБРР предполагается предоставить в виде поддержки в рамках инвестиционных проектов. Программа МБРР по предоставлению финансирования на первые два года реализации КПС охватывала проекты в таких областях, как микрокредитование, развитие финансового сектора, энергоэффективность, охрана лесов, улучшение состояния инфраструктуры и развитие местного самоуправления. В течение пятилетнего срока действия КПС МФК было запланировано профинансировать из собственных средств инвестиции на общую сумму 3,8-4,8 млрд долл., а также оказать содействие в привлечении существенного объема средств со стороны российских партнеров. Согласно краткому обзору результатов деятельности Всемирного банка в России специалистами было отмечено, что с момента вступления в члены (МБРР и МАР) в 1992г. Банк предоставил заемные средства для финансирования более 70 проектов30 в различных отраслях на общую сумму немногим более 10,5 млрд долл. Около 95 % общего кредитного портфеля было освоено. [23,c. 22]

По состоянию на сентябрь 2015 г. российский портфель МБРР насчитывал 10 проектов на общую сумму 668,3 млн долл. Банк предоставляет 100 % своего финансирования Российской Федерации в форме инвестиционных займов. В отношении двух проектов32 осуществлялся внимательный контроль и мониторинг, так как отмечались значительные задержки с их реализацией. Проект «Поддержка судебной реформы» был дважды подвергнут серьезной реструктуризации, и в результате его рейтинг повышен до уровня «удовлетворительно». [21,c.87]

Также следует отметить, что предоставление консультационных и аналитических услуг (КАУ) по-прежнему является важным элементом работы МБРР в России. Банк расширил тематическую направленность оказываемого им технического содействия, охватив такие сферы, как социальное развитие, система развития детей в раннем возрасте, развитие коренных и малочисленных народов, повышение социальной ответственности. В 2016 финансовом году, наряду с публикацией двух традиционных Докладов об экономике России, Всемирный банк запланировал выпустить исследование «Связность и инклюзивный рост в России». [11,c. 6]


Группа Всемирного банка предоставила консультационные услуги в поддержку проекта модернизации аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге с применением механизма ГЧП. В рамках Пулковского проекта удалось привлечь частные инвестиции в объеме более 1,2 млрд евро. Поскольку знание международного опыта и аналитическая составляющая зачастую являются решающими факторами успеха в таких секторах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения, спрос со стороны клиентов привел к широкому использованию КУВО по этим направлениям. Кроме того, в течение двух последних лет КУВО стали пользоваться спросом в таких сферах, как улучшение инвестиционного климата, консультирование по вопросам экономической политики, содействие в реализации программ поддержки местных инициатив. [21,c.65]

С тех пор как в 1993 г. Россия стала членом МФК, организация осуществила в рамках 263 проектов долгосрочные инвестиции в Россию на общую сумму 10 млрд долл., включая синдицированные кредиты на сумму 3,5 млрд долл. По состоянию на сентябрь 2015 г. российский портфель инвестиционных обязательств МФК составляет 1,5 млрд долл. в рамках примерно 70 проектов, реализуемых в интересах приблизительно 50 клиентов.v[23,c.53]

В соответствии со Стратегией партнерства Группы Всемирного банка и Российской Федерации МФК продолжает поддерживать диверсификацию экономики и экономический рост в России посредством оказания содействия своим клиентам из частного сектора в реализации их потенциала долгосрочного развития, при этом особое внимание уделяется максимизации воздействия в менее развитых регионах. Эта деятельность включает такие направления, как: совершенствование транспортной и социальной инфраструктуры для улучшения доступа граждан и организаций к товарам и услугам; создание новых рабочих мест, требующих высокой квалификации работников; расширение обрабатывающих отраслей по производству продукции с высокой долей добавленной стоимости. Кроме того, МФК предоставляет российским компаниям и банкам стратегические консультации по вопросам обеспечения долгосрочного устойчивого роста, повышения энерго- и ресурсоэффективности, совершенствования практики корпоративного управления, а также консультирует правительства российских регионов по вопросам структурирования проектов в области муниципальной инфраструктуры. [23,c.87]

По состоянию на сентябрь 2015 г. общий риск, гарантированный МИГА в России, в стоимостном выражении составил 705 млн долл. в рамках восьми действующих контрактов (по семи проектам) (после перестрахования чистый объем обязательств составляет около 381 млн долл.). Гарантийные обязательства МИГА сосредоточены в российских финансовых учреждениях и направлены на поддержку инвестиций, осуществляемых ими в свои банковские, ипотечные и лизинговые дочерние структуры в России. Программы МИГА также покрывают проекты в обрабатывающих отраслях, сфере услуг и инфраструктурных секторах. МИГА предлагает несколько традиционных продуктов для страхования от политических рисков, которые покрывают: ограничения на перевод и конвертируемость средств, экспроприацию и разрыв контракта, войны и гражданские беспорядки. Кроме того, МИГА предлагает свой новый продукт, посредством которого покрывается риск неисполнения финансовых обязательств государственными предприятиями. [20,c. 55]