Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие и назначение системы нотариата).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовые основы организации нотариальной деятельности
1.1 Понятие и назначение системы нотариата
1.2 Источники права о нотариате
1.3 Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях
2. Нотариальная форма защиты и охраны права
2.1 Разграничение компетенций между нотариальными органами
Введение
Российским законодательством предусмотрена система органов, деятельность которых осуществляется в целях защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота, заключающаяся в совершении от имени государства возмездных действий. Данная деятельность носит название - нотариальная деятельность.
Нотариус лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, нормы которых отличаются друг от друга в различных странах.
Во времена огромного количества спроса и предложения страдает качество предоставляемых услуг, в зависимости от сферы деятельности, варьируются последствия безграмотных действий. Одно дело неправильный шрифт на упаковке производимого продукта, другой дело, незаконно отобранное имущество или осужденный человек. Поэтому очень важно качество работы нотариальных органов для нормального функционирования гражданского оборота, эффективной защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Объектом пристального внимания в настоящее время стал нотариат. За последние десятилетия коренным образом изменились статус, функции и порядок деятельности нотариата. Перед нами предстает противоречие двух систем нотариата: юридическая деятельность, осуществляемая от имени государства и корпоративного сообщества частнопрактикующих лиц свободной профессии. Первое под собой гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов, предопределяет специальный публично - правовой статус нотариусов. Второе же, активно развивающаяся сфера услуг, оказывает гражданам и организациям необходимые юридические услуги за соразмерную плату, однако существование первой дает отражение на качестве обслуживания населения и организации публичной нотариальной деятельности.
Данная работа проведет вас по основным вопросам, связанным с нотариальной деятельностью:
- задачи российского нотариата;
- место нотариата в системе государственных органов;
- компетенция нотариальных органов;
- виды нотариальной деятельности;
- выводы по исследуемой теме.
Законодательство о нотариате и нотариальной деятельности во многом отстало от тенденций современного общества. В современной России важными остаются правовые проблемы, требующие научного и практически-прикладного разрешения. К ним относятся: неопределенность в разграничение полномочий между нотариальными палатами и органами управления юстицией, одновременное существование государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой, неполнота правового регламента участия нотариата в защите конституционных прав и свобод человека, и другие проблемы. Все они создают трудности в реализации нотариальной защиты и прав граждан и является актуальной темой для исследования.
1. Правовые основы организации нотариальной деятельности
1.1 Понятие и назначение системы нотариата
«Нотариат» - термин, который имеет сразу несколько значений. Во-первых, это система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями. Во-вторых, правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность. В-третьих, отрасль юридических знаний о нотариате как о правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.
В России нотариат, прежде чем стать значимым и востребованным учреждением, прошел длинный и сложный путь. Теперь нотариат играет важную роль в формировании правовой культуры граждан и укреплении правопорядка в стране. Появилась необходимость в содействие лицам в формально-юридическом закреплении их действий и законных притязаний, обеспечивая их доказательность и правомерность. Развитие гражданского оборота потянуло за собой возникновение и развитие нотариата.
Возникновение и развитие нотариата как института берет свои корни из времен Республики в Древнем Риме. Тогда у римлян существовал особый институт должностных лиц (писцов), они занимались оформлением письменных распоряжений, даваемых магистрами и судебных формул, выносимых преторами. Лица, выполнявшие эти функции, назывались "нотариусами" (notarii) от слова "notta" что означало стенографический знак, который применялся писцами для скорости записей, которые они вели.[1]
Хроника отечественного нотариата наступает с XVI века и разделяется относительно на три крупных этапа. 1-ый промежуток– Российский нотариат до 1917г., 2-ой – советский нотариат, и 3-ий – нотариат на современном этапе развития России. Ко времени возникновения в России нотариусы уже были известны в других странах, по этой причине многое было взято из иностранного нотариата. Нас интересует последний этап, рассмотрим его подробней.
В 20гг ХХ века стране потребовались чрезвычайные меры по стабилизации экономики, в связи с ее крахом, что повлекло за собой новый виток становления нотариата. Развитие его в Советском Союзе характеризуется несколькими сменяющими друг друга декретами (декрет СНК РСФСР от 12.08.21г. учреждаются нотариальные столы губернских отделов юстиций и уездных бюро юстиций с целью засвидетельствования сделок. 4 октября 1922 г.; и другие). Каждый последующий поводило к становлению нотариата, как самостоятельное учреждение, что и случилось 4 октября 1922 года, было принято Положение о государственном нотариате.
Дальнейшее развитие законодательства о нотариате в Советском Союзе характеризуется принятием ряда поочередно сменяющихся положений о государственном нотариате 1930 г., 1947 г., 1965 г. соответственно и принятием единого кодифицированного общесоюзного Закона СССР от 19.07.73 г. «О государственном нотариате».
