Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Понятие, функции и виды прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автобусный транспорт имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести быстроту ввода его в действие и маневренность.

На данном этапе работы для анализа формирования, распреде­ления и использования прибыли будет использовано предприятие в сфере автомобильных пассажирских перевозок СПб ГУП «Пассажи­равтотранс». Юридический адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюст- ровский проспект, 39.

Стоит упомянуть немного об истории данного предприятия. История СПб ГУП «Пассажиравтотранс» неразрывно связана с разви­тием регулярного автобусного движения в Санкт-Петербурге. Первый маршрут был открыт 1 сентября 1926 года.

Собственно интерес к организации автомобильного хозяйства проявило новое советское правительство. Возможности трамваев и извозчиков явно не соответствовали требованиям развивающегося Ле­нинграда, и объективная реальность стала предпосылкой для открытия автобусного сообщения.

В 1941 году около 500 автобусов треста автопассажирских пе­ревозок «Ленавтотранс» обслуживали 30 маршрутов. С началом войны пассажирские перевозки были сокращены, и часть автобусов была пе­редана в действующую армию. В сентябре 1941 году мобилизация во­дителей и ремонтников была прекращена. Перед транспортниками была поставлена задача эвакуации населения из блокадного Ленингра­да. В тяжелейших условиях зимой 1942 года по льду Ладожского озера на «Большую землю» было вывезено 214 тысяч человек. Обратно в осажденный город были доставлены тысячи тонн продовольствия и боеприпасов.

Регулярное автобусное движение возобновилось в Ленинграде 1 августа 1945 года. В пятидесятые автобусы начали подвозить пасса­жиров к открытым станциям метрополитена. «Строительный бум» шестидесятых значительно расширил маршрутную сеть в новых рай­онах. Венгерские «Икарусы» на городских улицах стали приметой се­мидесятых. В 80-е общее количество автобусов предприятия прибли­зилось к 5000.

После кризиса 90-х годов прошлого века в сфере обществен­ного транспорта были осуществлены серьезные преобразования. Еже­годные обновления подвижного состава, внедрение инноваций, при­способленность для нужд маломобильных пассажиров способствуют городскому автобусу стать удобным и доступным транспортом. Тра­диции первого автобусного предприятия Ленинграда СПб ГУП «Пас­сажиравтотранс» продолжает и в XXI веке [9].

На сегодняшний день СПб ГУП «Пассажиравтотранс» являет­ся одним из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом Северо-Западного региона России. Находится в ведении Комитета по транспорту. СПб ГУП «Пассажиравтотранс» осуществля­ет в установленном порядке перевозки пассажиров автобусами. Пред­приятие обслуживает порядка 150 городских и пригородных маршру­тов. Ежедневно на линии курсируют почти 1500 автобусов большого и особо большого класса. Ежегодно автобусы перевозят более 300 млн. пассажиров. Персонал насчитывает более 10000 человек.


Для проведения дальнейших расчетов, связанных с формиро­ванием и использованием прибыли на предприятии, ознакомимся с экономическим состоянием СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

Для начала стоит дать характеристику ресурсному потенциалу предприятия (таблица 1). Для проведения анализа все показатели будут взяты за 2017 и 2018 год.

Таблица 1

Ресурсный потенциал предприятия за 2017-2018 годы

Наименование показателей

2017 год

2018 год

Отклонение,

%

Среднегодовая численность ра­ботников, чел.

9694

9952

102,7

Среднегодовая стоимость основ­ных фондов, тыс.руб.

7797290

8233857

105,6

Среднегодовая стоимость оборот­ных средств, тыс.руб.

2934285

3311020

112,8

Среднегодовая стоимость аванси­рованного капита­ла, тыс.руб.

10780604

12389187

114,9

Опираясь на данные таблицы, мы видим положительные тен­денции, в том числе увеличение количества числа работников в отчет­ном периоде. Увеличилась и средняя стоимость основных фондов предприятия на 391367 тыс. рублей (на 5,6%), в основном, посредст­вом закупки дополнительных единиц подвижного состава.

В отчетном году увеличилась среднегодовая стоимость обо­ротных средств предприятия и достигла отметки в 3311020 тыс.рублей, увеличившись на 12,8% по сравнению с прошлым годом.

