Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1 Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц
1.2 Роль налогообложения физических лиц в экономике России
1.3 Зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц
Глава 2. Практика налогообложения физических лиц
2.1 Роль налогов с физических лиц в бюджете РФ
2.2 Порядок исчисления налога с физических лиц
Введение
С момента возникновения государства, налоги являются неотъемлемым элементом экономических отношений. Вместе с государством налоговая система изменяется и развивается. Она является необходимой для государства, так как это важнейший инструмент реализации экономической политики государства, а также с её помощью государство реализует свои функции, в том числе и социально значимые.
Значимую роль в налоговой системе России играет налогообложение физических лиц, т. к. оно является одним из главных инструментов реализации политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения.
Налоги, уплачиваемые физическими липами, являются не только большой статьей доходов государства, но и помогают государству в регулировании существующего уровня дифференциации доходов населения.
Сохранению данного инструмента регулирования государства, а также недопущении уменьшения доли налогов, поступающих от налогоплательщиков-физических лиц, способствует налоговое администрирование. Оно представляет собой организационную и управленческую деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению поступления налогов, сборов и других налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, определенную законами и другими правовыми и нормативными актами.
Цель курсовой работы – проанализировать экономическое значение налогов с физических лиц.
Задачи курсовой работы:
- ознакомиться с системой налогов и сборов, взимаемых с физических лиц;
- обосновать роль налогообложения физических лиц в экономике России;
- охарактеризовать зарубежный опыт администрирования налога с доходов физических лиц;
- проанализировать роль налогов с физических лиц в бюджете РФ;
- ознакомиться с порядком исчисления налога с физических лиц;
- обосновать проблемы налогообложения и направления их устранения.
Предмет курсовой работы – установление причинно-следственную связь между экономическим значением налога с физических лиц и его практической реализацией.
Информационной базой исследования послужили периодическая печать, публикации в вестниках российских ВУЗов, отчеты о деятельности Пенсионного фонда РФ, данные с официальных сайтов Министерства труда и социальной политики.
Методологическую основу исследования составляют системный, экономический и статистический анализ.
Практическая значимость исследования заключается в выделении современных тенденций сбора НДФЛ и сравнения его развития с зарубежными странами.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключения, список литературы.
Список литературы состоит из 16 источников, в т.ч. двух зарубежных. Теоретическим проблемам администрирования налоговой системы посвящены работы Алексейчева Е.Ю., Курбатова, О.В., Перов, А. В.; проблемы развития налоговой системы РФ на современном этапе посвящены работы Гашенко, И. В., Климчева, Л. Г., Петрова, Ю. А.; методологические аспекты администрирования НДФЛ исследовались Зотиковым Н.З., Минаковым Е.С., Стороженко Е.С., Тарасова В.Ф.; проблемам реформирования системы налогообложения физических лиц посвящены работы Ахунова, Д. С., Волковым В.Д., Чучайцева А.Л.
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1 Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц
Возникновение налогообложения физических лиц следует связывать возникновением налогообложения как такового. Это обусловлено тем, что именно на физических лип изначально и легло бремя первых появившихся в мире налогов, по крайней мере, в силу того, что корпоративных образований на тот момент просто не существовало.
Существование налогов с физических лиц объясняется, тем, что государству был необходим дополнительный источник доходов государственной казны, поэтому с момента существования очевидно выполнение данными налогами фискальной функции. На сегодняшний день помимо потребности государства в фискальной функции данных налогов, существует еще одна причина их необходимости - это необходимость регулирования уровня доходов граждан.
В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. На сегодняшний день существует множество критериев, по которым можно классифицировать налоги с физических лиц, рассмотрим наиболее часто встречающееся деление
Изменение общественных отношений, развития промышленности и городов привело к появлению у граждан новых источников доходов - промысел, наем, аренда. Это положило начало введению подоходного налогообложения.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов, является федеральным налогом. Исчисляется в процентах от совокупного дохода налогоплательщика в налоговом периоде за минусом документально подтверждённых расходов. Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица.
Можно выделить две группы налогоплательщиков-физических лиц для целей налогообложения: лица, являющиеся либо не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Не все доходы физических лип облагаются НДФЛ в соответствии со ст. 217 НК РФ [42].
Доходы облагаемые:
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;
- от сдачи имущества в аренду;
- доходы от источников за пределами Российской Федерации;
- доходы в виде разного рода выигрышей;
- иные доходы.
Физические лица имеют право воспользоваться налоговым вычетом, тем самым уменьшив сумму налогооблагаемого дохода. Налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие вернуть часть налога, который был ранее уплачен в бюджет, в связи с осуществлением гражданином определенных видов расходов (например: имущественный вычет в связи с приобретением недвижимого имущества, социальные налоговые вычеты).
Основанием для получения имущественного налогового вычета у налогового органа является декларация по НДФЛ В большинстве случаев помимо декларации в налоговый орган необходимо представить подтверждающие право на вычет документы.
При этом, некоторые налоговые вычеты можно получить как у работодателя, так и через налоговую инспекцию.
Транспортный налог - является региональным, прямым налогом. Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются: автомобили; мотоциклы; мотороллеры; автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; самолеты; вертолеты; теплоходы; яхты; парусные суда; катера; снегоходы; мотосани; моторные лодки; гидроциклы; несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке соответствии с законодательством РФ [42].
Только в случае снятая с учета транспортного средства в регистрирующих органах предусмотрено прекращение взимания транспортного налога Налоговым кодексом Российской Федерации. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
Плательщиками налога, начиная с 01.01.2015, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса [42].
Объектом налогообложения признается, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга или Севастополя), следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Объектом налогообложения не признается имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 статьи 406 Кодекса.
В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость.
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;
- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
- граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
- деятели культуры, искусства и народные мастера не уплачивают налог на имущество физических лиц со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;