Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Основные цели МВФ).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
2. ВЛИЯНИЕ МВФ НА МЕЖДУНАРОДНО-ВАЛЮТНУЮ СИСТЕМУ
2.1 Роль МВФ в международной валютно-финансовой системе
Поскольку МВФ является международным учреждением, к полномочиям которого относится ведение диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, то можно сказать, что МВФ служит некой площадкой как для обсуждения экономической политики страны в глобальном смысле, так и для вопросов, которые имеют значение для стабильности международной валютно-финансовой системы. К ним относятся: выбор странами курсовых механизмов, недопущение дестабилизирующих международных потоков капитала и разработка признаваемых в международном масштабе стандартов и кодексов для политики и институтов в соответствующих областях. В центре внимания МВФ находится макроэкономическая политика страны — то есть политика, связанная с государственным бюджетом, регулированием процентных ставок, денежно-кредитной сферы и обменного курса, — а также политика в отношении финансового сектора, включая регулирование банков и других финансовых учреждений и надзор за ними. Также к полномочиям МВФ относится наблюдение за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономики указанная роль возросла. Это связано также и с тем, что после вступления в МВФ бывших социалистических стран эта организация стала подлинно всемирной.
Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты (взносы в капитал) государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, после которых размер квоты может увеличиваться. Государства платят 25 процентов своей квоты в специальных правах заимствования (СДР – международный резервный актив, который был введен из-за опасения государств-членов МВФ, что существующие международные резервы не смогут обеспечить полностью рост международной торговли)[7] или в основных валютах (доллар, евро, йена, фунт стерлингов).
Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и его количество голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его долю при распределении СДР. Квоты в целом отражают относительную долю государства-члена в мировой экономике, то есть, чем больше экономика страны по объему выпуска продукции и чем больше объем и шире разнообразие ее внешней торговли, тем, как правило, выше уровень ее квоты. Также изменение размера квот определяет степень воздействия страны на деятельность МВФ, поэтому переоценка квот для ведущих стран изменяет их местоположение в иерархии стран-участниц МВФ. Капитал международного валютного фонда постоянно увеличивался с момента его образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран-членов. «Однако, в общем итоге увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП еще больше - от динамики объема международных платежей по текущим операциям»[8].
Таблица 1
Страны с наибольшей голосующей квотой МВФ по состоянию на 01.01.2019 г.[9]
Страна |
Голосующая квота |
США |
17,09% |
Япония |
6,12% |
Германия |
5,98% |
Великобритания |
4,93% |
Франция |
4,93% |
Китай |
3,72% |
Италия |
3,25% |
Саудовская |
|
Аравия |
2,21% |
Канада |
2,93% |
Россия |
2,73%[10] |
Так как решения в Совете управляющих принимаются на основе большинства голосов, то как видно из таблицы 1, США и Европейский союз обладают большинством голосов и вправе налагать вето на ключевые решения Фонда, для принятия которых требуется максимальное большинство голосов. Поэтому в настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с реформированием функционирования МВФ, является вопрос об изменение квот и, следовательно, количестве голосов, которыми обладает страна при голосовании в Фоне.
Рассмотрим более подробно как МВФ использует СДР. В полномочия МВФ входит при возникновении глобальной потребности в международных ликвидных резервах создание ликвидных средств путем выпуска специальных прав заимствования (Special Drawing Rights)[11]. СДР не являются валютой в прямом смысле. Это международный резервный актив, который предназначен для пополнения валютных резервов государств-членов, погашения сальдо платежного баланса и расчетов с Фондом. Страна, имеющая счет СДР, может приобретать в обмен на них у других стран нужную ей свободно конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой им валюты в обмен на СДР путем «назначения» стран, которые ее предоставляют. При этом Фонд учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Стоимость СДР устанавливается с использованием корзины из четырех основных валют: евро, японской иены, фунта стерлингов и доллара США. Состав этой корзины пересматривается каждые пять лет в целях обеспечения соответствия ее компонентов валютам, используемым в международных операциях. Таким образом, веса, установленные для валют, входящих в корзину, отражают их относительную значимость в торговой и финансовой системах мира. По итогам пересмотра, которые вступят в силу 1 октября 2016 года, четырем валютам, отвечающим критерию для включения в корзину оценки стоимости СДР, присвоены следующие доли: доллару США – 41,739% (вместо 41,9%, которые были присвоены во время пересмотра 2010 года), евро – 30,93% (вместо 37,4%), фунту стерлингов – 8,09% (вместо 11,3%) и японской иене – 8,33% (вместо 9,4%)[12]. В ноябре 2015 года завершился периодический пятилетний пересмотр корзины валют, на котором особое внимание было уделено вопросу того, удовлетворяет ли китайский юань существующим критериям для его включения в корзину СДР. Совет дал положительный ответ на данный вопрос, поэтому с 1 октября 2016 г. юань признается свободно конвертируемой валютой и будет включен в корзину СДР в качестве пятой валюты. На его долю в обще корзине будет приходиться 10,92%. особенностям СДР, о которых необходимо помнить, во-первых, относится тот факт, что они не являются валютой и долговым обязательством, во-вторых, они существуют в безналичной форме в виде записи на счетах стран-участниц, в-третьих, сфера их применения ограничена – только внутри Фонда. СДР в мировой валютной системе представляют собой прообраз наднациональной валюты. Это объясняется тем, что идея создания общей резервной валюты исходит из идеи глобализации экономики. Мировой финансовый кризис 2009 г. повысил роль СДР на международном уровне, поскольку официальные резервы государств-членов были пополнены за счет выпуска 182,6 млрд СДР[13]. Россия и Китай выступали за то, чтобы СДР были приняты в качестве наднациональной валюты. Однако в настоящее время они используются не так активно, как это необходимо для того, чтобы они считались наднациональной валютой. Также нельзя не обратить внимание на то, что система СДР привела к внедрению долларов США в мировой платежный оборот, т.к. основная масса подлежит обмену именно на доллар.
МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т. е. фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а значит — для кредитования бюджетных расходов правительств. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке как депозитарии. При этом МВФ предоставляет кредиты в основном в долларах США. Кредиты МВФ облегчают процесс стабилизации, который должна осуществить страна, чтобы соотнести свои расходы в соответствие с доходами для преодоления возникшей проблемы платежного баланса. Однако кредиты МВФ также направлены на поддержку мер политики, в том числе структурных реформ, способствующих улучшению состояния платежного баланса и перспектив экономического роста страны на долговременной основе.
Когда мы характеризуем кредитную деятельность фонда, то должны помнить о двух понятиях:
- Cделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов;
- Операция (Operation) – оказание посреднических услуг за счет заемных средств.
При этом управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ проводит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками. Страна, которая заинтересована в иностранной валюте, производит покупку, подразумевая заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей собственной валюте, которая попадает на счет МВФ в центральном банке данной страны. Изначально предполагалось, что спрос на разные валюты будет предъявляться со стороны участников более или менее равномерно, следовательно, их национальные валюты, которые поступают в Фонд, не будут в нем задерживаться, а будут переходить от одной страны к другой. Но на практике в Фонд поступают просьбы о получение кредитов со стороны стран, чья валюты является неконвертируемой или неиспользуемой в международных расчетах. В результате МВФ кредитует государства практически «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Так как спрос на них отсутствует, они остаются в Фонде, пока страны-эмитенты их не выкупят. Возможность стран-членов иметь доступ к кредитным ресурсам МВФ зависит как от степени необходимости в этих средствах для выравнивания платежного баланса, так и от их готовности принять условия Фонда. Если МВФ обнаружит, что страна использует кредит в противоречии с целями фонда, не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование или отказать в предоставлении очередного кредита. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.
Современная кредитная деятельность МВФ основывается на нескольких видах финансирования: обычное, специальное и льготное. На практике их принято называть механизмами. Далее рассмотрим более детально каждый вид механизма с его составляющими.
