Файл: Исполнение обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем заключение предпринимательских договоров имеет свои особенности.

Заключение договора, как правило, не происходит одномоментно. С момента принятия субъектом предпринимательской деятельности решения о необходимости заключения договора в целях решения того или иного практического вопроса, возникшего в ходе осуществления своей деятельности, до момента непосредственного заключения договора необходимо совершить ряд действий.

В подготовку договора зачастую вовлечены серьезные ресурсы (проводятся проверки контрагента, предмета, передаваемого по договору, а осуществляются иные действия, а требующие инвестиций от потенциальных контрагентов).

Процесс заключения договора - это не только направление оферты, преддоговорные споры и акцепт оферты, а это, как правило, более комплексный и многостадийный процесс, требующий более детального законодательного регулирования.

Практика заключения договоров в предпринимательских отношениях демонстрирует, а что потенциальные стороны договора на преддоговорной стадии нередко составляют и подписывают разнообразные документы, которыми они пытаются урегулировать свои взаимоотношения на данной стадии (соглашения о намерениях, а меморандумы о взаимопонимании, соглашение о неразглашении конфиденциальной информации и т.д.), для того чтобы преодолеть пробелы правового регулирования, создать механизмы защиты своих интересов (в случаях, а когда это возможно сделать).

Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ в ГК РФ введена статья 434.1 - переговоры о заключении договора. Данная статья установила требования к добросовестному поведению сторон на стадии переговоров о заключении договора, установила презумпцию недобросовестного поведения при определенных обстоятельствах, последствия в виде возмещения убытков недобросовестной стороной, запретила требовать возмещение убытков с потребителей (т.е. с граждан, которые признаются таковыми в соответствии с законодательством о защите прав потребителей) в переговорных отношениях, устанавливает режим конфиденциальной информации в данной стадии, ввела понятие «соглашение о порядке ведения переговоров» и основные его положения. Также данная статья закрепила правила о том, что ее положения применяются независимо от того, заключен ли договор по результатам переговоров или нет, и правила о том, что положения данной статьи не исключают применения к переговорным отношениям правил об установлении обязательств вследствие причинения вреда.


В пунктах 19 - 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» конкретизируются положения об ответственности за недобросовестное ведение переговоров. Разъясняется на ком лежит бремя доказывания добросовестности, либо недобросовестности поведения контрагента, указаны способы защиты нарушенного права при предоставлении неполной, либо недостоверной информации, либо умолчании о существенных обстоятельствах, которые должны были быть представлены другой стороной.

В настоящий момент в ГК РФ предусмотрены и другие случаи применения преддоговорной ответственности. В частности, при невыполнении действий являющихся обязательной предпосылкой для заключения договора (например, а невыполнение действий по заключению реального договора может привести к применению мер преддоговорной ответственности в случаях, прямо предусмотренных законодательством), при не заключении договора, а когда его заключение является обязательным (например, а в случае с публичным договором, при заключении договора на торгах) и некоторые другие случаи.

Необходимо отличать такие правовые категории как порядок заключения договора - процедура, состоящая из двух стадий (оферта и акцепт) и способ заключения договора, которая указывает на то, каким образом договор подлежит заключению.

Помимо общего порядка заключения предпринимательского договора, при котором стороны свободны в согласовании его условий и выборе контрагентов, существуют особые способы его заключения, к которым относится следующее:

  1. Заключение «предпринимательских договоров» путем присоединения. Данное положение закреплено в статье 428 ГК РФ. Одна сторона, субъект предпринимательской деятельности заранее определяет условия договора в формулярах или иных стандартных формах, данные условия могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. С одной стороны, данный договор обеспечивает нормальный хозяйственный оборот субъекта предпринимательской деятельности, «автоматизацию» его производства, процесса оказания услуг, реализации товаров и иное. С другой, в силу возможной юридической неграмотности стороны, не определяющей условия договора,

злоупотреблением более сильным положением стороной, которая определяет условия договора не исключается нарушения прав «слабой» стороны указанного договора. Для того чтобы устранить подобные явления законодательством предусмотрен ряд гарантий, касающихся последующего изменения, либо расторжения уже заключенных договоров, при условии соблюдения требований, предусмотренных в пунктах 2, 3 статьи 428 ГК РФ.


Интересным представляется вопрос применимости норм о договорах присоединения в том случае, если обе стороны договора являются предпринимателями, но одна сторона в силу явного экономически сильного положения (например, энергоснабжающая организация (как субъект естественной монополии) либо кредитная организация), ввиду использования стандартных форм договора и отказа от согласования его условий, не предоставляет другой стороне возможность заключить договор на взаимовыгодных условиях. Этот вопрос становится ключевым в случае обращения «слабой» стороны за защитой нарушенного права.

Минэкономразвития России в письме от 03.11.2015 № N 31530-ЕЕ/Д28и указало, что норма пункта 3 статьи 428 ГК РФ в ранее действовавшей редакции фактически блокировала применение правил статьи для защиты слабой стороны договора присоединения, заключенного между предпринимателями.

Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» разъяснил, что в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.

Таким образом, нормы гражданского законодательства о договорах присоединения вполне применимы к предпринимательским договорам. Подтверждением данной позиции являются материалы судебной практики (пункт 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре»). Более того, суды приходят к выводам, что путем присоединения может быть заключен любой гражданско-правовой договор вне зависимости от состава сторон договора и целей, преследуемых при его заключении.

  1. Заключение договора в обязательном порядке. Например, публичный договор - статья 426 ГК РФ. Недопустим отказ субъекта предпринимательской деятельности от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. В судебном порядке (пункт 4 статьи 445 ГК РФ) возможно предъявление требований лицом, которое получило отказ в заключении договора, о понуждение к заключению публичного договора субъектом предпринимательской деятельности. Обращаясь к нормам специального законодательства следует отметить, что пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» устанавливает обязанность организации - субъекта естественной монополии заключить договор с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Данные требования применимы и к отношениям сторон, представителями которых являются субъекты предпринимательской деятельности.
  2. Заключение предпринимательских договоров на торгах (статья 447 ГК РФ). Данный способ опосредуется множеством организационных правоотношений, гражданским законодательством установлен ряд общих требований к организации торгов и заключению договоров по результатам торгов. Отдельные требование к данным процедурам установлены в специальном законодательстве и в каждом конкретном договоре.

В рамках преддоговорной стадии и обсуждении сторонами условий договора потенциальные стороны договора реализуют собственные интересы с учетом интересов контрагента. С того момента, как договоренность между сторонами достигнута и договор заключен, свобода заключения договора является реализованной.

Таким образом, право на заключение договора реализуется в частно­правовых отношениях на преддоговорной стадии; в рамках каждой из стадий заключения договора реализуется один из элементов свободы заключения договора. На данной стадии в рамках фактического поведения потенциальные стороны договора обеспечивают реализацию собственных интересов и учет интересов контрагента (то есть, баланс интересов).

Свободу заключения договоров следует определить, как возможность сделать добровольное и осознанное волеизъявление в рамках преддоговорных отношений, которое направлено на возникновение гражданских правоотношений, должным образом отражающее внутреннюю волю субъекта, а обусловленную его охраняемыми правом интересами. Особенностью для предпринимательских отношений является необходимость предварительного получения статуса индивидуального предпринимателя для реализации свободы заключения договора. Однако, если гражданин, не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 23 ГК РФ).

Процесс заключения «предпринимательских договоров» является довольно сложной и важной частью для реализации возникших правоотношений. Конструкции «предпринимательских договоров» включают в себя особенности процедуры заключения отдельных видов договоров, которые закреплены в общих и специальных положениях гражданского законодательства, а также в множестве специальных нормативно-правовых актов.

2.2 Исполнение предпринимательского договора

Как известно, ГК РФ регулирует, в частности, отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (пункт 3 части 1 статьи 2 ГК РФ).

Расположение пункт 3 части 1 статьи 2 ГК РФ дает полное основание для утверждения, что договорные и иные обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности, а также деятельности направленной для целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, получают конкретизацию в отдельных главах общей части ГК РФ, в разделе обязательственных отношений.


В связи с принятым ФЗ № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ» особенности исполнения и обеспечения исполнения обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности значительно возросли и качественно изменились. Тем самым законодатель подчеркнул важность данных правоотношений.

ГК РФ закрепляет нормы об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности всеми сторона обязательства: абзац 1 пункта 2 статьи 310, пункт 3 статьи 310, статья 315, пункт 2 статьи 317.1, статья 356, пункт 4 статьи 358.2, абзац 2 пункта 1 статьи 359, абзац 2 пункта 1 статьи 391, пункт 5 статьи 395, статья 406.1, пункт 2 статьи 431.1 ГК РФ. Регулирование данных обязательств построено на максимальной диспозитивности и расширенной (по сравнению с «непредпринимательскими» обязательствами) дозволительности, что подразумевает наличие дополнительных рисков для сторон. Как отмечает М.Н. Илюшина, «сочетание максимальной свободы и повышенных требований для предпринимателей в договорных обязательствах - характерная особенность правового режима предпринимательских обязательств».

Существенным изменениям подверглась статья 310 ГК РФ об одностороннем отказе от исполнения обязательств. Теперь одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (абзац 1 пункта 2 статьи 310 ГК РФ). При этом в обязательстве, в котором все стороны действуют как предприниматели, возможно обусловить осуществление права на односторонний отказ от исполнения обязательства (одностороннее изменение условий обязательства) обязанностью выплатить другой стороне определенную денежную сумму, что позволяет расширить возможности договорного регулирования предпринимательских обязательств и обеспечивает стабильность делового оборота (пункт 3 статьи 310 ГК РФ).

Обязательства в сфере предпринимательской деятельности имеют свои особенности по отношению к сроку исполнения. ГК РФ различает режим досрочного исполнения обязательств в зависимости от наличия или отсутствия на стороне соглашения субъектов предпринимательской деятельности (статьи 314, 315 ГК РФ). В предпринимательских обязательствах должник может исполнить обязательство досрочно только в случаях, когда такая возможность предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательств, вытекает из обычаев или существа обязательства (статья 315 ГК РФ). Таким образом, досрочное исполнение обязательств субъектом предпринимательства, с точки зрения ГК РФ, вытекает за рамки поведения сторон, оно часто не выгодно кредитору, и он лишается каких-либо материальных благ (например, проценты за пользование кредитом, арендная плата и т.п.). Следовательно, досрочное исполнение обязательств в нарушение требований закона повлечет для должника обязанность возместить убытки кредитору.