Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Развитие и современное состояние российского гражданского законодательства о рекламе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как полагает С. Ф. Богацкая, в систему саморегулирования рекламы в развитых странах входят шесть составляющих:

1) разработанные этические стандарты (общие и отраслевые);

2) информирование и признание установленных правил большинством субъектов рекламного рынка;

3) саморегулируемые независимые организации,

4) консультации в целях предупреждения нарушений;

5) система мониторинга;

6) меры воздействия на нарушителей[28].

Такой значительный спектр элементов позволяет сделать систему саморегулирования эффективно действующей и позволяющей решать возложенные на нее задачи.

Достоинством саморегулируемых организаций в западных странах является и то, что развитость СРО позволяет государству осуществлять контроль не за каждым профессиональным участником рынка, а за СРО, которые обеспечивают соблюдение их членами правил поведения на рынке.

Интерес также и опыт Японии, он показывает, что большая часть правовых норм в области рекламы устанавливается именно саморегулируемыми организациями. И они, представляется, получают весьма конкретное отражение, в том числе в виде ограничений-самообязательств. Так, одна из организаций ввела норму, согласно которой в рекламе пива и алкоголя должна содержаться фраза «Лицам до 20 лет не рекомендуется». Как видно из опыта Японии, самоограничительная практика под давлением общественного мнения получает небывалый размах и весьма эффективна в деятельности рекламной индустрии[29].

В России же СРО развиты недостаточно и не повсеместно. Не во всех субъектах РФ имеется СРО в сфере рекламы. Но вопрос о необходимости их создания поднимается.

Так, например, в городе Обнинск Калужской области прошла встреча за «круглым столом» представителей власти, бизнеса и общества на тему «Реклама: власть, бизнес, общество».

На нем было высказано предложение руководителя Калужского УФАС России Игоря Баранова по поводу создания СРО в сфере рекламы: «Для эффективного функционирования и развития правоотношений в сфере рекламной деятельности участникам рекламного рынка на территории Калужской области необходимо создать саморегулируемую организацию, которая предусмотрена как действующим законодательством, так и существующей практикой. Никто кроме них так хорошо не знает проблемы этого направления бизнеса, поэтому они сами должны установить действующие правила партнерства и взаимоотношений, как между собой, так и между участниками рынка рекламы и органами государственной власти»[30].


Действительно, создание СРО может помочь решить ряд проблем, встающих перед государством в процессе регулирования данной сферы.

Потребность развития и функционирования института саморегулирования в рекламе обусловлена общей концепцией перспективного развития общественных отношений с учетом особенностей действующей экономической формации.

Внедрение механизма саморегулирования предполагает передачу части контрольных функций на уровень саморегулируемых организаций, объединяющих профессиональных участников рекламного рынка.

Говоря о саморегулировании, стоит особо подчеркнуть, что сообщества профессионалов освобождают государство от выполнения ряда функций, «разгружают» государственные органы (а именно, Федеральную антимонопольную службу России и ее территориальные органы управления). Кроме того, это позволяет поднять на высокий профессиональный уровень применяемые методы воздействия, действовать на перспективу, пользуясь авторитетом и методами убеждения взамен неэффективного применения юридической ответственности[31].

При этом, стоит отметить, что саморегулируемая организация должна действовать не обособленно от государственного регулирования, а в тандеме, дополняя и конкретизируя установленные законом правила и формируя практику их применения.

Сейчас, взаимодействие органов государственной власти и саморегулируемых организаций проявляется в совместной работе над проектами законов, обращениях государственных органов к органам саморегулирования в целях мониторинга, контроля, экспертизы и оценки рекламы, в участии органов саморегулирования в разрешении споров. В основном все это реализуется сейчас на федеральном уровне, но не на уровне субъектов РФ.

Для успешного взаимодействия ФАС России, ее территориальных органов и представителей рекламы необходимо создание СРО в субъектах РФ. Но переход от чисто административного к в некоторой степени к саморегулируемому должен происходить постепенно.

В настоящее время в России система саморегулирования, в том числе в сфере рекламы, все еще находится в стадии организационного становления.

Пока попытки немедленного перенесения в России основного акцента в регулировании рекламной деятельности с правовых норм на нормы, вырабатываемые органами саморегулирования, не дают желаемого результата. Но в долгосрочной перспективе по мере формирования гражданского общества такой переход представляется оправданным.


Заключение

Исходя из того, что мы рассмотрели по теме исследования, можно привести следующие выводы:

История рекламы начинается очень давно. Реклама как способ распространения информации о товаре, работе или услуге была уже известна в Древней Греции и Древнем Риме. В России первые упоминания о рекламе приходятся на X-XI вв., несмотря на то, как рано начала зарождаться данная сфера, до сих пор остаются проблемы и противоречия в ее регулировании.

