Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1 Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц
1.2 Роль налогообложения физических лиц в экономике России
1.3 Зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц
Глава 2. Практика налогообложения физических лиц
2.1 Роль налогов с физических лиц в бюджете РФ
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
Что касается системы удержания налога, иностранная практика не отличается от российского: подоходный налог собирается работодателями из текущих доходов работников и работников. Это обеспечивает относительную однородность и регулярность налоговых поступлений в бюджет при выплате заработной платы работникам. Налоговая база остается стабильной, независимо от изменений в экономической и политической сферах. Исключение составляют Франция и Швейцария, где налог на доходы, полученные в предыдущем году, оплачиваются самими работниками и работниками, а не работодателями.
Очень своеобразная система управления подоходным налогом в Швеции и Норвегии. Налог уплачивается на основании налоговой декларации, которая заполняется налоговым органом. Соответственно, налоговые органы этой страны имеют доступ ко всем базам данных о доходах налогоплательщиков, на основании которых они заполняют декларации и рассчитывают сумму подлежащей уплате налога. В свою очередь, налогоплательщик вправе опровергнуть информацию, содержащуюся в Декларации, в более высокий налоговый орган.
Следовательно, системы подоходного налога в зарубежных странах основаны на общих принципах, которые в каждой стране имеют свой специфический контент и национальные характеристики. Каждая страна использует подоходный налог иначе как инструмент социальной политики, манипулируя налоговыми ставками, налоговыми отчислениями и льготами.
Глава 2. Практика налогообложения физических лиц
2.1 Роль налогов с физических лиц в бюджете РФ
Согласно статье 8 части первой Налогового кодекса РФ, налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с предприятий и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог на доходы физических лиц – основной вид прямых налогов, исчисляемый в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время составляет около 13%.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) это один из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:
— обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации;
— регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан;
— стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.
Преимущество НДФЛ заключается в том, что его плательщиками является трудоспособное население страны, имеющее место работы. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.
Данный налог наибольшую значимость для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как НДФЛ, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, — поступает в региональные и местные бюджеты.
В соответствии с Налоговым кодексом и нормами Бюджетного кодекса РФ распределение НДФЛ между бюджетами бюджетной системы РФ осуществляется следующим образом: в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ, а оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты. [1]
В условиях Российской экономики НДФЛ не является доминирующим в налоговой системе страны, но входит в число первых.
Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ. [2]
Таблица 1
Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет
за 2015-2017 г. (млрд. руб.)
Показатель |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Поступило в консолидированный бюджет РФ, «федеральные налоги и сборы», всего |
12 126,0 |
12 770,4 |
15 419,2 |
Налог на прибыль организации |
2 442,2 |
2 677,9 |
3 239 ,4 |
Налог на доходы физических лиц |
2 805,2 |
3 017,2 |
3 251 ,6 |
Налог на добавленную стоимость |
2 589,4 |
2 808,3 |
3 233 ,4 |
Акцизы |
1 020,9 |
1 297,2 |
1 523,6 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
3 226,8 |
2 929,3 |
4 130,4 |
Остальные налоги и сборы |
41,4 |
40,6 |
40,7 |
Из таблицы видно, что основными налоговыми пополнениями в казну государства являются: налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, у которого мы замечаем устойчивую тенденцию роста поступления. Структура поступления налогов и сборов за 2017 год представлена на рисунке 1.
Рис.1 Структура поступления налогов и сборов за 2017 г.
Об огромном значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период с 2015 по 2017 год, представленные в таблице 2. [2]
Таблица 2
Доля НДФЛ в налоговых доходах бюджетной системы РФ (млрд. руб.)
