Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Определение и содержание понятия «стресс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мы живём в 21 веке, который является временем современных технологий. Всё меньше людей отдают своё предпочтение работе на промышленности, в сфере тяжёлого труда, в обслуживания. Всё чаще появляются новые офисы, появляются, соответственно, новые профессии в офисной сфере.

Интеллектуальная сфера деятельности в современном мире преобладает над физической.

Предмет изучения курсовой работы — профессиональный стресс в управленческой деятельности. Объект – причины проявление стресса

Цель курсовой работы — обосновать стресс с научной точки зрения, определить виды, фазы, причины появления, этиологию, понять и определить подходящие методы борьбы и профилактики со стрессом, а также рассмотреть и выделить последствия стресса в управленческой деятельности.

В настоящее время изучение разных видов стресса и его негативного влияния на человека, стало одним из основных направлений ведущих психологических исследований.

Об этом факте говорит рост публикаций по данной тематике, создание все новых и новых научно-прикладных программ и крупных международных центров по исследованию стресса, даже появление на "рынке" психологических услуг, а также появления огромного количества технологий стресс-менеджмента.

Профилактике развития стресса на рабочем месте стали уделять много внимания, выделять, как важную научную проблему, которая влияет на работоспособность, производительность и качество труда, а также состояние здоровья человека.

Если сделать научный обзор статей по данной теме, то сразу видно, что большое количество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей посвящено проблеме профессионального стресса.

Считается, что эта сфера изучения стресса наиболее востребована практикой, так как непосредственно связана с успешностью адаптации и реализации человека в трудовой деятельности, сохранению трудоспособности и психического здоровья.

В основном изучается профессиональный стресс у операторов, спортсменов, водителей, учителей, топ-менеджеров, руководителей среднего и высшего звена.

Область исследований стресса в управленческой деятельности занимает одно из ведущих мест. Именно по этим причинам стала интересна данная тема при выборе курсовой работы.

В связи с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть сущность понятия стресс.

2.Выделить формы стресса, причины появления,

3.Обозначить виды и фазы, классификации,


4.Изучить влияние стресса на человека.

5.Исследовать наиболее эффективные методы борьбы со стрессом, его профилактикой и минимизацией в управленческой деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, обзорной теоретической части, практической части, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности

1.1. Определение и содержание понятия «стресс»

История слова «стресс» сложилась таким образом, что на сегодняшний день оно имеет два разных значения.

В русский язык слово «стресс» пришло из английского, в английский — из латинского. [2;с.11]

В 18-19 веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и обозначало собой:

силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой;

деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.

В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово "стресс" в медицину.

Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет 2 значения:

физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни;

физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие. [4;с.18]

Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором — результат воздействия такого фактора.

Чтобы избежать терминологической путницы, мы будем использовать слово «стресс» только во втором значении, а для первого возьмём слово «стрессор». [6;с.17]

В результате мы получим следующие определения:

Стрессор — физико-химический или эмоционально-психологический фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни. [5;с.10]


Стресс — физиологическое и/или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия стрессоров, которые нарушили существовавшее равновесие.

Или кратко: стресс — это напряжение, а стрессор — фактор, его вызывающий

Управленческая деятельность – это принципиально отличающийся от других видов деятельности труд.

Такая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.

Это в свою очередь предъявляет особые требования к эмоциональной устойчивости и гибкости руководителя, его стрессоустойчивости. [3;с.21]

Что же такое стресс? Есть очень много формулировок данного определения. В некоторых статьях говорится, что это определение впервые было введено ещё в 1303 году, английским поэтом Робертом Маннингом.

В медицине впервые было введено понятие стресса Г.Селье.

Он полагает, что понятие «стресс» пришло в английский язык из старого французского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс».

Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». И так, стресс - это устоявшееся понятие и его чаще всего определяют, как попытку восстановить нарушенный гомеостаз психических, физиологических и биохимических процессов в организме. [5;с.17]

Стресс вызывает все условия, нарушающие гомеостаз.

Гомеостаз - постоянство внутренней среды организма. Физическое или психологическое воздействие, нервное напряжение, переутомление, экстремальная ситуация, негативные эмоции вызывают ответную реакцию организма, которая мобилизует силы и энергию, это и называется – стресс или стрессовое состояние. [6;с.11]

Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

1.1.1. Классификация стрессов

Стрессы можно разделить на:

  • эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные.
  • кратковременные (острые) стрессы и
  • долгосрочные (хронические) стрессы.
  • физиологический (соматический) стресс и психоэмоциональный стресс.
  • стресс физиологический:
  • стресс психоэмоциональный и информационный

Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы.


