Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Развитие и современное состояние российского гражданского законодательства о рекламе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно быстрое развитие рекламной деятельности в последние десятилетия привело к тому, что необходимо было урегулировать данную сферу деятельности на законодательном уровне. Во избежание негативных последствий, которые могли сказаться не только на рыночных отношениях, но и на общество в целом, государству пришлось задуматься о законодательном закреплении норм, регулирующих новую сферу деятельности. Многие ученые с нетерпением ждали принятия закона "О рекламе", но анализ положений старой редакции и действующего закона позволяет говорить о том, что не только не были разрешены наиболее важные проблемы, но появились новые, существенные пробелы и противоречия.

К сожалению, к настоящему времени в законодательстве РФ не отражены особенности выработки условий заключения и исполнения договоров на выполнение рекламных работ, оказание услуг и проведение рекламных компаний, без внимания оставлена деятельность посредников на рекламном рынке. Есть мнение, что все эти проблемы связаны с тем, что не изучен сам объект правового регулирования - рекламный рынок, его содержание, особенности, инфраструктура, средства регулирования.

1.2. Правовая природа и виды рекламы по российскому законодательству

Реклама занимает большое место в современной жизни, является значимым социально-экономическим явлением, а также результатом взаимообусловленных действий участников гражданского процесса. Деятельность по производству и (или) распространению рекламы осуществляется на основе принятых на себя обязательств субъектами, которые представляют собой конкретный вид услуг в области рекламы.

В настоящее время реклама связана со всеми сферами жизни общества, но наиболее тесно она связана с предпринимательской деятельностью. Рекламная деятельность связана с тем, что она несет в себе информацию о хозяйствующих субъектах, об их товарах, работах и услугах, которые они предоставляют, а также является одним из средств конкурентной борьбы на рынке. Для нормальной работы рынка необходимо, чтобы реклама содержала в себе только достоверную информацию и не вводила в заблуждение.

Действующий закон о рекламе раскрывает данный термин и подразумевает под ним один из видов информации, таким образом можно сделать вывод, что «реклама» и "рекламная информация" синонимичные слова. Но рекламу отличает ряд признаков, которые следует уяснить.

Формой распространения рекламы может являться как устная, так и письменная, а также с помощью применения рисунков, графиков и др. Реклама распространяется через средства массовой информации, транспортные средства, также с помощью стендов, билбордов, световых табло и т.п. Реклама поддерживает интерес к предмету, который она рекламирует, оказывая воздействие на людей, она является следствием повышения интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их реализации[5].


Существует много видов классификации рекламы, они связаны с различными основаниями:

• В зависимости от вида товара, услуг которые рекламируют (реклама алкогольной продукции, лекарственных средств, страховых и инвестиционных услуг и т.д.);

• В зависимости от способа распространения рекламы (через какие источники с рекламой знакомится общество: реклама в радио- и телепрограммах, на транспортных средствах, в печатных изданиях, а также через наружную рекламу.);

• В зависимости от целей, которые хочет достигнуть реклама (а) политическая реклама, связанная с целью сформировать общественное мнение, направленное на желаемые достижения; б) социальная реклама, связанная с общественными и государственными интересами; в) коммерческая реклама.);

• В зависимости от субъектов, на кого направлена реклама, кто является адресатом.

В тексте действующего закона о рекламе определение «рекламы» связано с предпринимательским характером деятельности. На мой взгляд, такие виды рекламы, как политическая и социальная реклама, не могут обладать таким характером.

Политическая реклама обладает целью сформировать общественное мнение в пользу того или иного избирательного объединения, блока или кандидата. Информация, которая распространяется через политическую рекламу, отличается от предпринимательской рекламы как минимум по объекту и цели распространения.

Социальную рекламу также нельзя ставить на одну линию с коммерческой рекламой. Социальная реклама представляет государственные и общественные интересы и имеет определенную направленность, которая состоит в достижении благотворительных целей, а реклама как таковая изначально предполагает подачу информации в контексте конкурентной борьбы[6].

Исходя из этого можно сделать вывод: предпринимательская реклама выражена в информации о товарах, работах, услугах, которые реализуются в ходе предпринимательской деятельности. «Политическая реклама» и «социальная реклама» являются самостоятельными разновидностями, которые отличаются от предпринимательской по объекту и целям.

Классификация видов рекламы имеет большое теоретическое и практическое значение. Это связано с тем, что законодатель предусмотрел различные специальные требования, которые относятся к определенным видам рекламы. Поэтому необходимо их разграничение.

Для того, чтобы реклама была правомерной, необходимо, чтобы она обладала общими требованиями, которые к ней предъявляются:


• Потребитель должен понимать, что информация, которую ему предлагают, является рекламой, следовательно, реклама должна быть распознаваема;

• Реклама должна распространяться на государственном языке Российской Федерации, так как она обращена к неопределенному кругу лиц. По своему усмотрению рекламодатель может дополнительно распространяться на иных языках;

• Потребитель должен быть ознакомлен с пометкой об обязательной сертификации товара, если товар подлежит такой;

• Реклама товаров, которые запрещены к производству и выпуску на территории РФ, не допускается;

• Реклама, которая каким-либо способом нарушает интересы несовершеннолетних, не допускается.

