Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников
1.1. Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры
1.2. Особенности подходов к эстетическому воспитанию в отечественной педагогике
Глава 2. Эстетическое воспитание как деятельность
2.1. Источники воспитания эстетической культуры в народном искусстве
2.2. Деятельность как основной источник эстетического воспитания
Милосердие, благотворительность
Благотворительность в Царской России была очень распространена и являлась потребностью для представителей высшего общества. Примером и образцом этого благого дела служила семья Государя Николая II.
Когда старшей дочери Ольге Николаевне исполнилось 20 лет, она получила право распоряжаться частью своих денег. Тогда она попросила, чтобы деньги пошли на лечение ребенка-инвалида, которого она часто видела на улице ковылявшим на костылях. Его бедные родители не могли заплатить за лечение.
В тяжелое военное время старшие дочери Императора Николая II – Ольга 19 лет и Татиана 17 лет – вместе с Императрицей окончили курсы сестер милосердия и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом и в моральном плане. «Лазареты, раненые и панихиды – вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф.Винберг[6].
Патриотизм
Отличительной чертой в дореволюционной России был именно акцент, сделанный на патриотическо-военное воспитание, где знание военного дела было на первом месте.
Патриотическое чувство К.Д. Ушинский считал высшим в человеке.
Родина – это то, что у человека нельзя отнять. Чем больше ребёнок будет любить Родину, тем легче будет ему жить. Быть частью чего-либо гораздо легче, чем быть одиночкой. Семья и Родина – это тыл.
В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов, как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.
Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений. Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.
С ранних лет Николай II испытывал тягу к военному делу. В 1884 году Великий Князь Николай Александрович «становится», как тогда говорили, на военную службу, и 6 (19 мая) в день своего рождения приносит воинскую присягу. Царевич Алексей, несмотря на серьезную болезнь, постоянно находился с Государем в Ставке.
В 1909 году по инициативе Государя Николая II в России появляется скаутское движение. Оно пришло из Англии и идейная основа скаутского движения заключается в таких слова: «Разведчик (скаут) верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам». Скаутское движение имело целью воспитать высоко духовно-нравственных людей, патриотов, закаливало характер, готовило к службе в Армии. Большое внимание уделялось социальной работе и благотворительности[7].
Во время I-й мировой войны скауты трудились в госпиталях, помогали беженцам, выполняли сельскохозяйственные работы в семьях, хозяева которых воевали на фронтах войны.
Генерал Смольянинов назвал скаутское движение «христианством в действии». Скаутским движением было охвачено более 50 тысяч человек почти в двухстах городах Российской Империи.
В богоборческие годы против скаутов были многочисленные репрессии, советское правительство видело в них врагов. Надежда Крупская извратила идейную основу скаутского движения, взяв от него все формы и методы работы, и создала пионерскую организацию.
В 1991 году русскими эмигрантами скаутское движение было возвращено в Россию. Духовными руководителями и покровителями скаутов были такие знаменитые святители как Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Максимович) и Митрополит Антоний Сурожский (Блюм).
Глава 2. Эстетическое воспитание как деятельность
2.1. Источники воспитания эстетической культуры в народном искусстве
В современном российском обществе наблюдается интенсивный рост интереса народов к своему историческому и культурному наследию.
Эта тенденция не могла не коснуться и общеобразовательной школы, где заметно оживилась краеведческая работа: дети посещают кружки, факультативные и элективные занятия, на которых изучаются традиции национальной народной культуры; на базе школ функционируют клубы исторических реконструкций и фольклорные ансамбли. Преподаватели различных школьных дисциплин всё более пристальное внимание уделяют разумному сочетанию теоретических основ классического гуманитарного образования и, так называемого, регионального компонента. Содержание образования по предмету «Изобразительное искусство» также дополняется творчески работающими педагогами региональным эстетическим багажом. Наблюдения показывают, что подобная работа успешнее проводится именно там, в тех городах, посёлках, сёлах, где исторически сложился культурно-эстетический опыт, связанный с существованием в данной местности какого-либо народного промысла. Эффективность работы в таком случае зависит как от грамотного применения преподавателем традиционных и новых педагогических технологий, так и, в значительной степени, от умелого использования им присущего почти каждому учащемуся опыта общения с произведениями народного промысла родного края и связанного с этим багажа художественно-эстетических представлений[8].
Вызывает интерес опыт эстетического воспитания школьников в городе Скопине.
Город Скопин Рязанской области — колыбель всемирно известного народного гончарного промысла. Возникновение промысла связано с большим количеством светложгущихся глин, залегающих в окрестностях города. История промысла до конца не изучена. В ней больше полулегенд, чем достоверных сведений. Изделий скопинской керамики старше последней трети XIX — начала XX века не сохранилось. Одни исследователи считают, что промысел окончательно сформировался в последней трети XIX века, другие годом рождения скопинского гончарного промысла называют 1640. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара — Демка Киреев сын Берников[9].
Многие исследователи уверены, что возникновение промысла могло произойти только на основе гончарного ремесла, процветавшего здесь раньше. Найденные местным краеведом В. Н. Егоровым фрагменты рогожной керамики позволяют ему предполагать, что на скопинской земле изделия из глины появились не менее 2-х тысячелетий тому назад. Однако славу промыслу принесли изделия декоративной скульптурной керамики, которую скопинские мастера начали изготовлять примерно в середине XIX века. Это были фигурные сосуды в виде баранов, львов, птиц. Соперничая друг с другом в мастерстве и фантазии, скопинские гончары достигли высочайшего художественного уровня своих изделий.