В настоящее время реклама приобрела огромное значение в экономической сфере. Она не только занимает значимое место среди социально-экономических явлений, но также является результатом взаимообусловленных действий участников гражданского оборота. Каждый субъект рекламной деятельности обладает определенными правами и обязанностями, которые вытекают из содержания отношений между ними.

В ходе исследования мы рассмотрели общеправовую характеристику рекламной деятельности, связанные с ней договорные отношения, а также выявили особенности правового регулирования рекламной деятельности в нашей стране.

Это позволило выявить наиболее актуальные проблемы рекламной деятельности. К ним относятся:

-Наличие пробелов в законодательстве, регламентирующем рекламную деятельность;

-Отсутствие такого вида договора, как рекламный договор;

-Объект исследования изучен не до конца.

В процессе рассмотрения данной темы можно сделать вывод, что такой объект, как «рекламная деятельность» изучен не до конца, поэтому в настоящее время много пробелов в регулировании данной деятельности. Необходимо дальнейшее изучение объекта, а также закрепление на законодательном уровне основных необходимых положений. Отсутствие четкого правового регулирования рекламной деятельности приводит к целому ряду негативных последствий, которые выражаются в нарушении прав и законных интересов значительной части населения – потребителей рекламы; возникновении объективных трудностей в привлечении виновных лиц к юридической ответственности; отсутствии единообразия в правоприменительной практике.

Ситуацию осложняет весьма невысокий интерес к научному исследованию теоретико-практических проблем правового регулирования данной деятельности, что в определенной мере влияет на процесс совершенствования законодательства в данной сфере.

Можно сделать вывод, что в настоящее время путем решения данных проблем будет:


-более глубокое изучение предмета исследования - рекламной деятельности;

-выделение отдельного вида договоров – рекламные договоры, формы которых будут закреплены законодателем;

-необходима четкая систематизация прав и обязанностей субъектов рекламной деятельности;

-формирование гражданско-правового статуса рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя и потребителя рекламы.

В данной работе мы рассмотрели понятие рекламы и рекламной деятельности. Выяснили, что реклама является объектом гражданских правоотношений. Рассмотрели особенности заключения договоров между субъектами рекламной деятельности, а также виды ответственности за нарушения договорных обязательств. Поставленную цель достигли - мы рассмотрели общеправовую характеристику рекламной деятельности, а также выявили особенности правового регулирования рекламы в нашей стране. Главным выводом будет то, что необходимо дальнейшее развитие законодательства, а для этого необходимо дальнейшее изучение самого объекта – «рекламы».

Библиография

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: по сост. на 2015 г. – Москва: ПРОСПЕКТ: КноРус, 2015. – 640 с.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: по сост. на 2015 г. – Москва: Эксмо, 2015 – 376 с.
  4. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О рекламе»: по сост. на 2015 г. – Москва: Эксмо, 2015 – 40 с.

Судебная практика

  1. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ», № 11 (ч. 2), 2003.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»

Литература

  1. Аксенова К.А. Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций. М.: Приор. 2013. – 195 с.
  2. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М.: Юрист. 2014. – 428 с.
  3. Бороноева Т.А. Современный рекламный менеджмент. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс. 2012. – 297 с.
  4. Бутова Т. В., Рагулина Ю. В. Теория и практика взаимодействия бизнеса и властных структур. — М.: КноРус, 2013.
  5. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013. – 345 с.
  6. Вольдман Ю.А. Научно-практический комментарий к Закону РФ «О рекламе». М.: Новая Правовая культура. 2013. – 30 с.
  7. Всеволожский К.В., Мединский В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. М.: Проспект. 2014. – 286 с.
  8. Гергемонова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: ИНФРА-М. 2012. – 432 с.
  9. Горячева Ю.Ю. Разграничение рекламы и информации нерекламного характера. М.: Проспект. 2012. – 329 с.
  10. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. Изд. 2-е. М.: Статут. 2013. – 199 с.
  11. Дейян А. Реклама. М.: Прогресс. 2013. – 261 с.
  12. Дегтярева А. В. Взаимодействие органов власти и СРО в сфере рекламы [Текст] / А. В. Дегтярева // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 550-551.
  13. Естафьев В.А. История российской рекламы. Т.1. М.. 2012. – 392 с.
  14. Журавлёв Г.К. Рекламная деятельность. М.: ИНФРА-М. 2013. – 53 с.
  15. Каменский М.А. Социальная реклама в российском законодательстве // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 9. С. 164-170.
  16. Кирилловых А.А. Реклама и рекламная деятельность: проблемы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2013. 224 с.
  17. Кислов Д.В. Реклама: правовые основы, учет, налогообложение. М.: Главбух. 2014. – 365 с.
  18. Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. Дубна: Издательский центр «Феникс». 2012. – 402 с.
  19. Копытин Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка. Предпринимательско-правовой аспект: Монография. М.: 2012. – 178 с.
  20. Корячкина Ю.А. Правовое регулирование рекламной деятельности в сети Интернет // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 3. С. 163-164.
  21. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М.: Центр. 2013. – 225 с.
  22. Куликова Ю.С. Надлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции: дис. канд. юрид. наук. М.. 2012. – 144 с.
  23. Лобанов Г.А. Информация как объект гражданских правоотношений. М.: Юрист. 2013. – 257 с.
  24. Маклюэн, М. Телевидение. Робкий гигант / М. Маклюэн // Телевидение вчера, сегодня, завтра. – М., 2012. – Вып. 7.
  25. Маркин Э.М. Современная рекламная практика в РФ: Основные регламентирующие документы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 41. С. 24-26.
  26. Минбалеев А. В. Правовое регулирование рекламы в Японии // Реклама и право. 2013. N 1.
  27. Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М.: УИНИТИ. 2013. – 304 с.
  28. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. Учебник. М.: Дашков и К. 2013. – 364 с.
  29. Песоцкий Е.А. Современная реклама: теория и практика. Ростов н/Д: Феникс. 2014. – 331 с.
  30. Пименов П.А. Основы рекламы. Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики. 2014. – 284 с.
  31. Свердлык Г.А., Андреев А.Н. Страунинг Э.Л. Проблемы рекламных правоотношений. М.: ИНФРА-М. 2011. – 56 с.
  32. Свердлык Г.А. Предисловие к сборнику законодательных и иных правовых актов, и документов о рекламе / отв. ред. Г.А. Свердлык. М.: 2013. – 11 с.
  33. Смирнова Е.А. Ценностные ориентиры рекламы в современном обществе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 3 (11). С. 167-170.
  34. Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо. 2013. – 368 с.
  35. Ученов В.В. История рекламы или метаморфозы рекламного образа. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. – 421 с.
  36. Портал региональных новостей в сфере антимонопольного регулирования URL: http://www.regionfas.ru/51/17249

  1. Маклюэн, М. Телевидение. Робкий гигант / М. Маклюэн // Телевидение вчера, сегодня, завтра. – М., 2012. – Вып. 7. С.10

  2. Маркин Э.М. Современная рекламная практика в РФ: Основные регламентирующие документы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 41. С. 24.

  3. Смирнова Е.А. Ценностные ориентиры рекламы в современном обществе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 3 (11). С. 168.

  4. Свердлык Г.А.. Предисловие к сборнику законодательных и иных правовых актов, и документов о рекламе. М.: Эксмо, 2013. С.158

  5. Каменский М.А. Социальная реклама в российском законодательстве // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 9. С. 168.

  6. Куликова Ю.С. Надлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции: дис. канд. юрид. наук. М., 2012.С. 98

  7. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013. С.65

  8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения М.,2011. С.10.

  9. Дейян А. Реклама. М.: Прогресс. 2013. С.161

  10. Журавлёв Г.К. Рекламная деятельность. М.: ИНФРА-М. 2013. С.21

  11. Кислов Д.В. Реклама: правовые основы, учет, налогообложение. М.: Главбух. 2014. С.65

  12. Копытин Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка. Предпринимательско-правовой аспект: Монография. М.: 2012. С.48

  13. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М.: Центр. 2013. С.75

  14. Куликова Ю.С. Надлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции: дис. канд. юрид. наук. М.. 2012. С.64

  15. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. Учебник. М.: Дашков и К. 2013. – С.15

  16. Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо, 2013, С. 112

  17. Песоцкий Е.А. Современная реклама: теория и практика. Ростов н/Д: Феникс. 2014. С.71

  18. Копытин Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка. Предпринимательско-правовой аспект: Монография. М.: 2012.С. 45.

  19. Пименов П.А. Основы рекламы. Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики. 2014. С.84

  20. Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо. 2013. С.71.

  21. Карягина А.В. Правовой режим рекламной деятельности: теоретический аспект // Реклама и право. 2013. N 1. С.12

  22. Ерошок А.Ю. Государственное регулирование рекламного рынка Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9 - 10.

  23. Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо, 2012. С. 77.

  24. Мудров А.Н. Основы рекламы. М., 2012. С. 230.

  25. Приказ ФАС России от 07.09.2004 N 99 "О создании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе". Официально не опубликован.

  26. БНА ФОИВ. 2008. N 34.

  27. Бутова Т. В., Рагулина Ю. В. Теория и практика взаимодействия бизнеса и властных структур. — М.: КноРус, 2013. С.51

  28. Кирилловых А. А.. Реклама и рекламная деятельность: проблемы правового регулирования, — М.: Деловой двор, 2013. С.49

  29. Минбалеев А. В. Правовое регулирование рекламы в Японии // Реклама и право. 2013. N 1. С.12

  30. Портал региональных новостей в сфере антимонопольного регулирования URL: http://www.regionfas.ru/51/17249

  31. Дегтярева А. В. Взаимодействие органов власти и СРО в сфере рекламы [Текст] / А. В. Дегтярева // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 550-551.