Файл: Юридические лица как субъекты предпринимательского права РФ.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Современное применение института юридических лиц
1.2. Гражданско-правовое положение юридических лиц
2. Характеристика юридического лица как субъекта предпринимательских отношений
2.1. Понятие и сущность юридического лица
2.2. Правовой статус юридического лица в предпринимательских отношениях
Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только в случаях, предусмотренных законодательством. При определенных условиях закон о государственной регистрации юридических лиц также предоставляет возможность признания государственной регистрации недействительной.
При регистрации юридических лиц допускается использовать типовые формы уставов, утвержденные уполномоченным органом.
В уставе можно не указывать полный адрес компании, поскольку теперь введено разъяснение, что место нахождения определяется местом регистрации юридического лица на территории России путем указания наименования населенного пункта (например, «Место нахождения Общества: Россия, г. Москва»).
В уставе можно не указывать перечень представительств и филиалов юридического лица. Это позволит избежать необходимости внесения в него изменений с последующей регистрацией в ЕГРЮЛ в случае изменения адреса компании в пределах одного региона, либо появления нового (или закрытия действующего) филиала или представительства. Наряду с упрощением регистрационных процедур, введено новое требование, очевидно осложняющее процесс создания ООО, но обеспечивающее защиту интересов кредиторов. Отменен минимальный порог стоимости неденежного вклада, не требующий оценки независимого оценщика. Теперь любой неденежный вклад подлежит оценке независимым оценщиком.
2.3. Прекращение деятельности юридических лиц
Прекращение деятельности юридических лиц возможно в двух формах - реорганизации и ликвидации.
Реорганизация — это такое прекращение деятельности юридического лица, которое влечет его исключение из состава участников гражданского оборота с передачей прав и обязанностей другому лицу. Известны пять форм реорганизации: слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование (ст. 57 ГК РФ)[18].
При присоединении прекращает существование лишь присоединяющееся юридическое лицо. Именно оно реорганизуется таким образом. Принимающая организация свое существование не прекращает. Она после реорганизации увеличивает свое имущество или свои долги. В связи с этим для него обязательна перерегистрация.
При слиянии двух и более юридических лиц они прекращаются, а их права и обязанности переходят к вновь возникшему юридическому лицу (ст. 58 ГК РФ). При разделении делимое юридическое лицо также прекращается, а его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. При выделении возникает и специально регистрируется только выделяемое юридическое лицо (лица). Другая же (остающаяся) организация не прекращается и перерегистрацию может не производить. Преобразование юридического лица влечет прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с учреждением на его месте другого юридического лица в новой организационно-правовой форме. При этом обычно никаких существенных изменений имущественного, технологического, кадрового и иного состава и статуса не происходит.
Преобразование может иметь место при изменении его организационной структуры, при выбытии участника юридического лица, например товарищества, когда в юридическом лице осталось число участников ниже минимально допустимого по закону. В настоящее время в рамках ГК РФ может быть выделен еще один подвид реорганизации — смешанная.
Смешанная реорганизация предполагает возможность одновременного сочетания внутри нее иных, указанных ранее, различных форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).
Решение о реорганизации юридического лица может приниматься как в интересах и по усмотрению самой организации (в лице ее уполномоченных органов), так и в определенных законом случаях в принудительном порядке органами государственной власти. Особое внимание в рамках гражданско-правового регулирования реорганизации юридических лиц законодательством уделяется соблюдению прав кредиторов.
К числу гарантий, обеспечивающих интересы кредиторов, могут быть отнесены:
-обязанность организаций по уведомлению уполномоченного государственного органа о принятом решении в течение трех дней;
-обязанность по размещению дважды с периодичностью один раз в месяц соответствующей информации в средствах массовой информации;
-обязанность в ряде случаев по непосредственному письменному уведомлению кредиторов о реорганизации;
-право кредиторов требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств;
-солидарная ответственность вновь возникших юридических лиц и правопредшественников по всем обязательствам.
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Некоторые юридические лица не могут быть ликвидированы по воле учредителей, они ликвидируются только по решению суда, например фонды. Так же как и реорганизация, ликвидация может носить добровольный и принудительный характер.
В добровольном порядке организации ликвидируются, если соответствующее решение принимается его учредителями или уполномоченными органами. Особым субъектом рассматриваемой процедуры является ликвидационная комиссия.
С момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, и ликвидация считается начатой. Главной задачей указанного органа является выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица для расчетов с ними по долгам за счет имеющегося имущества, а также получение дебиторской задолженности. Требования кредиторов после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, удовлетворяются в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
Всего ГК РФ предусмотрено четыре очереди. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными.
Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование в качестве субъекта гражданско-правовых отношений после внесения соответствующей записи уполномоченным государственным органом о его прекращении. Кроме того, в ГК РФ содержится понятие недействующего юридического лица.