Небольшой экскурс в историю промысла поможет школьнику понять, насколько уникальным местом с точки зрения преподавателя дисциплины эстетического цикла является для меня наш небольшой городок; почему в учебный материал, составляющий содержание предмета «Изобразительное искусство», уроки на тему «Скопинская керамика» включаются мною неоднократно.
Итак, дети, родившиеся и живущие в месте, где есть жемчужина, подобная скопинскому гончарному промыслу, не могут не впитать в себя понятие красоты, связанное с образами изделий народных мастеров. Эти образы на протяжении жизни сопровождают скопинца повсюду. Почти в каждом доме, в каждой квартире есть какие-то предметы-изделия скопинских мастеров, украшающие интерьеры наших жилищ и знакомые нынешним ученикам с раннего детства.
Ценность уроков изобразительного искусства заключается, прежде всего, в наличии организованной учителем художественно-творческой деятельности детей. Именно через практическую работу, приобщаясь к миру творцов, созидающих красоту, учащиеся начинают ощущать свойства гармонии.
В школьную программу добавят театр — посещение спектаклей станет обязательным для учеников, заявила в интервью «Коммерсантъ FM» министр просвещения Ольга Васильева. Власти разработают для школ «культурные нормативы» по аналогии со спортивными. Школьникам придется посетить определенное количество выставок, экскурсий и театральных постановок во время своего обучения. Впечатления от увиденного они будут записывать в специальные дневники.
Прочитать «Горе от ума» и закрепить знания в театре: драма все-таки лучше воспринимается со сцены. Система, которую предлагают власти, — возврат к временам, когда школы были тесно связаны с театрами юного зрителя, власти это не скрывают. Постоянные культурные мероприятия пойдут школьникам на пользу. Региональный, допустим, областной детский театр, дети должны бы посещать, дети должны привыкать и к атмосфере, к кулисам, если хотите. Это нормально, это должно быть. Я не думаю, что кто-то из родителей или из учителей не примет это. Конечно, будут проблемы поначалу — как перевозить, куда перевозить, как маршруты выстраивать, но, вы знаете, все это было всегда. Надо использовать все возможности в регионе для того, чтобы мы могли осуществлять достижение той самой цели[10].
Походы на спектакли всем классом действительно помнят многие, например, художественный руководитель Нижнетагильского театра драмы Игорь Булыгин. Он такие мероприятия терпеть не мог, но это не помешало ему стать худруком. При этом для театра группы школьников в зале не всегда комфортны, отмечает господин Булыгин: «Мы недавно отказались от системы коллективных посещений, потому что зачастую это превращалось в шум и гам, особенно если это касалось старших школьников. К примеру, на спектакле "Ромео и Джульетта" у детей такое средство защиты было то ли от сентиментальности, то ли от происходящего на сцене, что они старались, наоборот, ерничать, шуметь, мешать остальным зрителям».
При этом что-то похожее власти сделали в физкультуре, вернув нормативы ГТО. Сейчас значки дают дополнительные баллы при поступлении в вуз. «Теперь дело за культурными нормативами», — заявил министр культуры Владимир Мединский. Правда, введут ли бонусы для любителей театра, он не пояснил[11].
В любом случае, школьникам спектакли пойдут на пользу. Только если это обойдется без сочинений, по аналогии с дневниками чтения, считает учитель истории Леонид Кацва: «Сейчас от ребенка требуют, чтобы он вел дневники, вот это точно безумие. Никакая принудиловка не заставляет ребенка читать, а, наоборот, отвращает его от этого.
А водить детей в театр, иногда даже настаивая на этом, если, конечно, есть такая финансовая возможность, допустимо».
Но, помимо театра, школьников отправят в музеи, в первую очередь региональные, и в кино. Кто и как будет выбирать фильмы, непонятно. Но, по словам Владимира Мединского, ученикам придется смотреть несколько хороших фильмов в год, «желательно отечественных». Вероятно, тех самых, для которых Минкульт сдвигает премьеры иностранных картин. Так что, рекордные показатели картин вроде «Викинга», «Движения вверх» и «Т-34» могут вырасти еще больше.
Но путь в мир искусства у каждого свой, и культурные нормативы могут стать лишь головной болью для школьников и учителей, уверен директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов: «Для кого-то важно ходить в математические кружки и строить вокруг этого карьеру, а кто-то активно занимается рисованием, и при этом посещает галереи, музеи. Мне кажется, что тут вопрос как раз в том, что культура для каждого — это индивидуальное понятие, и зачем подменять его какими-то государственными обязательствами, нормативами, а еще и дневник создавать, непонятно. Зачем создавать дополнительный дискомфорт и учителям, и проверяющим?».
Сколько спектаклей и выставок придется посетить школьникам, и будут ли за это давать значки трех степеней, еще неизвестно. Власти пока не установили культурные нормативы. Но как бы устрашающе ни звучал этот термин, любую обязательную экскурсию можно превратить в приключение, если провести ее вместо уроков.
Тем школьникам в регионах, которым тяжело добраться до театров, власти предложат видеозаписи спектаклей. Подобная программа действует в Пензенской области, где ученики ведут «культурные дневники».