Среднегодовая стоимость авансированного капитала увеличи­лась практически на 15% и составила 12389187 тыс.рублей по сравне­нию с 10780604 тыс. рублей в 2017 году.

Рассмотрим также основные статьи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатов предприятия в таблице 2

Таблица 2

Основные статьи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» за 2017-2018 годы

Показатель

Годы

2017

2018

Выручка, тыс.руб.

11683600

11985642

Себестоимость продаж, тыс.руб.

10969200

11262472

Валовая прибыль (убыток), тыс.руб.

714478

723170

Управленческие расходы, тыс.руб.

414383

406325

Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

300017

316845

Доходы от участия в других организациях, тыс.руб.

479

521

Проценты к получению, тыс.руб.

227001

244672

Прочие доходы, тыс.руб.

206336

206568

Прочие расходы, тыс.руб.

445967

478523

Прибыль (убыток) до налого­обложения, тыс.руб.

287866

290083

Текущий налог на прибыль, тыс.руб.

47978

48347

Чистая прибыль (убыток), тыс.руб.

239888

241736

Стоимость основных средств, тыс.руб.

8765361

9356587

Собственный капитал, тыс.руб.

8734364

8933275

Заемный капитал, тыс.руб.

3239110

3871625


Как мы видим из приведенных данных, выручка предприятия в 2018 году увеличилась и составила 11985642 тыс. рублей, что также сказалось на увеличении прибыли от продаж и достижение данным показателем отметки в 316845 тыс.рублей. В отчетном году также на­блюдается снижение управленческих расходов до 406325 тыс.рублей. Чистая прибыль предприятия в отчетном году составила 241736 тыс.рублей, также потерпев увеличение, по сравнению с предыдущим периодом.

На предприятии в 2018 году увеличилась стоимость основных средств, в основном, за счет покупки дополнительных единиц подвиж­ного состава. Собственный и заемный капиталы предприятия также увеличились и стали равны 8933275 тыс. рублей и 3871625 тыс. рублей соответственно. Подобные увеличения наиболее значимых показате­лей в отчетном году на предприятии говорят о подъеме и эффективной хозяйственной деятельности предприятия.

Рассмотрим текущие затраты предприятия СПб ГУП «Пасса­жиравтотранс» за исследуемый период. Структуру себестоимости предприятия по элементам сгруппируем в таблицу 3.

Таблица 3.

Текущие затраты на предприятии за 2017-2018 годы

Показатель

2017 год

2018 год

Изменение (+,-)

Откло­нение,

%

Материальные затра­ты, всего, в том числе:

3381043

3285773

-95270

97,2

- электроэнергия

41659

39360

-2299

94,5

- автомобильное топ­ливо и смазочные материалы

2500472

2395847,1

-104624,9

95,8

- материалы, запча­сти, резина

703848

716852

13004

101,9

- прочие материаль­ные затраты (вода, газ, теплоэнергия)

135064

133713

-1350

99

Затраты на оплату труда

3771084

4165723

394639

110,5

Страховые взносы

1166342

1369462

203120

117,4

Амортизация основ­ных фондов

1158938

1176653

17715

101,5

Прочие расходы

1049597

1297407

247810

123,6

Итого

10527004

11295018

768014

107,3

Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, ка­кие элементы в структуре себестоимости потерпели изменения. Так в 2018 году на предприятии увеличился объем продаж, а так же количе­ство сотрудников, поэтому себестоимость увеличилась на 7,3%, в ос­новном, из-за увеличения затрат на оплату труда и страховых взносов, а также из-за увеличения прочих расходов на предприятии. За иссле­дуемый период на предприятии снизились материальные затраты на 2,8% посредством снижения затрат на электроэнергию и автомобиль­ное топливо.


Предприятие, помимо основной деятельности - социальных перевозок, оказывает ряд дополнительных услуг:

  • оказание заказных пассажирских перевозок, среди которых: детские перевозки, экскурсии, спортивные мероприятия, развозки со­трудников;
  • услуги по эвакуации грузовых транспортных средств, авто­бусов, спецтехники в Санкт-Петербурге;
  • техническое обслуживание, включающее в себя услуги по ремонту и диагностике любой сложности.