В конце прошлого века в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия:
- публичные (городовые) нотариусы;
- биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;
- узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;
- при отсутствии нотариуса или маклера их функции выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые пристава, торговые словесные суды.[2]
Претенденты на должность нотариуса (маклера) отбирались на основании состязания из числа более добропорядочных госслужащих, и уже после направления на пост давали присягу, в противном случае не допускались к работе. Особых правил при этом не существовало, но указ не разрешал назначать на пост нотариусов и маклеров людей безграмотных.
Новый виток истории отечественного нотариата сопряжено с финансовыми реформами, действиями приватизации, переменой в имущественных взаимоотношениях в России. 11 февраля 1993 года принят новый закон о нотариате "Основы законодательства РФ о нотариате". Суть реформы состоит в том, что теперь в одном финансовом пространстве будут трудиться два нотариуса: один в общегосударственной фирме, а другой - в частной. Отличие между ними только в том, что первый, отдавая всю пошлину за совершение нотариальных действий государству, получает от него гарантированную заработную плату, другой, занимающийся частной практикой, будет взимать тариф, который остается у него полностью (за исключением выплат налогов и других выплат, предусмотренных законодательством).
В правовой системе Российской Федерации начала образовываться новая сложная сфера полномочий - нотариальное право, соединяющая концепцию общепризнанных мер, стабилизирующих порядок совершения нотариальных действий и отношения нотариуса с соучастниками нотариального производства.
Неповторимость института нотариата (Существует по типу контора латинского вида), его продуктивность, а кроме того экономичность для общества заключается в том, что нотариат дает возможность гарантировать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, в отсутствии тех или иных затрат со стороны государства. Мало того, современный нотариат России дает возможность стране более эффективно реализовать не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие свойства нотариата не маловажно сосредоточить интерес в данный момент, если правительство ощущает трудности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.
Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, Конституциями республик в составе России, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Министерство юстиции РФ ведет реестр государственных и частных нотариальных контор.
В России не только лишь нотариусы имеют возможность осуществлять нотариальные действия. В ГК РФ (ст. 185, разд. V «Наследственное право») право совершения отдельных нотариальных операций дано должностным лицам органов местного самоуправления и другим лицам. К примеру, должностное лицо органов исполнительной власти способен осуществлять нотариальные действия в случае отсутствие в населенном пункте нотариуса.
За рубежом осуществлять нотариальные действия от имени Российской Федерации имеют право должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.
Одна очень существенная сторона пронизывает содержание законодательства о нотариате, отделяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности. Этой важной чертой является то, что нотариальная деятельность, как часть юридической концепции России, никак не считается коммерсантской и не преследует цели получения прибыли. К примеру, нотариус и субъект временно его замещающее, никак не имеет право в то же время выполнять свои прямые обязанности: нотариальные действия в данной нотариальной фирме исполняет или непосредственно сам нотариус, или субъект, имеющее право его временного замещения. Помимо этого, отношения нотариуса и персон, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не договорную, а публично - правовую основу.
Нотариусы, при совершении нотариальных действий, обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности. Под одинаковую ответственность попадают нотариусы, как из государственных, так и из частных контор. Документы, оформленные нотариусами, несут одинаковую юридическую силу. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1315 утверждено Положение о федеральной регистрационной службе, согласно которому в отношении нотариата федеральная регистрационная служба осуществляет следующие полномочия:
- осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата;
- осуществляет контроль надзор в сфере адвокатуры и нотариата;
- открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;
- наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
- организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;
- удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
- осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами предусмотренных обязанностей;
- определяет совместно с Федеральной нотариальной палатой количество должностей нотариусов в нотариальном округе, порядок изменения территории деятельности нотариуса, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса и иные полномочия, предусмотренные основами законодательства РФ о нотариате;
- осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.[3]
Составляющей публично-правовой концепции оказания квалификационной юридической системы является нотариат. В Российской Федерации в соответствии с Конституции РФ любой уроженец имеет право на получение квалификационной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законодательством, помощь оказывается безвозмездно. В сфере гражданской юрисдикции, применительно к системе нотариального производства, в обстоятельствах неимения федеральной системы оказание юридической помощи, является важной формой ее осуществления. Ряд других характеристик будут раскрыты в дальнейшем изложении материала.
Публично-правовые основы нотариальной деятельности нашли подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда России, например в постановлении от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате. Проанализируем на примере одного из недавних заключений Конституционного Суда РФ16 от 6 июня 2002 г. №116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны в несоблюдении ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации».