Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Понятие, функции и виды прибыли).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования и и использования прибыли предприятия
1.1 Понятие, функции и виды прибыли
1.2 Направления использования прибыли предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
2.2 Анализ формирования, распределения и использования прибыли СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Автобусный транспорт имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести быстроту ввода его в действие и маневренность.
На данном этапе работы для анализа формирования, распределения и использования прибыли будет использовано предприятие в сфере автомобильных пассажирских перевозок СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Юридический адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюст- ровский проспект, 39.
Стоит упомянуть немного об истории данного предприятия. История СПб ГУП «Пассажиравтотранс» неразрывно связана с развитием регулярного автобусного движения в Санкт-Петербурге. Первый маршрут был открыт 1 сентября 1926 года.
Собственно интерес к организации автомобильного хозяйства проявило новое советское правительство. Возможности трамваев и извозчиков явно не соответствовали требованиям развивающегося Ленинграда, и объективная реальность стала предпосылкой для открытия автобусного сообщения.
В 1941 году около 500 автобусов треста автопассажирских перевозок «Ленавтотранс» обслуживали 30 маршрутов. С началом войны пассажирские перевозки были сокращены, и часть автобусов была передана в действующую армию. В сентябре 1941 году мобилизация водителей и ремонтников была прекращена. Перед транспортниками была поставлена задача эвакуации населения из блокадного Ленинграда. В тяжелейших условиях зимой 1942 года по льду Ладожского озера на «Большую землю» было вывезено 214 тысяч человек. Обратно в осажденный город были доставлены тысячи тонн продовольствия и боеприпасов.
Регулярное автобусное движение возобновилось в Ленинграде 1 августа 1945 года. В пятидесятые автобусы начали подвозить пассажиров к открытым станциям метрополитена. «Строительный бум» шестидесятых значительно расширил маршрутную сеть в новых районах. Венгерские «Икарусы» на городских улицах стали приметой семидесятых. В 80-е общее количество автобусов предприятия приблизилось к 5000.
После кризиса 90-х годов прошлого века в сфере общественного транспорта были осуществлены серьезные преобразования. Ежегодные обновления подвижного состава, внедрение инноваций, приспособленность для нужд маломобильных пассажиров способствуют городскому автобусу стать удобным и доступным транспортом. Традиции первого автобусного предприятия Ленинграда СПб ГУП «Пассажиравтотранс» продолжает и в XXI веке [9].
На сегодняшний день СПб ГУП «Пассажиравтотранс» является одним из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом Северо-Западного региона России. Находится в ведении Комитета по транспорту. СПб ГУП «Пассажиравтотранс» осуществляет в установленном порядке перевозки пассажиров автобусами. Предприятие обслуживает порядка 150 городских и пригородных маршрутов. Ежедневно на линии курсируют почти 1500 автобусов большого и особо большого класса. Ежегодно автобусы перевозят более 300 млн. пассажиров. Персонал насчитывает более 10000 человек.
Для проведения дальнейших расчетов, связанных с формированием и использованием прибыли на предприятии, ознакомимся с экономическим состоянием СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
Для начала стоит дать характеристику ресурсному потенциалу предприятия (таблица 1). Для проведения анализа все показатели будут взяты за 2017 и 2018 год.
Таблица 1
Ресурсный потенциал предприятия за 2017-2018 годы
Наименование показателей |
2017 год |
2018 год |
Отклонение, % |
Среднегодовая численность работников, чел. |
9694 |
9952 |
102,7 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. |
7797290 |
8233857 |
105,6 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
2934285 |
3311020 |
112,8 |
Среднегодовая стоимость авансированного капитала, тыс.руб. |
10780604 |
12389187 |
114,9 |
Опираясь на данные таблицы, мы видим положительные тенденции, в том числе увеличение количества числа работников в отчетном периоде. Увеличилась и средняя стоимость основных фондов предприятия на 391367 тыс. рублей (на 5,6%), в основном, посредством закупки дополнительных единиц подвижного состава.
В отчетном году увеличилась среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия и достигла отметки в 3311020 тыс.рублей, увеличившись на 12,8% по сравнению с прошлым годом.
Среднегодовая стоимость авансированного капитала увеличилась практически на 15% и составила 12389187 тыс.рублей по сравнению с 10780604 тыс. рублей в 2017 году.
