Файл: Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1. Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2. Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1. Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2. Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Необходимо отметить, что в некоторых случаях ОРМ могут проводиться только при наличии фактических оснований для их проведения. Например, к таким случаям можно отнести различные ситуации, при которых ОРМ проводятся в условиях крайней необходимости, в частности когда промедление в их проведении может привести к совершению противоправного деяния[45]. Другим примером может послужить ситуация, при которой проведение ОРМ необходимо в кратчайшие сроки, если промедление может привести к уничтожению или потере объекта оперативной заинтересованности. Вместе с тем после проведения ОРМ только при наличии фактических оснований, вне зависимости от результатов, оперативным сотрудником обязательно должны быть получены, отобраны (или оформлены лично) юридические основания проведения ОРМ. Иначе трудно определить законность их проведения[46].
Позиция автора относительно рассматриваемого вопроса сводится к тому, что под основанием для проведения ОРМ следует понимать наличие у оперативного органа фактических данных (сведений) об обстоятельствах, свидетельствующих о возможных признаках подготовки, совершения или совершенного противоправного деяния, закрепленных в виде соответствующего документа, который позволяет принять решение о проведении ОРМ, а также иных данных (сведений), свидетельствующих о необходимости проведения ОРМ для принятия решений, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности[47].
1.2. Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Правовая основа представляет собой совокупность законов, подзаконных нормативно-правовых актов, ведомственных приказов, должностных локальных инструкций, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Статья 4 Закона об оперативно-розыскной деятельности носит бланкетный характер, а, следовательно, для правильного ее понимания следует руководствоваться пластом законодательных, подзаконных нормативно-правовых актов[48].
Часть 1 указанной статьи относит к правовой основе ОРД прежде всего Конституцию РФ, Закона об оперативно-розыскной деятельности, а также другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты федеральных органов государственной власти.
Конституция РФ как Основной Закон государства закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью.
К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие[49].
Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища[50].
Основная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит настоящему Федеральному закону, который пришел на смену первому в истории российского права Закону об оперативно-розыскной деятельности. Первоначальная редакция указанного нормативного акта к настоящему времени претерпела ряд изменений и дополнений, которые были внесены более чем полутора десятком федеральных законов[51].
К другим федеральным законам, образующим правовую основу ОРД, относится значительное число законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:
- предопределяющие обоснованность осуществления ОРД;
- регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
- регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД;
- направленные на защиту частной жизни граждан.
Обоснованность осуществления ОРД предопределяют прежде всего Уголовный[52] и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации[53].
Уголовный кодекс определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена ОРД. Установление наличия этих признаков является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а при их отсутствии ОРД осуществляться не может[54].
В уголовном законе содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления ОРД. Так, ст. 15 УК РФ раскрывает понятия преступления средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого преступления, признаки которых согласно ст. 8 Закона об ОРД являются одним из основных условий проведения некоторых ОРМ. Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ) используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка (см. комментарий к ст. 6). Институты деятельного раскаяния (ст. 75 УК РФ) и примирения с потерпевшим (ст. 76 УК РФ) лежат в основе реализации одной из важных норм Закона об ОРД, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, привлеченных к сотрудничеству с оперативными аппаратами (см. комментарий к ст. 18). Установление целого ряда уголовно-правовых запретов (ст. 137 - 139, 283, 286, 293, 303, 304, 330 УК РФ и др.) является одной из гарантий соблюдения законности и прав граждан при осуществлении ОРМ.
Уголовно-процессуальное законодательство, в свою очередь, придало органам, осуществляющим ОРД, статус органов дознания (ч. 1 ст. 40 УПК РФ).
Определяя полномочия органа дознания, УПК РФ запретил проведение дознания лицом, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41)[55]. Уголовно-процессуальный закон определяет также порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при расследовании преступлений (ч. 4 ст. 157, ч. 2 ст. 163, ч. 7 ст. 164 УПК РФ); устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 150 УПК РФ), что согласно ст. 8 Закона об ОРД является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (см. комментарий к ст. 8). Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК), виды доказательств (ст. 76 - 84 УПК), способы их собирания, проверки и оценки (ст. 86, 87 УПК), понятие результатов оперативно-розыскной деятельности (п. 36.1 ст. 5), уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе[56].
Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности[57].
К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести такие Законы, как «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г., «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. и ряд других.
К законам, направленным на защиту частной жизни граждан, можно отнести Гражданский кодекс РФ, закрепивший понятия служебной и коммерческой тайны (ст. 139), банковской тайны (ст. 857); Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г., ограничившие доступ к сведениям о совершенных нотариальных действиях, а также некоторые другие законодательные акты[58].
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм[59].
К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, о которых идет речь в указанной статье, следует относить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда РФ[60].
Отдельные вопросы в сфере ОРД регламентированы в Указах Президента РФ «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 1 сентября 1995 г.; «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» от 9 января 1996 г.; «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г.; «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г. и некоторых других[61].
Ряд аспектов ОРД урегулирован в таких постановлениях Правительства Российской Федерации, как «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию» от 10 марта 2000 г. и некоторых других.
Вопросы толкования норм Закона об ОРД затрагивались в нескольких десятках решений Конституционного Суда РФ, в числе которых можно отметить Определения «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чахмахчяна Левона Хореновича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 8 февраля 2007 г.; «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Букреева Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 5, 11 и 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и пунктом 13 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 15 июля 2008 г. и некоторые другие[62].
Отдельные разъяснения норм Закона об ОРД содержатся в Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Органы, осуществляющие ОРД, имеют право на издание в пределах своих полномочий нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий[63].
Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Акты утверждаются руководителем органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. После регистрации такие нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера[64].
Источником правового регулирования ОРД являются и международные правовые акты, принятые государствами - членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеют Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанные в г. Минске 22 января 1993 г., а также в г. Кишиневе 7 октября 2002 г[65].
Отдельную группу международных правовых актов составляют соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами государств - участников СНГ, в числе которых необходимо указать Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписанное в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г. и двусторонние международные соглашения и договоры в сфере борьбы с преступностью[66].