Файл: Исполнение обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности исполнения предпринимательского договора дают о себе знать на стадиях исполнения конкретных договоров. Например, при поставке товаров Кодекс устанавливает правила о периодах такой поставки (статья 508), доставке товаров (статья 510), восполнении недопоставки товаров (статья 511), принятии товаров покупателем (статья 513). Статья 523 вводит процедуру одностороннего отказа от исполнения договора поставки. В частности, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Анализируя нормы о солидарных обязательствах (статьи 322, 323 ГК РФ), необходимо отметить, что в предпринимательских обязательствах исполнение является солидарным - законом, иными нормативно-правовыми актами или условиями обязательства может быть установлено иное (в непредпринимательских обязательствах солидарность устанавливается законом, договором, в том числе, при неделимости предмета обязательства). Указанные положения отражают специфику статуса предпринимателя как профессионального участника рынка, занимающегося предпринимательской деятельностью на свой риск, который способен удовлетворить требования кредитора и в дальнейшем предъявить требования другому солидарному должнику.

Продолжая тему изменений законодательства, рассмотрим изменения в части обеспечения предпринимательских обязательств, которые затронули институты залога и поручительства (пункт 2 статьи 339, статья 350.1, статья 356, пункт 3 статьи 361 ГК РФ и др.).

В договоре залога (стороны которого являются предпринимателями) можно описать обеспечиваемое обязательство без его конкретизации на момент

заключения договора (важно, чтобы обеспечиваемое обязательство можно было конкретизировать на момент обращения взыскания на предмет залога). Можно указать на обеспечение всех существующих или будущих обязательств должника перед кредитором в пределах конкретной суммы (аналогичные правила закреплены и в нормах о поручительстве - статья 361 ГК РФ). В свою очередь, предмет залога может быть описан любым способом, позволяющим идентифицировать имущество в качестве предмета залога на момент обращения взыскания, в том числе путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенных рода или вида, что ранее по сути имело место только в отношении залога товаров в обороте (пункт 2 статьи 339 ГК РФ).


Кодекс также предусматривает упрощенную процедуру реализации заложенного имущества во внесудебном порядке (путем продажи предмета залога залогодержателем третьему лицу или оставления предмета залога у залогодержателя) (статья 350.1 ГК РФ).

Статья 356 ГК РФ позволяет заключать договор управления залогом в предпринимательских обязательствах. Предполагается, что данная норма позволит наиболее экономически эффективно использовать предмет залога и обеспечить соблюдение интересов кредиторов.

Нормы о предпринимательских обязательствах в части перемены лиц в обязательствах. Изменения коснулись правил о переводе долга. Перевод долга в обязательстве, связанном с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, теперь возможен минуя волеизъявление должника по соглашению кредитора и нового должника (абзац 2 пункта 1 статьи 391 ГК РФ). Таким образом кредитор может самостоятельно заменить должника в обязательстве, отыскав нового, согласного возложить на себя такой долг (так называемая «пассивная интерцессия»). При этом по общему правилу первоначальный и новый должник отвечают перед кредитором солидарно, однако в отношении первоначального должника возможно установить правило о его субсидиарной ответственности или вообще освободить его от исполнения по обязательству (пункт 3 статьи 391 ГК РФ). Если новый должник исполнит такое предпринимательское обязательство, он приобретает права кредитора по этому обязательству (суброгация), т.е. обязательство исполнением не прекратиться и «старый» должник вернется в обязательство. Такое последствие не согласуется с нормами о солидарных и субсидиарных обязательствах, по которым, исполнивший обязательство со-должник приобретает самостоятельное регрессное требование к другим со-должникам (пункт 2 статьи 325, пункт 3 статьи 399 ГК РФ), и больше напоминает последствия исполнения поручителем обеспеченного обязательства (статья 365 ГК РФ). Следовательно, в данном случае не возникает обязательства со множественностью лиц на стороне должника.

Правовая регламентация обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности становится более детализированной:

Во-первых, в законодательстве увеличивается количество диспозитивных положений, которые дают сторонам большее количество вариантов для конструирования условий согласованных действий.

Во-вторых, законодательство устанавливает механизмы, которые препятствуют злоупотреблению правом со стороны субъекта предпринимательской деятельности, следовательно, повышенные требования к последнему остаются.


2.3 Изменение и прекращение предпринимательского договора

К правовым конструкциям «предпринимательского договора» применяются общие нормы гражданского законодательства об изменении и расторжении гражданско-правовых договоров, специальные нормы ГК РФ об изменении и расторжении договоров отдельных видов, а также специальное законодательство, регулирующее те или иные договорные правоотношения. В рамках данной главы рассмотрены особенности изменения и расторжения договоров в предпринимательской сфере в общих положения ГК РФ, приведены актуальные моменты из практики. Эти особенности также определяют специфику конструкций «предпринимательских договоров».

В статье 450 ГК РФ закреплены три способа расторжения (изменения) договора: по взаимному соглашению сторон; по требованию одной из сторон в судебном порядке; по заявлению одной из сторон об отказе от договора (исполнения договора).

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 450 ГК РФ, многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения данного договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в нем, если иное не установлено законом. При этом в договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства.

