Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения аудита
1.1. Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности
1.2. Отечественная история развития аудита
2.1. Цели и задачи аудиторской деятельности
2.2. Профессиональная этика аудитора
3. Аудит как вид предпринимательской деятельности
3.1. Правовые положения аудиторской деятельности
3.2. Основные этапы проведения аудита
3.3. Государственное регулирование аудиторской деятельности
Аудит на соответствие предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе такой проверки устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.
Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для контроля за выполнением бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работой персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации[45].
В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровне; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей. По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит.
Первоначальный аудит — аудит, который впервые проводится на данном предприятии (организации).
Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности. Приведенная классификация не является исчерпывающей. Расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности[46].
2.2. Профессиональная этика аудитора
Аудиторы и аудиторские организации в ходе осуществления деятельности должны придерживаться определенным этическим нормам и принципам[47].
В соответствии с Этическим кодексом, аудиторские организации должны соблюдать следующие этические принципы:
- Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов;
Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.
- Соблюдение общественных интересов;
Внешний аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг (клиента).
Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть, убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только ему станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона или справедливости, он обязан отказаться от их защиты.
- Объективность аудитора;
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации.
Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений и заключений[48].
Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме[49].
При выполнении профессиональных услуг следует проявлять максимальное внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
- Внимательность аудитора;
При выполнении профессиональных услуг следует проявлять максимальное внимание. Аудиторы должны внимательно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
- Независимость аудитора;
Аудиторы обязаны отказываться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях[50].
В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.
Ниже перечисляются основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости аудитора либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:
· предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;
· финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
· финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского, и др.);
· косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.п.;
· родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;
· чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;
· участие аудитора (руководителей аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
· неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;
· прежняя работа аудитора в организации клиента или в его управляющей организации, на любых должностях;
· если рассматривается вопрос о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.
По вышеуказанным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если они возникли, продолжали существовать или были прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.
Независимость аудиторской фирмы вызывает сомнения в случае:
· если она участвует в финансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную либо банковскую группу (холдинг);
· если аудиторская фирма возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета) или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету);
· если аудиторская фирма возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались вышеназванными структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги[51].
В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т.п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора. Независимость аудитора обеспечивается тогда, когда:
· консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией;
· нет никаких причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора;
· персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации клиента;
· ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента.
- Профессиональная компетентность аудитора;
Аудитор обязан воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату. Принимая решение оказать профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и качественно выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием действующего законодательства.
Аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов для помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач.
Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче аттестационных экзаменов, подтверждаемых соответствующими дипломами и аттестатами, а также опыте работы по оказанию аудиторских услуг совместно с другими специалистами данного профиля и профессионального уровня[52].
Аудитор обязан стремиться осуществлять свою профессиональную деятельность в коллективе специалистов, организационно объединенных в аудиторскую фирму.
Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. Для обеспечения качества выполнения профессиональных услуг аудитор обязан строго следовать российским и международным и аудиторским стандартам[53].
- Конфиденциальность информации клиентов;
Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.
Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
Публикация, иное разглашение конфиденциальной информации клиентов не являются нарушением профессиональной этики в случаях:
· когда это разрешает клиент с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
· когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;
· для защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями клиентов;
· когда клиент намеренно и незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам.
Аудитор отвечает за сохранение конфиденциальной информации помощниками и всем персоналом фирмы.
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах; они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц[54].
При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибок в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.
Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он стремится не обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.