Так, считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Отдельным случаем ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Таким образом, можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.
Проблемы становления законодательства о юридических лицах имеют особую актуальность, поскольку речь идет о становлении правопорядка вообще и об определении правового статуса одного из главных участников гражданского оборота в частности.
Как представляется, полноценное законодательство о юридических лицах должно обеспечить прозрачность общественных отношений с участием юридических лиц и вместе с тем определить пределы правовой свободы всех участников имущественного оборота.
Для нотариальной практики новые положения о юридических лицах создают иной объем проверочных действий, совершаемых нотариусом в процессе создания и сопровождения деятельности юридических лиц.
В связи с этим в рамках общей проблемы совершенствования законодательства о юридических лицах можно выделить ряд частных проблем, составляющих ее содержание. Первый и самый значимый круг вопросов — становление системы коммерческих юридических лиц, т. е. вопросы подхода действующего законодательства в отношении системы юридических лиц.
Следует признать необходимость дальнейшего развития законодательства о юридических лицах в целом и о коммерческих юридических лицах в частности. Возможно оценить как более либеральное новое определение юридического лица, приведенное в ст. 48 ГК. Из понятия исключено требование принадлежности находящегося у юридического лица имущества на вещном праве (в действующей редакции имущество должно находиться или на праве собственности, или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления). Теперь юридическое лицо может иметь имущество на любом праве: на вещном, обязательственном и др.
Таким образом, в уставный капитал по общему положению можно внести арендное право, право требования, право из лицензионного договора, интеллектуальные права и др.
В заключении можно сделать вывод, что в современном гражданском праве юридическому лицу выделено особое место, поскольку деятельность юридических лиц направлено на удовлетворение определенных потребностей государства и граждан. Большая часть ученых утверждают, что юридическое лицо - это не абстрактный субъект, который существует в праве. Вызвано это тем, что с развитием инфраструктуры, юридическое лицо тесно вошло в нашу жизнь.
Немецкие специалисты указывают на то, что юридическое лицо следует рассматривать в качестве юридико-технического понятия. Принимая во внимание вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что на сегодня институт юридических лиц – один самых древних институтов в гражданском праве. В разные эпохи юридическое лицо трактовали по-разному, однако в каждой теории существует значимость данного института.
С развитием общества развивался и институт юридического лица, изменялись его функции, однако никогда не прекращал свое действия. И является значимым сегодня как для гражданского права, так и для всего законодательства в целом.
Одним из оснований ликвидации юридического лица является признание судом регистрации юридического лица недействительной в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, если они носят неустранимый характер. На этом основании налоговые органы и прокуроры стали предъявлять иски о признании государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя недействительной по истечению ряда лет с момента этой регистрации.
Суды, в свою очередь, нередко удовлетворяют эти иски, причем признают недействительной эту регистрацию с даты постановки предпринимателя на данный учет. Это привело к тому, что налоговые органы, ссылаясь уже на решение Суда стали выставлять добросовестным предпринимателям незаконные уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля. А главное стали предлагать (требовать) исключить из зачета по корпоративному подоходному налогу (КПН) и налогу на добавленную стоимость (НДС) суммы (расходы) по взаиморасчетам с налогоплательщиком, регистрация которого была признана Судом недействительной.
Основная суть проблемы состоит в том, что налоговые органы уведомляют предпринимателя о мнимом нарушении и требуют устранения надуманного нарушения. Его мнимость (надуманность) состоит в том, что налоговые обязательства, нарушение исполнения которых вменяется добросовестному предпринимателю, были уже выполнены им при уплате сумм за полученные товары, работы и услуги в рамках требований НК.
Таким образом, возникла ситуация, которая создает серьезную угрозу имущественным правам добросовестных предпринимателей, интересам предпринимательства и экономики страны в целом, подрывает доверие к институтам власти и управления. С позиции права обозначенные действия налоговых органов противоречат ряду общеправовых и межотраслевых принципов.
Пробелы законодательства и издержки правоприменительной практики имеют мировоззренческую и методологическую платформу. Проблема эта органически взаимообусловлена с другой, очень сложной, проблемой правосознания индивида и социальной группы, общества в целом, несовершенством институтов права и государственной власти и т.д.
Как показывает практика, за период, начиная с момента регистрации предпринимателя и до признания судом этой регистрации недействительной, с участием этого предпринимателя совершается большое количество сделок, в которые вовлекается множество других добросовестных хозяйствующих субъектов. Финансовые (кредитные) организации на договорных условиях предоставляют предпринимателю различные займы (кредиты), государство выделяет им различные субсидии.
За это время хозяйствующие субъекты, в том числе и предприниматели, регистрация которых признается недействительной, платят налоги, на договорных условиях возводят (создают) самые различные объекты, вводят их в эксплуатацию и т.д.