Действующий закон, регулирующий рекламную деятельность, устанавливает не только позитивные требования, но также содержит нормы-запреты. В частности, закон не допускает ненадлежащую рекламу.

Реклама, в которой нарушены требования к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных нормативными актами, является ненадлежащей.

Реклама является недобросовестной в том случае, если она несет в себе недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную и скрытую рекламу.

Недобросовестная реклама содержит сведения, которые дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемым товаром; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь и достоинство, деловую репутацию конкурентов и т.д.

Можно выделить также недостоверную рекламу, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств товара и его качеств, также относительно информации, которая важна для потребителя.

Неэтичная реклама - это реклама, которая содержит информацию любого вида, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений в отношении расы, профессии, пола и др.

Такой вид рекламы, как заведомо ложная реклама, содержит сведения с помощью которых рекламодатель умышленно вводит потребителя в заблуждение.

Существует и скрытая реклама - это реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Например, в передачах, в кино или в печатных изданиях.

В случае, если будет установлен факт нарушения рекламодателем законодательства о рекламе, он будет обязан разместить контррекламу. Под данным видом рекламы понимают распространение информации, которая опровергает ненадлежащую рекламу, и распространяется в целях ликвидации вызванных ненадлежащей рекламой последствий.


Проанализировав нормативную базу рекламного законодательства можно сделать следующие выводы:

а) Большое количество нормативных актов в российском законодательстве, которые содержат в себе требования к производству и распространению рекламы;

б) Выделение специальных субъектов, к которым относятся рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители, потребители рекламы;

в) Субъекты рекламных правоотношений наделены дополнительными правами и обязанностями, связанными с непосредственным исполнением ими обязательств по производству или распространению рекламы;

г) Специальные органы осуществляют контроль за рекламной деятельностью;

д) В случае нарушения рекламного законодательства может наступать гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Одним из важнейших вопросов теории рекламной деятельности является вопрос об основаниях возникновения правоотношений в данной сфере. Согласно статье 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договоров, вследствие причинения вреда и из иных оснований, которые указаны в нормативном акте. Обязательства в рекламной деятельности могут возникать только при правомерных действиях субъектов, а значит они возникают только из юридических фактов и составов.

Самым распространенным юридическим фактом, из которого возникают обязательства по оказанию рекламных услуг, является договор, который содержит обязательство по производству и (или) распространению рекламы. Целью договора является распространение информации о производителе, товаре, работе или услуге, которое может привлечь к себе внимание с помощью средств, не запрещенных законодательством.

Чтобы установить правовое отношение, связанное с оказанием рекламных услуг, соглашение сторон должно быть направлено на оказание одному из лиц услуг, которые непосредственно связаны с производством и (или) распространением рекламы. Волеизъявление сторон в сделке должно быть направлено на достижение юридических последствий, которые стороны желали. а также имели в виду в момент совершения сделки.

Иным основанием возникновения обязательств по оказанию услуг являются юридические составы. В нормах рекламного законодательства содержатся различные юридические составы, которые служат основаниями для возникновения соответствующих обязательств.

В этой главе мы рассмотрели историческое развитие рекламы, а также состояние рекламной сферы и законодательства, которое регулирует данную сферу, на сегодняшний день. Рассмотрели правовую природу и виды рекламы, указанные в нормативных актах.


Далее необходимо перейти к более глубокому рассмотрению гражданских правоотношений в сфере рекламной деятельности.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Основания возникновения и содержание гражданско-правовых отношений в сфере рекламной деятельности

Реклама занимает большое место и является значимым социально-экономическим явлением современного российского общества, также реклама является результатом взаимообусловленных действий участников гражданского оборота. Совершая свою деятельность, участники рекламной деятельности берут на себя определенные обязательства, которые должны соблюдать в соответствии с законодательством. Отношения в рекламной деятельности основаны на том, что взаимодействие субъектов влечет за собой получение (создание) и обнародование обличенной в объективную форму информации, которая отвечает своей формой и признаками определению рекламы. Также отношения основаны и на том, что существует другой ряд субъектов, на которых полученный результат (реклама) оказывает определенное воздействие.

Правоотношения в сфере рекламной деятельности состоят из некоторых определенных элементов. К ним относятся:

1) Субъекты рекламной деятельности (осуществляют производство и реализацию рекламы);

2) Определенный результат деятельности, жизненное благо - реклама;

3) Право субъектов на получение и обнародование рекламы;

4) Гражданско-правовая ответственность, возникающая в связи с испытыванием негативного воздействия со стороны рекламы, которая может исходить от субъектов, либо от компетентных государственных органов[7].

Большое значение в рассматриваемой нами теме имеет вопрос об основаниях возникновения правоотношений в сфере рекламной деятельности.

Для того, чтобы возникло любое гражданское правоотношение, необходимо наступление юридических последствий, которые в свою очередь складываются из определенных юридических фактов и составов. Самыми распространенными юридическими фактами являются договоры, которые содержат волеизъявления сторон, а также обязательства по производству и (или) распространению рекламы.