Рассмотрим также основные статьи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатов предприятия в таблице 2
Таблица 2
Основные статьи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» за 2017-2018 годы
Показатель |
Годы |
|
2017 |
2018 |
|
Выручка, тыс.руб. |
11683600 |
11985642 |
Себестоимость продаж, тыс.руб. |
10969200 |
11262472 |
Валовая прибыль (убыток), тыс.руб. |
714478 |
723170 |
Управленческие расходы, тыс.руб. |
414383 |
406325 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
300017 |
316845 |
Доходы от участия в других организациях, тыс.руб. |
479 |
521 |
Проценты к получению, тыс.руб. |
227001 |
244672 |
Прочие доходы, тыс.руб. |
206336 |
206568 |
Прочие расходы, тыс.руб. |
445967 |
478523 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб. |
287866 |
290083 |
Текущий налог на прибыль, тыс.руб. |
47978 |
48347 |
Чистая прибыль (убыток), тыс.руб. |
239888 |
241736 |
Стоимость основных средств, тыс.руб. |
8765361 |
9356587 |
Собственный капитал, тыс.руб. |
8734364 |
8933275 |
Заемный капитал, тыс.руб. |
3239110 |
3871625 |
Как мы видим из приведенных данных, выручка предприятия в 2018 году увеличилась и составила 11985642 тыс. рублей, что также сказалось на увеличении прибыли от продаж и достижение данным показателем отметки в 316845 тыс.рублей. В отчетном году также наблюдается снижение управленческих расходов до 406325 тыс.рублей. Чистая прибыль предприятия в отчетном году составила 241736 тыс.рублей, также потерпев увеличение, по сравнению с предыдущим периодом.
На предприятии в 2018 году увеличилась стоимость основных средств, в основном, за счет покупки дополнительных единиц подвижного состава. Собственный и заемный капиталы предприятия также увеличились и стали равны 8933275 тыс. рублей и 3871625 тыс. рублей соответственно. Подобные увеличения наиболее значимых показателей в отчетном году на предприятии говорят о подъеме и эффективной хозяйственной деятельности предприятия.
Рассмотрим текущие затраты предприятия СПб ГУП «Пассажиравтотранс» за исследуемый период. Структуру себестоимости предприятия по элементам сгруппируем в таблицу 3.
Таблица 3.
Текущие затраты на предприятии за 2017-2018 годы
Показатель |
2017 год |
2018 год |
Изменение (+,-) |
Отклонение, % |
Материальные затраты, всего, в том числе: |
3381043 |
3285773 |
-95270 |
97,2 |
- электроэнергия |
41659 |
39360 |
-2299 |
94,5 |
- автомобильное топливо и смазочные материалы |
2500472 |
2395847,1 |
-104624,9 |
95,8 |
- материалы, запчасти, резина |
703848 |
716852 |
13004 |
101,9 |
- прочие материальные затраты (вода, газ, теплоэнергия) |
135064 |
133713 |
-1350 |
99 |
Затраты на оплату труда |
3771084 |
4165723 |
394639 |
110,5 |
Страховые взносы |
1166342 |
1369462 |
203120 |
117,4 |
Амортизация основных фондов |
1158938 |
1176653 |
17715 |
101,5 |
Прочие расходы |
1049597 |
1297407 |
247810 |
123,6 |
Итого |
10527004 |
11295018 |
768014 |
107,3 |
Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, какие элементы в структуре себестоимости потерпели изменения. Так в 2018 году на предприятии увеличился объем продаж, а так же количество сотрудников, поэтому себестоимость увеличилась на 7,3%, в основном, из-за увеличения затрат на оплату труда и страховых взносов, а также из-за увеличения прочих расходов на предприятии. За исследуемый период на предприятии снизились материальные затраты на 2,8% посредством снижения затрат на электроэнергию и автомобильное топливо.
Предприятие, помимо основной деятельности - социальных перевозок, оказывает ряд дополнительных услуг:
- оказание заказных пассажирских перевозок, среди которых: детские перевозки, экскурсии, спортивные мероприятия, развозки сотрудников;
- услуги по эвакуации грузовых транспортных средств, автобусов, спецтехники в Санкт-Петербурге;
- техническое обслуживание, включающее в себя услуги по ремонту и диагностике любой сложности.
