Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Основные цели МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов. Фонд предоставил странам возможность выбора режима валютного курса между плавающим с некоторыми ограничениями и фиксированным, который может быть привязан к одной из национальных валют, к СДР или к валютной корзине, но выражение валюты в золоте запрещено. Фонд поощряет выбор плавающего курса между ведущими валютами. Обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в действующем уставе МВФ имеют расплывчатый характер. И это дает странам относительную свободу для принятия решений в данной области. Не менее важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Страны-участницы без согласия Фонда не могут вводить ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также прибегать к множественности валютных курсов.

МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе. Как уже отмечалось ранее, Фонд является Центральным учреждением международной валютно-финансовой системы – системы международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести между собой экономические операции. Поскольку международные валютно-финансовые и кредитные отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства, то без кредитов МВФ государства, сталкивающиеся с трудностями в урегулировании платежного баланса, были бы вынуждены проводить более резкую стабилизацию или идти на другие меры, подрывающие благосостояние на национальном и международном уровне. Недопущение таких последствий является одной из целей МВФ, о которых мы уже упоминали ранее.

Таким образом, за 70 лет своего функционирования МВФ, объединяющий 188 государств-членов МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений, который нацелен на укрепление глобальной финансовой системы, а также стал ключевым гарантом платежеспособности государств-заемщиков, накопившим обширный экспертный опыт.

2.2 Особенности деятельности МВФ в условиях глобализации


Глобализация, которая проявляется в растущей международной интеграции рынков экономики стран, требует решения сложнейших экономических проблем. Рост взаимозависимости между национальными государствами порождает широкий спектр вопросов, который затрагивает все больше стран. К наиболее важным и трудным задачам относятся улучшение глобальной финансовой системы, чтобы укрепить ее способность справляться с кризисами, а также борьба с бедностью в странах с низким уровнем дохода.

Для стабилизации и реформировании международной финансовой системы необходимо вмешательство международных финансовых институтов, таких как МВФ. Фонду необходимо адаптироваться для решения задач, касающихся важных экономических факторов, которые приводят к существенным изменениям и влияют на концентрацию экономических сил. К таким факторам можно отнести:

  • новые технологии, которые способствуют повышению производительности, а также активизации экономической глобализации;
  • потоки частного капитала, которые циркулируют в глобальной экономике;
  • влияние стран с формирующимся рынком, поскольку их доля в глобальном объеме производства и торговли растет;
  • изменение глобального демографического баланса, так как развивающиеся страны характеризуются высоким процентом трудоспособного населения и приток капитала будет направляться в страны с более молодым населением и темпы экономического роста будут повышаться в развивающихся странах.

Функцией МВФ должно стать предотвращение финансовых кризисов и разрастания тех из них, которые все же возникают. Однако это не означает, что МВФ будет продолжать перекупать всех кредитор или выдавать крупные ссуды на поддержание искусственных обменных курсов, а также диктовать политику, который должны следовать страны[17]. Займы МВФ не должны тратиться на структурные реформы в финансовых институтах государств, которые их получают. Фонд должен давать рекомендации, но их не следует увязывать с оказанием помощи. Фонд также должен отслеживать причины и выявлять характер проблем платёжных балансов государств. МВФ регулярно делится с государствами-членами своим опытом и знаниями, оказывая техническую помощь и проводя обучение по широкому кругу областей, включая деятельность центрального банка, денежно-кредитную и курсовую политику и налоговую политику. Цель состоит в том, чтобы способствовать улучшению процесса разработки и осуществления экономической политики стран-участниц, совершенствуя такие учреждения, как министерства финансов и центральные банки. Фонду следует расширить и детализировать круг вопросов со странами-членами касательно повышения уровня информационной прозрачности их экономического состояния и укрепления национальных финансовых систем. Уже перспективной переменой стала революция в области информационной прозрачности, то есть та информация, которую входящие в МВФ страны обязаны выносить на рынки, стала намного более качественной, комплексной и своевременной, чем когда-либо раньше. МВФ учреждает механизм торговой интеграции для снижения негативного воздействия либерализации торговли на малые развивающиеся страны, когда они выходят на международный конкурентный рынок.


В силу происходящих изменений в мировой экономике трансформируется роль МВФ. Чем сильнее проявляется глобализация, тем больше Фонд старается адаптировать свою деятельность к изменяющимся условиям в отношении развивающихся стран.

Необходимо, чтобы МВФ, как организация, в руках которой сосредоточено господство над мировой экономикой, изменил свою роль представителя глобальных сил.

В условиях изменения мировой экономической конъюнктуры, Фонд совершенствует систему надзора за деятельностью стран-членов. В 2007 году было принято новое решение о двустороннем надзоре за политой государств-членов, в соответствии с которыми при проведении валютно-финансовых операций необходимо учитывать интересы других стран для предотвращения внешней нестабильности[18]. Это нацелено на формирование системы глобального предупреждения рисков. Происходящие кризисы в современной мировой экономики невозможно преодолеть без активного взаимодействия всех наднациональных структур, которые выражают интересы соответствующих стран, то не менее важным условием деятельности МВФ становится его взаимодействие с другими международными организациями. Так, фонд активно сотрудничает с Группой 20-ти, совместно они разрабатывают действия по преодолению экономических трудностей. Кроме того, Фонд активно взаимодействует с Всемирным банком в подготовке совместного «Доклада по вопросам глобального мониторинга», связанного с проведением мероприятий по надзору и обеспечению финансовой устойчивости национальных экономик. МВФ совместно с ООН работают над такими вопросами и проблемами как проблема организации труда и занятости, налоги, бюджетные вопросы, социальная политика и другие. Как пример сотрудничества МВФ и «двадцатки» можно привести следующее. После мирового кризиса 2008 года потери мировой финансовой системы превысили 4 трлн долл., что составило около 12% мирового валового продукта19. В первую очередь МВФ утроил свои ресурсы. После лондонского саммита «G 20» в апреле 2009 г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования — более 500 млрд долл. США, хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше полномочий по управлению мировой экономикой и финансами. Наблюдается стремление постепенно превратить МВФ в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира. Сотрудничество МВФ с другими наднациональными институтами указывает на то, что деятельность этой организации связана не только с вопросами финансовой устойчивости, но и затрагивает изучение глубинных причин диспропорций в экономике, на основе различных сфер жизнедеятельности человека. Информация, которую Фонд получает от других организаций может оказать содействие в предупреждении кризисных явлений в мировой экономике, экономическому росту и сокращению разрыва между уровнем жизни населением.


На многочисленные перемены и кризисы последних десятилетий основные международные финансовые институты отреагировали расширением круга своих обязанностей и добавлением новых кредитных фондов и программ. В этих условиях реформирование международных финансовых институтов необходимо для того, чтобы повысить экономическую стабильность, стимулировать развитие экономики, сократить бедность и обеспечить региональные и мировые поставки товаров и услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МВФ стал ключевым звеном в сложившейся системе регулирования мировой экономики, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Фонд активно содействует процессу глобализации путем либерализации международной торговли и устранение валютных ограничений в странах-заемщиках. Это реализуется благодаря включение в экономические программы обязательств по отмене или снижению таможенных пошлин, что способствует развитию внешней торговли страны, выполняющей программу стабилизации экономики. МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений, который нацелен на укрепление глобальной финансовой системы, а также стал ключевым гарантом платежеспособности государств-заемщиков, накопившим обширный экспертный опыт.

МВФ осуществляет наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне дает государствам-членам рекомендации по вопросам экономической политики. Фонд предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, — не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем. В тоже время, принимая помощь от МВФ, развивающиеся страны попадают в условия зависимости от политики Фонда, и в некоторых случаях полученные кредиты не решают экономические проблемы этих стран. Поскольку условия предоставления средств МВФ не всегда соответствуют проблемам, которые испытывают страны, терпящие финансовый крах, и его возможности по предотвращению распространения кризиса крайне ограничены.

Подводя итог данной работы, мы видим, что МВФ является организацией, направленной на регулирование отношений в сфере валютных расчетов между странами и оказание финансовой помощи странам-членам при возникновении валютных затруднений и нарушении равновесия платежного баланса. В условиях растущей глобализации МВФ еще большее внимание уделяет содействию финансовой стабильности, тем самым стараясь воздействовать на ускорение экономического роста и сокращению бедности. Таким образом, МВФ представляет на сегодняшний день мощный финансовый институт, который не только кредитует страны, но и продолжает определять вектор развития большинства стран мира.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьев А.С. Сравнительный анализ деятельности МВФ в странах с трансформируемой экономикой: автореф.дис. … канд. эконом. наук / Ананьев А.С. – М., 2008. – 23 с.
  2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. проф. В.Н.Зуева – М.: Магистр, 2011. – 574 с.
  3. Максимова В.Ф., Максимов К.В., Вершинина А.А. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты: учебно-методический комплекс. – М., 2009. – 175 с.
  4. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Е. Д. Халевинская. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 368 с.
  5. Международные экономические отношения: Учебник / под ред. Б.М.Смитенко. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 528 с.
  6. Международные валютно-кредитные отношения: учебник и практикум для бакалавров / Е.А. Звонова [и др.]: под общ. ред. Е.А. Звоновой. – М.: Юрайт, 2014. – 687 с.
  7. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / под общ. ред. Н.П. Гусакова – 2-е изд., перерад. и доп. – М: ИНФРА-М, 2012. – 314 с.
  8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 390 с.
  9. Международные финансы: учебное пособие / А.В. Агибалов, Е.Е. Бичева, О.М. Алещенко – Воронеж: ВГАУ, 2015. – 241 с.
  10. Международные финансы: учебное пособие / О. Ю. Свиридов, А.А. Лысоченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 395 с.
  11. Свиридов О.Ю. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2009. – 297 с.
  12. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения – М.: КноРус, 2010. – 448 с.
  13. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: Учебник – 2-е изд. – М. Издательско-торговая корпорация «Данилов и К». – 2012. – 332 с.
  14. Амбарцумян В.Н. Результаты работы международного валютного фонда в посткризисный период: оценка и тенденции // Перспективы науки. – 2013. - № 9 (48). - С. 117-119.
  15. Арапова Е.Я. Перспективы экономической интеграции в формате Брикс // Мировая экономика – 2016. – №2. – С. 32-47.
  16. Аттокурова Н.С. МВФ: Теория и практика, проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. – 2015. - №28-1. – С. 37-42.
  17. Бардин А.Л. Политические аспекты деятельности МВФ и Всемирного Банка Украине // Власть – 2014. - №10. - С. 220-224.
  18. Борисов А.Н., «О роли специальных прав заимствования в повышении стабильности мировой валютной системы на современном этапе» // Экономические науки.– 2013. - № 2 (99). – С. 176-182.
  19. Бессчастнова В.Д., Кирсанова О. А. Участие России в формировании деятельности МВФ // Известия академии управления. – 2011. – №1. – С. 28-33.
  20. Благомедова Х.М. Роль МВФ в преодолении глобального экономического кризиса // Вопросы структуризации экономики. – 2012. - №4. - С. 12-15.
  21. Былиняк С.А. Глобальный финансово-экономический кризис и его влияние на Юго-Восточную и Восточную Азию // Юго-Восточная Азии: актуальные проблемы развития. – 2009. - № 13. – С. 12-21.
  22. Ващенко И.Ю. Правовое регулирование Международного валютного фонда // Вестник Волжского университета. – 2016. - № 2. – С. 63-69.
  23. Газина В.Ю. Новый банк развития БРИКС – путь к развитию национальных экономик. // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 27. – С. 15-19.
  24. Гаськова Ю.Н., Юркина Н.В. Отрицательное влияние программ МВФ на экономический рост и политическую ситуацию в стране. // Интеллектуальный потенциал ХХI века. – 2014. - № 21. - С. 177 – 181.
  25. Горин И.О. МВФ и мировой экономический кризис // Банковское дело. – 2010. - № 3. – С. 40 – 43.
  26. Гусеева А.А. Роль специальных прав заимствования в мировой валютной системе // Актуальные вопросы юридических наук. – 2015. – С. 124-125.
  27. Грязнова М.В. Проблемы сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений между Россией и МВФ // Интеллектуальный потенциал ХХI века – 2012.– №9-2. - С. 102-105.
  28. Дьяченко М.В. Публичные институты финансовой стабильности в современном мире // Вестник ТвГУ. – 2015. - № 1. – С. 160-168.
  29. Ефременко И.Н. Роль международного валютного фонда и всемирного банка международной финансовой архитектуре // Финансовые исследования. – 2006. - № 12. – С. 19-25.
  30. Ерпылева Н.Ю. Современный правовой статус Международного валютного фонда // Законы России. – 2013. - № 1. – С. 51-61.
  31. Игнатова Т.В., Чекунов А.С. Управленческие и организационные приоритеты модернизации МВФ и ВТО // Государственное и муниципальное управление – 2013. - № 1.– С. 56-68.
  32. Ильин Е.Ю. Участие МВФ, «Группы 20» и ЕС в реформировании системы глобального регулирования // Вестник МГИМО Университета. – 2015. – № 1. – С. 80-87.
  33. Климова Н. В., Чернышев М. А. Становление Нового Банка развития БРИКС и его конкурентоспособность на валютном рынке // Политематический сетевой научный журнал. – 2015. - № 114. – С. 1198-1207.
  34. Коннов В.А. К вопросу о юридических особенностях выделения международным валютным фондом финансовой помощи Украине // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 8. – С. 159-161.
  35. Кривогуз М. И. Финансовая поддержка Украины Западом: надежда и реальность // Россия и новые государства Евразии. – 2015. - № 1 (26). – С. 69-78.
  36. Курганский С.А. Банк Развития БРИКС: становление и перспективы // Формирование Евразийского экономического союза. – 2015. – С. 122-129.
  37. Кузнецов В.С. Отношения России и МВФ // Международная экономика и международные отношения. – 2010. - № 7. – С. 46 – 52.
  38. Озарнов Р. Банк БРИКС как инструмент устойчивого развития // Мировое и национальное хозяйство – 2015. – № 4 (35). - №78-86.
  39. Омаров И.Н. трансформация отношений МВФ с развивающимися странами в условиях глобализации // Перспективы науки. – 2014. – № 4 (55). С. 106-109.