Файл: Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1. Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2. Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1. Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2. Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
ВВЕДЕНИЕ
Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.
Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее – Закон об оперативно-розыскной деятельности)[1] и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.
Объектом настоящей работы выступают исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Предмет исследования является совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Целью данной курсовой работы является исследование оперативно-розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.
Задачи настоящей работы состоят в раскрытии темы и достижении основной цели работы, а именно в:
- раскрытии понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России;
- характеристике нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России;
- описании конституционных и специальных принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
Теоретическую основу настоящей работы составили труды ведущих советских и российских ученых, таких как Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Доля Е.А., Григорьева Л.Г., Крапива И.И., Вайпан В.А., которые посвящены оперативно-розыскной деятельности. Работы указанных авторов играют огромную роль в научной деятельности как нашего государства, так и зарубежных стран, используются в высших учебных заведениях при преподавании теории государства и права, подготовке бакалавров, магистров и аспирантов, а также в деятельности практикующих юристов.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1. Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Статья 1 Закона об оперативно-розыскной деятельности определяет оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) как разновидность социально полезной, юридической деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными указанным Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации правоохранительной функции государства.
Однако сегодня термин «оперативно-розыскная деятельность» вызывает много споров, то необходимо вспомнить становление этой деятельности на территории России (что мы еще будем рассматривать и в дальнейшем)[2].
В законодательных актах Российского государства конца XIX в., регулирующих судебно-следственную и полицейскую сферы деятельности, употребляется термин «дознание»[3]. Причем отмечается, что «полиции должно предоставить только производство предварительных дознаний и действия ее в этом отношении ограничить самыми необходимыми изысканиями[4]». Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».
Продолжительное время в ведомственных нормативных актах и специальной литературе РСФСР для обозначения оперативно-розыскной деятельности употреблялись разнообразные термины: «негласное расследование», «уголовно-розыскная работа», «уголовный сыск», «оперативная работа».
Термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза СССР и союзных республик и издания УПК РСФСР 1960 г. (ст. 29 Основ и ст. 118 УПК РСФСР)[5]. Именно в уголовно-процессуальном законодательстве впервые содержалось указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших. Такое указание в законе позволило впервые не только обозначить государственную необходимость в ОРД[6], легализовать эту деятельность и обязать органы дознания принимать оперативно-розыскные меры в целях борьбы с преступностью, но и послужило исходным положением для определения ее понятия и сущности[7].
По мнению А.Ю. Шумилова, термин «оперативно-розыскная деятельность» приживался непросто. Если в органах внутренних дел он со временем в основном заменил широко употреблявшиеся ранее в подзаконных нормативных правовых актах и специальной литературе такие термины, как «сыск», «уголовный сыск», «негласное расследование», «уголовно-розыскная работа», «агентурно-оперативная деятельность» или «оперативная» работа, то в органах государственной безопасности (КГБ СССР и т.п.), а также в органе военной разведки Минобороны (ГРУ ГШ МО) этот термин широкого распространения не получал вплоть до принятия в 1992 г. Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»[8].
До принятия Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1992 года понятие оперативно-розыскной деятельности в справочной литературе не давалось. Так, в Большой советской энциклопедии[9] 1974 года дается только понятие оперативно-розыскным действиям, а оперативный учет определяется как один из видов хозяйственного учета, составляющий вместе с бухгалтерским учетом и статистикой единую систему народно-хозяйственного учета используемых для оперативного планирования и текущего наблюдения за ходом хозяйственной работы[10].
Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с различными нормами права[11], такими, например, как: уголовное, уголовно-процессуальное (уголовный процесс), уголовно-исполнительное, гражданское, административное право и юридическими дисциплинами: криминалистика, методика расследования преступлений, криминология, прокурорский надзор, правовая статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, и др.
Анализ определения оперативно-розыскной деятельности, который дан в ст. 1 этого Закона, свидетельствует о том, что она характеризуется следующими признаками:
1) является разновидностью деятельности государства[12], осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом;
2) правом на осуществление оперативно-розыскных мероприятий в указанных целях обладают органы, уполномоченные на то настоящим Федеральным законом (ст. 13 Закона об ОРД);
3) оперативно-розыскные мероприятия вместе со следственными действиями направлены на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[13].
Впервые оперативно-розыскной деятельности был придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью, характерной чертой которой является разведывательно-поисковая сущность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений[14].
Оперативно-розыскная деятельность является составной частью уголовно-правовой политики. Признание процессуального статуса ОРД в уголовном судопроизводстве[15] в части выявления и фиксации доказательств не приводит к какому-либо изменению основополагающих принципов уголовного процесса, цели и задач: идет лишь обычный процесс приведения законодательства в соответствие с реалиями современной действительности становления демократического государства и активизации борьбы с наиболее опасными преступлениями[16].
Среди всех видов государственной деятельности, уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу частной жизни, ограничивает права и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы установить истину по уголовному делу, привлечь виновных к ответственности, преодолеть возможное сопротивление заинтересованных лиц. В результате права частных лиц могут быть ограничены. Так, осуществляющие расследование органы заключают обвиняемого под стражу, подвергают свидетеля или потерпевшего приводу, проводят обыск в жилище, арестовывают имущество, контролируют телефонные переговоры и т.д.[17]
Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельной функцией органов уголовной юстиции также и за счет ее структурно-организационного обособления, что предполагает создание отдельных служб, ее осуществляющих. В ст. 13 Закона об ОРД они обозначены как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Таких органов в настоящее время - 8 (один из них может проводить ОРМ только для обеспечения собственной безопасности). Законодателем указано, что оперативно-розыскная деятельность ограничена пределом компетенции оперативных подразделений по проведению оперативно-розыскных мероприятий[18].
В самом понятии «оперативно-розыскная деятельность» определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами - гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимых оперативно-розыскных мероприятий должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени[19]. Так, оперативный работник, прибывший в составе следственно-оперативной группы на место происшествия, не скрывает перед гражданами своей принадлежности к оперативным аппаратам, цели прибытия, интересующие его вопросы. Вместе с тем сотрудник оперативного аппарата или гражданин, содействующий проведению оперативно-розыскной деятельности, могут осуществить свои правомочия, предоставленные Федеральным законом и негласным путем, т.е. скрывая свою принадлежность не только к оперативным аппаратам, но и даже к правоохранительным органам, что его интересует и в связи с чем[20].
Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений, например, органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью, а тем более с ее наиболее опасными формами - организованной преступностью и терроризмом - может быть обеспечена лишь при условии сочетания надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями[21].