Стресс может нести в себе как положительный, так и отрицательный заряд.

В зависимости от личного восприятия события. Например, у одного, такое событие, как свадьба вызывает радостные эмоции и состояние стресса и, одновременно, у другого — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс.

Казалось бы, эмоционально положительный стресс, должен порождать положительные эмоции, но люди со слабым здоровьем могут получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше.

Если мы говорим об отрицательных последствиях стресса, то автоматически считаем его эмоционально отрицательным.

Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические).

Эти два вида стрессов вызывают разное отражение на здоровье человека.

Более тяжёлые последствия для организма несут в себе долговременные или хронические стрессы.

Острый стресс обычно наступает быстро и неожиданно. Его крайней степенью является только некий шок. Если человек не справляется с ситуацией шока, постоянно возвращаясь к ней и вспоминая пережитое, как правило, острый стресс переходит в хронический. [12;с.7]

Хронический стресс, может наступить без стадии острого стресса, если присутствуют постоянно действующие, казалось бы, малозначительные факторы — напряжённые отношения с кем-либо, неудовлетворённость какой-либо ситуацией и другие факторы постоянного действия.

Физиологический (соматический) и психоэмоциональный стресс.

Стресс физиологический возникает от колебаний параметров внешней среды — гравитации, влажности, температуры, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок.

Различают как механический, физический, химический и биологический физиологические стрессы.

Механический стресс — отличается повреждением целостности кожи и различных органов. Это может быть травма, ранение, операция, шоковое состояние. [9;с.10]

Физический стресс — вызван состоянием перегрева, переохлаждения, обморожения, ожога, воздействием УФЛ или даже ионизирующей радиации, невесомости или ускорения, голода, жажды, гипокинезией, иммобилизацией.

Химический стресс — вызван отравлением, действием ядохимикатов и их паров, загрязнением воздуха, воды или почвы, недостатком или избытком кислорода.

Биологический стресс — вызван атакой вызывающих болезнь вирусов, бактерий, токсинов, грибов и их разновидностей.

Стресс психоэмоциональный может быть информационным и эмоциональным.


Как правило, данный вид стресса, возникает от переживания достаточно сильных эмоций, таких как обида, обман, опасность, угроза, информационная перегрузка.

Стресс информационный возникает от избытка информации, от ответственности, связанной с подобного рода деятельностью, с принятием скорых и верных решений.

Подобные стрессы, как правило, сопровождают деятельность операторов различных систем управления, диспетчеров и других работников подобных профессий.

Стресс эмоциональный возникает в ситуации угрожающей безопасности человека — в случае тяжёлой болезни, преступления, войны или аварии, а также при угрозе изменения социального статуса, экономического благополучия или изменения межличностных отношений, таких как проблемы в семье, сокращение или увольнение. [10;с.8]

Описанное выше деление стрессов на различные виды, их характеристика, носит относительный характер, существует множество вариантов других классификаций.

1.1.2. Фазы развития стресса

Разработал теорию стресса Селье. Он выделил в нем три фазы (стадии).

1 фаза — Реакция тревоги.

Появление состояния тревоги, настороженности, напряжённости при возникновении неординарной ситуации и, как следствие, мобилизация защитных сил организма.

2 фаза — Сопротивление.

Начинается сопротивление организма и борьба с ситуацией стресса либо адаптация и привыкание к раздражителю.

3 фаза — Победа либо истощение организма.

Если собственных ресурсов организма для борьбы с состоянием стресса достаточно, то человек выходит победителем.

В противном случае организм истощается, что приводит к депрессии, различной тяжести заболеваниям и, возможно, к смерти.

В данном разделе отчётливо рассмотрели виды стресса, разобрали подробно классификацию, в ходе исследования классификации выяснился факт, что наиболее точной классификации нет, все её аналоги считаются условными и определяются признаками.

В параграфе использована и описана классификация наиболее авторитетного представителя исследователей, а именно по Селье. Также по данному автору описаны фазы стресса.

1.2.Этиология появления стресса. Виды стрессоров

Специалисты считают, что предпосылкой стресса может стать любое эмоциональное, психологическое возбуждение.