Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников
1.1. Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры
1.2. Особенности подходов к эстетическому воспитанию в отечественной педагогике
Глава 2. Эстетическое воспитание как деятельность
2.1. Источники воспитания эстетической культуры в народном искусстве
2.2. Деятельность как основной источник эстетического воспитания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» (15, 14).
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» (10, 29).
С распространением новой гуманистической парадигмы мышления в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение придается воспитанию человека нравственного, духовного, с гармоничным, позитивно направленным мышлением, умеющим самостоятельно определять свое место в системе «природа - общество», принимать решения, ставить цели, выбирать адекватные им средства, прогнозировать результаты своих действий, устремленного к познанию красоты, творчеству, самосовершенствованию. Кроме того, важно понимание тех принципов, условий и механизмов, которые способствуют сознательному процессу становления личности, самореализации ее во всех сферах жизнедеятельности.
Степень разработанности темы. В результате теоретических и экспериментальных исследований данной проблемы в философской, психологической и педагогической литературе можно выделить два подхода к ее решению. С одной стороны, это исследование взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания, их единства, сущности, способов развития нравственно-эстетических представлений. С другой - изучение вопроса об образном мышлении, особенностях его влияния на формирование нравственно-эстетических представлений детей.
Различные аспекты связи нравственного и эстетического широко отражены в работах таких ученых, как Л.В. Алехина, В.Ф. Асмус, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, А.Е. Егоров, А.Ф. Еремин, Л.Д. Завьялов, Э.В. Ильенков, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, В.А. Разумный, Г.Л. Смирнов, Б.Ф. Сикорский и др. Проблемам нравственного и эстетического воспитания посвящены труды ША. Амонашвили, В.В. Зеньковского, Д.Б. Кабалевского, Б,М. Йеменского, В.А Сухомлинского, К.Д Ушинского. В работах вышеназванных авторов главным оказывается понимание нравственного и эстетического как компонентов целостной системы, формы которой меняются в процессе исторического развития.
Одновременно становится все более очевидным противоречие между назревшей в практике необходимостью формирования нравственно-эстетических представлений детей и недостаточной разработанностью научных и программно-методических основ их развития. С учетом этого был сделан выбор темы исследования, посвященного изучению эстетического развития ребенка в системе дополнительного образования.
Цель исследования – изучение эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства.
Объектом исследования является нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы.
Предметом исследования выступает процесс развития нравственно-эстетических представлений младших школьников посредством народного искусства.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эстетическую культуру как компонент общечеловеческой и национальной культуры;
- раскрыть задачи эстетического воспитания;
- определить эстетическое воспитание как процесс развития способности воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в природе труде общественной жизни;
- исследовать источники воспитания эстетической культуры;
- проанализировать деятельность как основной источник эстетического воспитания.
Методология исследования предполагает системный подход, комплексный анализ, логический подход.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников
1.1. Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры[1].
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы «, то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.
Эстетическая культура является проявлением, конкретизацией культуры вообще. Культура понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности.
Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.
Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это «вторая природа».
Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.
Эстетическая культура субъектов общества (включая и отдельную личность) выступает элементом духовной культуры.
Духовная культура общества включает[2]:
- воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
- народную художественную культуру;
- искусство как профессиональный вид художественного творчества;
- эстетическую культуру;
- культуру научной жизни;
- культуру образования;
- культуру воспитания;
- культуру свободы совести;
- культуру нравственно-духовной жизни;
- информационную культуру.
Эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в эстетической культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса, полноту и последовательность их проявления в поведении, общении и деятельности личности.
Иначе говоря, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
По содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.
Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.
Таким образом, очевидна важность целенаправленного эстетического воспитания и формирования в школьниках эстетического восприятия.
1.2. Особенности подходов к эстетическому воспитанию в отечественной педагогике
Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени. Вопрос образования – одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем», - считал последний русский император Николай Александрович Романов. Над этим вопросом царь трудится сам, возлагая на себя полноту ответственности. На помощь себе Государь призывает родителей и семью – ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз царя (государства) и семьи родит «твердую и верную надежду Отечества»[3].
В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Империи насчитывалось не менее 85 %. Накануне войны было уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству Российская Империя занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году. Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране действовало 130 тысяч школ. При Государе Николае II в России для обучения грамоте крестьянских детей повсеместно образовывались так называемые напольные школы.
Перед революцией был проведен закон о полной безплатности образования, причем не только обучения, но и жизни учащегося во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет — в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся[4].
Семья
Основное воспитание осуществлялось в семье. Семьи на Руси, включая и Царскую, были многодетными, что уже исключало обособленность и эгоизм. Старшие дети заботились о младших, воспитывающей была сама среда. Дети общались друг с другом, помогали во всем друг другу. В семье царила любовь.
Дети в народных семьях воспитывались на Евангелии, житиях святых и с самого рождения впитывали дух Православия.
«Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое
добро. А это и есть глубочайший смысл жизни», - в беседе с родителями
говорит наш современник старец Паисий Святогорец.
Одной из форм воспитания, которая не устарела до сих пор, было так называемое домашнее чтение, то есть совместное чтение детей и родителей.
Строгость и наказание
«В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность», - утверждает Святитель Филарет, митрополит Московский.
Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна не поощряли злых шуток и наказывали за них. Однажды во время обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия забралась под стол и стала щипать гостей за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудовольствие. А что же родители? Государь, поняв, в чем дело, вытащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство – веселость.
Личный пример
К.Д. Ушинский призывал уважать личность ребёнка, ни в коем случае не унижать его перед другими детьми, воспитывать достоинство как часть национального характера.
Личность воспитателя обладает такой воспитательной силой, что её неспособны заменить ни учебники, ни наказания с поощрениями[5].
Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».