Значение НДФЛ в консолидированном бюджете РФ |
Значение НДФЛ в консолидированном бюджете субъектов РФ |
|||||
Год |
Консолидированный бюджет РФ, всего |
В т.ч. НДФЛ |
Доля,% |
Консолидированный бюджет субъектов РФ, всего |
В т.ч. НДФЛ |
Доля,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2015 |
13 720,4 |
2806,5 |
20,5 |
6 905,8 |
2806,5 |
40,6 |
2016 |
14 386,1 |
3017,2 |
20,9 |
7 551,4 |
3017,2 |
39,9 |
2017 |
17 197,1 |
3251,1 |
18,9 |
8 179,11 |
3251,1 |
39,7 |
Как мы видим, динамика налоговых поступлений в период 2015 по 2017 год была незначительной, доля НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов РФ составила от 20,5 %до 18,9%. Значимость налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете субъекта РФ достаточно высока, т.к. его доля составляет практически 40% за рассматриваемые периоды. Для наглядности отобразим значение НДФЛ в рис.2.
Рис.2 Структура поступления НДФЛ по уровням бюджета за 2015-2017 г.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на доходы физических лиц имеет большое значение для бюджета РФ. НДФЛ занимает одно из основных мест в налоговой системе РФ, непосредственно влияя как на построение налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан.
Далее проанализируем ставки МРОТ. В Федеральном законе РФ дано следующее понятие прожиточного минимума. Прожиточный минимум это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные налоги и сборы.
За последние годы минимальный размер оплаты труда вырос почти в 7 раз (Минфин), но тем не менее, это так и остается очень низким доходом для многих жителей нашей страны. Средние значения минимального размера оплаты труда за последние 10 лет представлены в таблице 3.
Таблица 3
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации
Дата введения МРОТ |
Размер, руб. |
Основание |
01.01.2015 |
5965 |
ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ |
01.01.2016 |
6204 |
ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ |
01.07.2016 |
7500 |
ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ |
01.07.2017 |
7800 |
ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ |
01.01.2018 |
9489 |
ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ |
01.05.2018 |
11163 |
ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ |
В связи с этим необходимо устанавливать минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в трудоспособном возрасте. Минимум должен исчисляться по всем субъектам Российской Федерации, и абсолютный (в денежном выражении) уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Это необходимо в связи с тем, что введенные еще для социалистической модели экономики районные коэффициенты перестали отражать различия в условиях воспроизводства рабочей силы.
Анализ зачисление НДФЛ в бюджеты бюджетной системы РФ на основании Бюджетного кодекса показывает, что наибольшая часть НДФЛ направляется в бюджеты бюджетов РФ (табл.4)
Таблица 4
Зачисление НДФЛ лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.
Бюджет |
Зачисленный |
Бюджетный кодекс |
Бюджеты субъектов РФ |
85 |
ст. 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» Бюджетного кодекса |
Бюджеты поселений |
10 |
ст. 61 «Налоговые доходы бюджетов поселений» Бюджетного кодекса |
Бюджеты муниципальных районов |
5 |
ст. 61.1 «Налоговые доходы муниципальных районов» Бюджетного кодекса |
Данные региональные особенности, которые, прежде всего, касаются различного рода льгот, предоставляемых отдельным группам налогоплательщиков: владельцам личных подсобных хозяйств, семьям, имеющим детей, индивидуальным предпринимателям, привлекающим наемных работников, физическим лицам, продающим принадлежащие им объекты недвижимости.
Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Об этом свидетельствуют три фактора:
- социально-экономическая направленность политики России.
- признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран.
- правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения.
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
При определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Для правильного определения налоговой базы и самого налога на предприятии должен быть организован налоговый учет. Форма самого регистра по НДФЛ, а также порядок отражения в нем данных аналитического характера, разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Но при этом указанный документ должен содержать в себе сведения следующего характера:
- все доходы, полученные физическим лицом, предоставленные ему налоговые вычеты;
- сумма рассчитанного, удержанного и перечисленного налога с указанием дат.
Кроме того, представляются все данные о налогоплательщике, позволяющие его идентифицировать. Сведения отражаются за налоговый период с нарастающим итогом по каждому налогоплательщику физическому лицу.
Исчисление сумм налога производится предприятием нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца.
Налоговая база по НДФЛ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у неё возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.