Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие и назначение системы нотариата).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовые основы организации нотариальной деятельности
1.1 Понятие и назначение системы нотариата
1.2 Источники права о нотариате
1.3 Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях
2. Нотариальная форма защиты и охраны права
2.1 Разграничение компетенций между нотариальными органами
Исходя из вышесказанного, нотариальная деятельность ориентирована на защиту и охрану субъективных прав и заключается в оказании содействия в осуществлении прав и легитимных интересов, оформление сделок и прав в соответствии с условиями закона, удостоверении прецедентов и принятии мер по защите нарушенных прав в определенных законодательством случаях.
1.2 Источники права о нотариате
Юридическим общепризнанным меркам требуется внешняя модель выражения. В качестве таковой и выступают правовые акты муниципальных организаций. В нотариальной практике регулярно проявляется проблема выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия. Нотариальное право и нотариальное законодательство в целом носит комплексный характер, по этой причине необходимо акцентировать источники по организации нотариальной деятельности, и источники самого нотариального производства.
Все источники нотариального производства описаны в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ 1993 г., принятой после Основ. К их числу относятся Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации.
Конституция России и федеральные законы
Правовую систему России венчает Конституция Российской Федерации 1993 года. И сколько бы " избитой" ни казалась фраза, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15), хочется еще раз подчеркнуть это положение и выразить тем самым уважение к Российской Конституции.
В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции, но наиболее значимы ст. 48 (фиксирующие право граждан на квалифицированную юридическую помощь) и ст. 72 (причисляющую нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).
Следующим источником является Федеральный закон. Основы законодательства РФ, определившие лицо отечественного нотариата, были приняты 11 февраля 1993 г. Верховным Советом России. Основы законодательства России о нотариате являются главным действующим актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса. Вопросам содержательного характера в Основах уделяется незначительный интерес. Законом РФ «О государственной пошлине» установлены ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям.
Сущность нотариальной работы показывает Гражданский кодекс России, как следующий источник нотариального законодательства. Он определяет существо конкретных нотариальных действий. Совместно с этим нужно выделить, присутствие большого количества процедурных норм нотариального производства в разд. V «Наследственное право» ГК РФ, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства.
Такой же значимостью обладает СК, НК, Законы РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и целый ряд других федеральных законов.
Международные соглашения и договоры по вопросам нотариата
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России являются частью правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.
В зарубежной правоприменительной практике очень важное значение имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения. Например, ст. 14 Конвенции запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.
Судебная практика
Деятельность всех судов, входящих в судебную систему, по применению законодательства при рассмотрении и разрешении арбитражных, гражданских и уголовных дел, а также руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего арбитражного суда. Иногда судебной практикой понимают такой вид судебной деятельности по применению правовых норм, который связан с выработкой право положений на основе раскрытия смысла и содержания нормы права, а также результаты этой деятельности (сами право положения). Согласно российской правовой доктрине судебная практика не является источником права, хотя данное положение оспаривается отдельными учеными и практиками.[4]
При всей противоречивости высказанных по вопросу о месте судебной практики суждений большинство специалистов разделяют вывод о том, что судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение. Она может быть выражена в форме судебных актов международных органов правосудия, постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Верховного Суда РФ и в определенной мере - Высшего Арбитражного Суда РФ. В условиях осуществления государственного устройства России на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) совершенно иначе можно поставить вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и право применении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной. Судебная практика в современных условиях не только выступает в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, но и сама становится непосредственным источником такого регулирования.
Этому есть несколько причин. Во-первых, суды, путем принятия актов и контролируя акты иных органов власти, оказывают воздействие на законодательную и исполнительную власть. Особенно благоприятна роль Конституционного Суда РФ в процессах правотворчества и право применения на основании судебной практики.
Во-вторых, становится более сложной правовая система. За пределами конкретных граница детализирования законодательных актов, он теряет всякий смысл и становится абсурдным набором фактов. Судебный прецедент играет важнейшую роль в ориентации субъектов гражданского оборота и нотариусов на конкретные версии правоприменения и правопонимания. Это нужно, поскольку почти невозможно дать федеральных законов и иных правовых актов полную и подробную систематизацию всего законодательного материала, решить все возможные вопросы, особенно взаимодействия с другими правовыми актами.
Практика международных органов правосудия. Выдвигается на передний план международная судебная практика, представляющая собой судебные акты Европейского суда по правам человека. Не последнее значение имеют и решения, которые были вынесены против Российской Федерации, и вся практика в целом Европейского гуда по правам человека. В ней выражена правовая позиция по тем либо иным вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так же не имеет значения, кто выступает в качестве заявителя – иностранные или российские лица.
Сфера решения также не столь важна, будь это результатом правоприменительной деятельности судов обще юрисдикции, либо арбитражных судов. В частности, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, распространяется на все имущественные иски, основанные на предполагаемом нарушении имущественных прав, независимо от того, в соответствии с каким законом (гражданским, административным и т.д.) должен быть разрешен спор и какой орган компетентен его рассматривать.
Цель этих предусмотренных законодательством органов - осуществление контроля и содействие развитию профессиональной деятельности. При этом данные органы выполняют важные публично - правовые функции, преследующие цель защиты прав других лиц. В связи с этим их нельзя отождествлять с профессиональными союзами, но они, тем не менее, интегрированы в государственную структуру. Принимая во внимание положения Основ законодательства РФ о нотариате и законодательно закрепленные функции нотариальных палат, Суд придерживается мнения о том, что такие палаты не могут рассматриваться в качестве объединений по смыслу ст. 11 Конвенции.
Функции нотариальных палат, которым делегированы государственные функции и на которые возложены обязанности по регулированию нотариальной деятельности, носят особый характер и публично-правовая природа. Европейский суд по правам человека в вышеизложенном решении подчеркивает эту особенность.
Практика Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ и их юридическая сила характеризуются тем, что они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений(ст.6).
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Следует подчеркнуть, что признание нормативного акта или договора либо отдельных положений не соответствует Конституции РФ, является основанием отмены в установленном порядке. В таком случае отмене подлежат положения других нормативных актов основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 87).
Практика Верховного Суда РФ. Неоспоримую весомость имеют решения Верховного Суда РФ при реализации проверки соответствия федеральным законам актов Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а так же при разрешении гражданских дел в кассационном и надзорном порядке.
На сегодняшний день перед Верховным Судом, РФ как высшим субъектом толкования норм права, стоит сложная задача поддержания единства судебной практики во всех отраслях российского законодательства, применяемых нижестоящими судебными инстанциями. Поэтому такую практику резюмируют и используют в нотариальной деятельности, а так же публикуется в виде обзоров. Определенное правовое значение имеет и практика Высшего Арбитражного Суда РФ.
1.3 Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях
Российская Федерация является правовым государством, законодательство которого предоставляет нотариусу, как должностному лицу, широкий круг предоставленных ему законных прав. Статус коллективных и индивидуальных правоотношений берет свои корни из Конституционного права РФ. Право-дееспособным субъектом обычно выступает нотариус, а не нотариальная палата или нотариальная контора, в правоотношениях, возникающих вследствие тех или иных нотариальных действий. Нотариус обладает деликтоспособностью, поскольку законом на него возлагаются права и обязанности. Статуса нотариуса как высококвалифицированного независимого профессионала в сфере права, деятельность которого в сфере бесспорной юрисдикции направлена на защиту субъективных прав граждан, выражается в его правах, обязанностях, гарантиях и ответственности.
Главная обязанность нотариуса - это «правовое обслуживание населения». Как указывается в ст. 16 Основ, которая так и называется: «Обязанности нотариуса», нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. В интересах общества, государства и граждан такие публичные услуги означают юридически и социально значимые действия.[5] Причем основополагающее значение здесь имеет не столько субъект, оказывающий публичные услуги, сколько то, что они собой представляют и в чьих интересах оказываются. Исходя из этого, основной обязанностью нотариуса является оказание публичных юридических услуг в интересах не только клиентов, но также общества и государства.
Защита прав и законных интересов субъектов правоотношений входит в обязанности нотариуса. Заслуживает критика, с точки зрения режима законности, практика, при которой нотариусы отказываются вступать в юридический спор и предпочитают договариваться с противоположной стороной в целях поиска компромисса.[6] Но в то же время, предупреждение правовых конфликтов в рамках действующего законодательства, возлагается на плечи нотариуса. Будучи представителем публичной власти, беспристрастным свидетелем и советчиком сторон, он идеально подходит для этой роли по урегулированию договорных отношений без участия суда.
Опираясь на методы стандартизированности и краткости изложения правовой информации, нотариус должен оформлять нотариальные документы с максимальной точностью, полнотой, ясностью и убедительностью[7]. Эти принципы являются конституционными по своему юридическому смыслу.