Рассмотрим подробнее имеющийся на предприятии подвиж­ной состав по маркам автобусов (таблицу 4).

Таблица 4

Подвижной состав предприятия

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» за 2017-2018 годы

Марка

Количество ПС в

Количество ПС в

2017 г., ед.

2018 г., ед.

ЛиАз (5256, 5292, 6212, 6213)

839

751

Волжанин (5270, 5285, 6270)

289

278

Volgabus (6271, 5270G2)

189

250

НефАз (5299)

332

328

Scania Omnilink

52

52

МАЗ (203085, 203965)

56

150

MAN LION'S CITY

20

24

Итого

1777

1833

Как видно из таблицы, по состоянию на 2018 год общее коли­чество подвижного состава составило 1833 автобуса. Примечательно, что 76% автобусов, а именно порядка 1388 автобусов, ежедневно вы­ходят на линии маршрутной сети. Стоит отметить, что на предпри­ятии средний возраст линейный автобусов составляет 5,7 лет. Также около 80% автобусов (1460 единиц) предприятия оборудованы аппаре­лью и низким уровнем пола, что улучшает качество обслуживание ма­ломобильных пассажиров.

Для повышения квалификации персонала и формирования кадрового резерва СПб ГУП «Пассажиравтотранс» организует повы­шение квалификации сотрудников на базе основного образования, проведение обязательного обучения для допуска выполнения некото­рых работ, обучение профессии водителя на базе собственного учеб­ного комбината.

Рассмотрим численность персонала СПб ГУП «Пассажирав­тотранс» по категориям (рисунок 4).

Рисунок 4. Численность персонала по категориям за 2017 год

Работа по формированию кадрового потенциала на предпри­ятии предполагает обучение и прием на работу молодых работников. Так в 2017 году на предприятии прошли обучение 469 человек, а в 2018 году - 753 человека.


Рисунок 5. Численность персонала по категориям за 2018 год

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» насчитывает 10014 человек по состоянию на 2018 год. В соответствии с отраслевым соглашением по оплате работ, руководство автотранспортного предприятия по со­гласованию с профсоюзной организацией разрабатывает своё положе­ние об оплате труда и премировании водителей, кондукторов, ремонт­ных и вспомогательных рабочих, устанавливают соответствующие системы оплаты, показатели и порядок премирования [10].

Так средняя заработная плата основных категорий работников предприятия представлена на рисунке 6

Рисунок 6. Средняя заработная плата основных категорий работников предприятия в месяц за 2017-2018 годы, рублей

Как следует из приведенных данных, средняя заработная плата на предприятии возрастает в 2018 году по всем рассматриваемым кате­гориям работников.

У СПб ГУП «Пассажиравтотранс» имеется пять автобусных парков, расположенных в Санкт-Петербурге и один парк в городе Колпино:

1. Автобусный парк №1, работающий на социальных маршру­тах, а также организующий междугородние перевозки.

  1. Автобусный парк №2, помимо основной деятельности, ока­зывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автобусов, их агрегатов и узлов другим организациям и частным лицам.
  2. Автобусный парк №5.
  3. Автобусный парк №6.
  4. Автобусный парк №7, также предлагающий услуги по арен­де микроавтобусов.
  5. Колпинский автобусный парк, меньший по своим размерам, обслуживает всего 15 маршрутов, в том числе связывающих Колпино и Санкт-Петербург, имеющий в своем автопарке 157 автобусов.

Данные парки имеют однотипную структуру управления (см. рисунок 7).

Рисунок 7. Структура управления автобусного парка, являющегося филиалом СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

Во главе каждого филиала предприятия находится свой дирек­тор определенного автобусного парка.

В его подчинении находится заместитель директора по пере­возкам, который, в свою очередь, руководит автоколоннами.

У начальника каждой автоколонны в непосредственном под­чинении находятся линейные водители - основные и самые многочис­ленные работники предприятия.

У директора автобусного парка в подчинении также находится заместитель директора по экономике, который руководит планово- экономическим отделом и отделом организации труда. В независимо­сти от планово-экономического отдела существует бухгалтерия под начальством главного бухгалтера.