При использовании обычных механизмов финансирование проводится за счет собственных ресурсов, которые находятся на Счете общих ресурсов. К ним относятся: резервная доля, механизм кредитных линий, договоренности о резервных кредитах и механизм расширенного кредитования. Резервная доля – первая часть иностранной валюты, которую государство может запросить в МВФ, называется «резервной долей». Таким образом, государство в любое время может осуществить покупку в рамках своей резервной доли. Для совершения такой покупки обязательным условием является необходимость в финансировании платежного баланса. При механизме кредитных долей страна может приобретать иностранную валюту сверх резервной доли, которые при этом делятся на 4 кредитные доли или транша, которые составляют 25% квоты[14]. Однако существуют определенные условия, которые ограничивают доступ к кредитным ресурсам в рамках кредитных долей. Таким образом, максимальная сумма кредита, на которую страна может рассчитывать в рамках полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% от ее квоты. В настоящее время, после изменения Устава, когда ограничения были пересмотрены, а некоторые отменены, ресурсы используются в размерах, которые значительно выше установленного предела. Договоренности о резервных кредитах или кредитах «стэнд-бай» гарантируют стране, что при следовании определенным условиям она будет получать определенные суммы иностранной валюты от МВФ в обмен на национальную в течение срока действия. Фактически это является открытием кредитной линии. Если в рамках первой кредитной доли страна покупает иностранную валюту и получает всю необходимую сумму сразу, то, когда Фонд выделает средства в счет верхних кредитных линий, в большинстве случаев это происходит путем договоренностей со странами-членами о резервных кредитах (верхние кредитные доли представляют собой любую часть, которая превышает 25% квоты, т.е. первую кредитную долю)[15]. Таким образом, по соглашению «стэнд-бай» страна имеет право на покупку ресурсов в течение определенного времени. Процедура погашения полученных средств происходит на основе выкупа своей национальной валюты в срок от 3,25 до 5 лет. Позднее резервная и кредитные доли были дополнены механизмом расширенного кредитования. При таком кредитовании страна имеет возможность получить валютные средства на более весомый срок и в большем размере по отношению к квотам, чем при использовании механизма обычной кредитной доли. Срок обычно составляет три года, но предусматривает продление на год. Обоснование для применения такого механизма может быть обусловлено нарушениями равновесия платежного баланса, которые являются следствием разлаженности в области производства, торговли или ценового механизма. Данный механизм требует от страны, использующей кредитные средства, выполнение довольно жестких требований, степень которых при предоставлении очередного транша постоянно усиливается. В 2009 г. появился новый механизм – гибкая кредитная линия, который представляет собой гибкий инструмент для использования кредитных траншей, предполагающий удовлетворение всех потребностей, связанных с финансированием платежного баланса. Еще более новый механизм, появившийся в 2011 г. – это превентивная линия для предоставления ликвидности. Он применяется к странам с надежными и устойчивыми экономическими показателями и обоснованной экономической политикой.
Специальные механизмы создавались в целях расширения масштабов и улучшения непосредственно самой структуры кредитных операций. К ним относятся: механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (МКЧФ), механизм финансирования системных преобразований (МФСП), механизм финансирования дополнительных резервов (МФДР) и чрезвычайные кредитные линии – ЧКЛ. Они отличаются по целям, условиям и стоимости кредита. Использование одного из такого вида кредитования является дополнением к кредитной доли, которую страна-заемщица уже использует. Предоставление средств обычно происходит на основе собственных ресурсов Фонда. МКЧФ применяется для кредитования государств, у которых дефицит платежного баланса возник вследствие внешних факторов, к которым можно отнести стихийные бедствия, промышленный спад, непредсказуемое падение мировых цен и т.п. МФСП был создан и использовался как временный специальный механизм для государств, которые находились на пути становления от централизованно планируемой экономики к рыночной. В основном этим механизмом воспользовались страны бывшего СССР, которые на тот период находились в очень затруднительном положении и жесткие требования МВФ были для них не выполнимы. За два года 20 стран получили кредиты по этому механизму и в 1995 г. его применение прекратилось. МФДР появился как результат азиатского кризиса и стал использоваться МВФ как способ избежать распространения таких кризисов[16]. В данном случае отсутствуют какие-либо лимиты и ограничения по размерам, но срок возврата значительно меньше – от года до полутора лет. По такому механизму была оказана помощь Южной Корее, России и Бразилии. ЧКЛ открываются в том случае, когда страна сталкивается с проблемами платежного баланса, «бегством» капитала их страны и другими проблемами, возникающими вне ее сферы контроля. Такие кредиты являются расширенной версией механизма финансирования дополнительных резервов, поскольку они направлены непосредственно на недопущение кризисов.
Механизмы льготного кредитования создавались для оказания помощи самым бедным развивающимся странам. Средства берутся уже не из собственных ресурсов Фонда, а образуются через использование других источников – в основном за счет кредитов и субсидий, которые МВФ получает от стран-участниц, тем самым имея возможность оказывать помощь другим странам на основе льгот. При льготном финансировании используются следующие виды механизмов: трастовый фонд, механизм финансирования структурной перестройки (МФСП) и механизм расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП). Первый два механизма уже утратили свое значение, они отличались низкими процентными ставками по кредиту и длительным сроком погашения. МРФСП по целям и принципам организации схож и даже является преемником механизма финансирования структурной перестройки, но условия по стабилизационным программам носят более радикальный характер. Страна, которая воспользовалась этим механизмом, должна регулярно отчитываться на предмет финансовых показателей. Таким образом, с помощью механизма льготного кредитования МВФ выступает посредником, роль которого заключается в перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, у которых ярко выражена потребность в заемных средствах. Тем самым Фонд, оказывая силовой воздействие на экономическую политику стран-заемщиц, является гарантией по возвращению этих кредитов.