Рассмотрим подробнее имеющийся на предприятии подвижной состав по маркам автобусов (таблицу 4).
Таблица 4
Подвижной состав предприятия
СПб ГУП «Пассажиравтотранс» за 2017-2018 годы
Марка |
Количество ПС в |
Количество ПС в |
2017 г., ед. |
2018 г., ед. |
|
ЛиАз (5256, 5292, 6212, 6213) |
839 |
751 |
Волжанин (5270, 5285, 6270) |
289 |
278 |
Volgabus (6271, 5270G2) |
189 |
250 |
НефАз (5299) |
332 |
328 |
Scania Omnilink |
52 |
52 |
МАЗ (203085, 203965) |
56 |
150 |
MAN LION'S CITY |
20 |
24 |
Итого |
1777 |
1833 |
Как видно из таблицы, по состоянию на 2018 год общее количество подвижного состава составило 1833 автобуса. Примечательно, что 76% автобусов, а именно порядка 1388 автобусов, ежедневно выходят на линии маршрутной сети. Стоит отметить, что на предприятии средний возраст линейный автобусов составляет 5,7 лет. Также около 80% автобусов (1460 единиц) предприятия оборудованы аппарелью и низким уровнем пола, что улучшает качество обслуживание маломобильных пассажиров.
Для повышения квалификации персонала и формирования кадрового резерва СПб ГУП «Пассажиравтотранс» организует повышение квалификации сотрудников на базе основного образования, проведение обязательного обучения для допуска выполнения некоторых работ, обучение профессии водителя на базе собственного учебного комбината.
Рассмотрим численность персонала СПб ГУП «Пассажиравтотранс» по категориям (рисунок 4).
Рисунок 4. Численность персонала по категориям за 2017 год
Работа по формированию кадрового потенциала на предприятии предполагает обучение и прием на работу молодых работников. Так в 2017 году на предприятии прошли обучение 469 человек, а в 2018 году - 753 человека.
Рисунок 5. Численность персонала по категориям за 2018 год
СПб ГУП «Пассажиравтотранс» насчитывает 10014 человек по состоянию на 2018 год. В соответствии с отраслевым соглашением по оплате работ, руководство автотранспортного предприятия по согласованию с профсоюзной организацией разрабатывает своё положение об оплате труда и премировании водителей, кондукторов, ремонтных и вспомогательных рабочих, устанавливают соответствующие системы оплаты, показатели и порядок премирования [10].
Так средняя заработная плата основных категорий работников предприятия представлена на рисунке 6
Рисунок 6. Средняя заработная плата основных категорий работников предприятия в месяц за 2017-2018 годы, рублей
Как следует из приведенных данных, средняя заработная плата на предприятии возрастает в 2018 году по всем рассматриваемым категориям работников.
У СПб ГУП «Пассажиравтотранс» имеется пять автобусных парков, расположенных в Санкт-Петербурге и один парк в городе Колпино:
1. Автобусный парк №1, работающий на социальных маршрутах, а также организующий междугородние перевозки.
- Автобусный парк №2, помимо основной деятельности, оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автобусов, их агрегатов и узлов другим организациям и частным лицам.
- Автобусный парк №5.
- Автобусный парк №6.
- Автобусный парк №7, также предлагающий услуги по аренде микроавтобусов.
- Колпинский автобусный парк, меньший по своим размерам, обслуживает всего 15 маршрутов, в том числе связывающих Колпино и Санкт-Петербург, имеющий в своем автопарке 157 автобусов.
Данные парки имеют однотипную структуру управления (см. рисунок 7).
Рисунок 7. Структура управления автобусного парка, являющегося филиалом СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Во главе каждого филиала предприятия находится свой директор определенного автобусного парка.
В его подчинении находится заместитель директора по перевозкам, который, в свою очередь, руководит автоколоннами.
У начальника каждой автоколонны в непосредственном подчинении находятся линейные водители - основные и самые многочисленные работники предприятия.
У директора автобусного парка в подчинении также находится заместитель директора по экономике, который руководит планово- экономическим отделом и отделом организации труда. В независимости от планово-экономического отдела существует бухгалтерия под начальством главного бухгалтера.