В данной норме можно проследить формирование нового подхода к договору. Договор воспринимается как сделка, требующая согласования воли большинства (в отличие от существовавшего ранее подхода о необходимости согласования воли всех сторон договора). Это придает процедуре, отраженной в норме абзаца 2 пункта 1 статьи 450 ГК РФ, схожесть с принципом принятия решений (формирование воли) компетентным органом корпорации в корпоративных отношениях.

Л.Ю. Василевская утверждает, что такая аналогия неприменима, ввиду того, что при заключении многостороннего договора новый субъект права не возникает. В силу пункта 3 статьи 154 ГК РФ для заключения многостороннего договора необходимо выражение согласованной воли трех или более сторон, другими словами - всех сторон данного договора. Поскольку для того чтобы многостороннее договорное обязательство возникло должно быть волеизъявление всех сторон, то динамика договорного обязательства также требует волеизъявление всех сторон обязательства.


Судебной практики по применению указанной нормы для разрешения судом вопроса о правах и обязанностях не имеется это можно объяснить тем, что многосторонние сделки составляют малую часть гражданского оборота. Однако стоит отметить, что применение данной нормы актуально для корпоративных договоров (статья 67.2 ГК РФ, статья 32.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), договоров простого товарищества.

В качестве одного из оснований расторжения (изменения) договора гражданское законодательство предусматривает отказ от договора (исполнения договора) или осуществления прав по договору - статья 450.1 ГК РФ.

Данная статья расширяет имеющуюся норму об одностороннем отказе от исполнения договора, в то же время устанавливает институт «отказа от права».

Применительно к особенностям связанными с предпринимательской деятельностью необходимо рассмотреть часть 3 статьи 450.1 ГК РФ. Согласно указанному положению, в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», в пункте 89, пояснил, что, если законом прямо не установлено иное, совершение сделки лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, не влечет ее недействительности. В таком случае другая сторона сделки вправе отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Отсутствие лицензии или членства в саморегулируемой организации делает невозможным исполнение предпринимательского договора. Ранее (до 07.05.2013), в качестве основания для признания договора недействительным было отсутствие лицензии, членства в саморегулируемой организации и пр. у контрагента по сделке. В Концепции совершенствования общих положений ГК РФ подчеркивалось, что признание договора недействительным в отношениях, при которых сделка совершается лицом, который не имеет лицензии, разрешения, статуса члена СРО, способствует несению потерь стороной, действующей без нарушений, т.к. признание сделки недействительной влечет:

- утрату возможности требовать надлежащего исполнения сделки, даже если получение исполнения отвечает интересам для этой стороны (например, об уплате процентов по договору);


  • потерю возможности предъявления требований о применении

договорных санкций;

  • лишение возможности обратиться к акцессорным способам обеспечения обязательств (залог, поручительство), ввиду того, что они исключаются при недействительности основного обязательства.

Такие неблагоприятные имущественные последствия (для стороны, действующей без нарушений) не должны ставиться в возможность знать об отсутствии лицензии у другой стороны договора. Соответственно, из статьи 173 (недействительность сделки юридического лица, совершенной в противоречии с целями его деятельности) ГК РФ исключено «отсутствие у юридического лица лицензии, необходимой для осуществления соответствующей деятельности» как основание признание сделки недействительной. Здесь просматривается аналогия со статьей 835 ГК РФ (в случае принятия вклада от гражданина лицом, не имеющим на это права, вкладчик может потребовать немедленного возврата суммы вклада, а также уплаты на нее процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, и возмещения сверх суммы процентов всех причиненных вкладчику убытков). Таким образом, отсутствие лицензии на осуществление деятельности или членства в СРО, необходимых для исполнения договора влечет право другой стороны на отказ от договора и требования возмещения убытков (пункт 3 статьи

ГК РФ).

Однако должны признаваться ничтожными договоры, которые формируют обязательство по осуществлению лицензируемой деятельности или деятельности, для осуществления которой необходимо членство в СРО и противоречат публичным интересам или интересам третьих лиц (по части 2 статьи 168 или статьи 169 ГК РФ). Совершение сделки, которая требует специальной правоспособности (банковская, страховая, нотариальная, инвестиционная деятельность), лицом, не имеющим ее (ввиду отсутствия лицензии, членства в СРО) влечет ничтожность сделки (статья 168 ГК РФ).

Отказ от осуществления права по договору регламентирован нормой пункта 6 статьи 450.1 ГК РФ. В свою очередь, статья 9 ГК РФ говорит о том, что отказ лица от осуществления принадлежащих ему прав не влечет прекращения этих прав, если иное не предусмотрено договором. «Иное» было включено в некоторые нормы об отдельных видах договоров в части второй Кодекса. Сейчас «иное» содержится, в частности, в пункте 6 статьи 450.1 ГК РФ, но уже в статусе общего правила, применимого ко всем видам договоров, стороной которого является предприниматель. Теперь, стороне, которая действует при осуществлении предпринимательской деятельности, можно отказаться от права, предоставленного по договору (например, право требовать возмещения убытков, неустойки, досрочного погашения кредита и т.д.). Воспользоваться своим правом после такого отказа не представляется возможным. Отказ выражается явно (путем составления документа в письменном виде) либо явствует из обстановки (неосуществлении определенного права в срок, предусмотренный ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором).