Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренций (Понятие конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Особенность экономики заключается в том, что у каждого есть свобода выбора. У производителя свобода в том, что он хочет производить, а у потребителя свобода в выборе товаров и благ. Исторически сложилось так, что человек нуждается в пище, одежде, крове, в тоже время есть люди, которые осуществляют производство или продажу товаров и благ, тут то и появляется конкуренция: производители борются за потребителя, что в дальнейшем подтолкнет этого потребителя к выбору той или иной продукции.

Конкуренция – это рыночные отношения, в которых проявляется борьба различных экономических субъектов за превосходство в своей отрасли, без конкуренции нет экономического роста, не исполняются законы рыночного хозяйствования.

Конкуренция – это разнообразные методы рыночной борьбы предприятий. В наше время растущей и углубляющейся экономической глобализации, все острее становится конкуренция между предприятиями, причем содержание конкуренции постоянно меняется.

Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа имеющихся в настоящие время теорий конкуренций выявить наиболее эффективные, способствующие экономическому росту, развитию производительных сил, научно-техническому прогрессу.

Объект исследования: различные теории конкуренции.

Предмет исследования: практические отношения в каждом роде конкуренций (основания, условия, процессы и результаты)

Цель данной работы – изучить различные теории конкуренций, провести сравнительный анализ теорий конкуренции и выявить наиболее эффективную в современной экономике.

Основываясь на целях данной работы, следует решить следующие задачи:

1. Изучить понятия и формы конкуренции;

2. Изучить теории конкуренции;

3. Провести сравнительный анализ теорий конкуренций.

Данная курсовая работа состоит из введения 2-х глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 18 наименований,. Объем работы составляет 33 страницы.

1. Основы конкуренции

1.1 Понятие конкуренции

Проблема экономического соперничества вызывала интерес множества авторов на различных этапах развития экономической науки.


Активное развитие капиталистических отношений и обострение конкурентной борьбы за факторы производства обусловили интерес представителей классической английской политэкономии к проблеме конкуренции. Работа Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» послужила отправной точкой в теории конкуренции. Несмотря на то, что А. Смит в своей работе не дает однозначного определения конкуренции и использует дефиниции «соперничество» и «соревнование», для характеристики взаимоотношений между участниками рынка, он формулирует основную функцию конкуренции, которая реализуется посредством «невидимой руки». Коммерческие интересы являются определяющими для субъектов рынка, роль конкуренции в том, что она «направляет» действия участников рынка для достижения наибольшего блага для всех.

Более эффективное распределение ресурсов является результатом конкуренции, что и представляет собой общественное благо.

Конкуренция является двигателем рыночного механизма, который влияет на экономику как ускоритель развития производства, так как если производитель не будет развиваться на основе спроса, то в скором времени его продукция морально устареет и будет не актуальна, как итог - банкротство.

Как и любое понятие в экономике "конкуренция" имеет много трактовок, например:

Конкуренция – это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике [1].

Конкуренция – наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для тех и других свободно выходить на рынок и покидать его; взаимодействие, взаимосвязь, борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. [2].

Большой энциклопедический словарь рассматривает конкуренцию (от лат. concurrere – сталкиваться) как «…соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов…».

Большая экономическая энциклопедия определяет конкуренцию как «…борьбу предпринимателей за получение прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции, …характерную для товарного производства, основой которого является частная собственность на средства производства».


Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос.

В рыночной экономике соперничество неизбежно, так как оно происходит из-за:

1. Наличия множества равноправных рыночных субъектов;

2. Полной экономической обособленности каждого субъекта;

3. Зависимости рыночных субъектов от структуры рынка;

4. Противоборства со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса.

1.2 Функции конкуренции

Конкуренция, благодаря выполнению определенных функций, обеспечивает эффективное использование факторов производства, то есть помогает адаптировать современное производство к новым условиям. Выделяют следующие функции:

1. Регулирующая;

2. Инновационная;

3. Распределяющая;

4. Контролирующая.

Рассмотрим каждую функцию по отдельности.

Регулирующая функция.

Теперь о каждой подробнее. Попробуем рассмотреть все функции конкуренции в рыночной экономике с примерами. В основе рынка лежит равновесие спроса и предложения. Регулирующая функция помогает выявить тот объём производства, который будет удовлетворять потребности покупателя. Чтобы это определить, необходимо нарисовать график, который будет отражать спрос и количество выпускаемой продукции. На графике есть точка равновесия, отражающая нужное количество товара. Например, компания занимается молочной продукцией. В день она выпускает 50 упаковок молока и 20 банок сметаны. Если предприятие станет выпускать на 10 упаковок молока меньше, возникнет дефицит. А если на 10 больше, то будет излишек. И то, и другое отрицательно влияет на производство, поэтому эта функция очень важна.


Инновационная функция.

Не менее важной в современном мире является инновационная функция. Инновации - деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов, изделий, техники, услуг и процессов, форм руководства, а также их усовершенствование. В настоящее время всё очень быстро меняется, и улучшение производства, приобретение новейшего оборудования становится необходимостью. Однако далеко не все фирмы готовы тратить огромные суммы денег на различные инновации. Хотя благодаря им улучшаются условия труда, повышается качество продукции. Опыт других компаний показывает, что необходимо применять все функции конкуренции рыночной экономике. Примеры могут быть разнообразны, но остановимся на одном из них. В конце XX века компания Nucor Steel, которая занималась отливкой стали, ничем не отличалась от своих конкурентов. В 1986 году президент компании смог получить документы по новой технологии. Эта разработка была незаконченной, и для её внедрения требовалась огромная сумма денег, которой у компании не было. Однако президент рискнул, и сейчас Nucor Steel – индустриальный гигант, который опередил всех конкурентов и стал лидером в этой отрасли.

Распределяющая функция.

Как и все остальные функции конкуренции в рыночной экономике, распределяющая является очень важной. Иными словами, это мотивация. По статистике, половина фирм прекращает своё существование спустя год после появления. 65% уходят в течение трёх лет. Это говорит о недостаточности знаний и маленьком уровне мотивации. Компания, которая нацелена завоевать покупателей, сделает для этого всё возможное. Эта фирма будет применять в своей деятельности все функции конкуренции в рыночной экономике. План играет также немаловажную роль. Планирование своей деятельности необходимо, так как помогает чётко выделить все стадии развития компании, а также определяет миссию и цель предприятия.

Функция контроля.

Контроль в условиях конкуренции должен существовать в виде каких-либо органов. В рынках монополий и олигополий есть такой орган – Антимонопольный комитет. В условиях чистой монополии контролирующего органа нет, так как в этом нет необходимости. Многие экономисты не выделяют функцию контроля, так как ставить цену выше других при некачественном товаре не будет ни один производитель, поскольку это приведёт к потере клиентов и, соответственно, банкротству предприятия. Необходимо работать над ошибками и совершенствовать товар, чтобы вырваться в лидеры среди похожих фирм[3].


1.3 Виды конкуренции

Кроме выполнения определенных функций конкуренция также имеет свою классификацию. В ставшей классической классификации различает следующие виды конкуренции:

1. По состоянию рынка;

А) Совершенная

Б) Несовершенная.

2. По способам соперничества:

А) Ценовая;

Б) Неценовая.

Рассмотрим каждую классификацию отдельно.

Совершенная или чистая конкуренция – идеальное состояние рынка, на котором присутствуют много продавцов и покупателей с равным доступом к информации, так что каждый из них может выступать как лицо, согласное с данной ценой, и готов продавать и получать любое необходимое количество товаров, не оказывая влияния на рыночную цену. Хотя такая ситуация встречается лишь на некоторых реальных рынках, совершенная конкуренция часто рассматривается экономистами как базовая, с которой можно сравнивать фактические ситуации на рынке. Совершенная конкуренция противоположна монополии, когда действует только один продавец, и монополистической конкуренции, при которой лишь ограниченное число участников выступают как лица, согласные с данными ценами[4].

Совершенная конкуренция обладает следующими признаками:

1. Большое количество продавцов и покупателей;

2. Абсолютная однородность продукции;

3. Абсолютная мобильность всех ресурсов;

4. Отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

5. Полный доступ к информации на рынке.

В условиях совершенной конкуренции равновесие фирмы наступает тогда, когда предельные издержки равны цене производимой продукции, при этом цена совпадает с предельным доходом и средними издержками

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно с уверенностью сказать, что практического воплощения рынка совершенной конкуренции не существует, поэтому в реальной жизни многие рынки функционируют в условиях несовершенной конкуренции[5].

Несовершенная конкуренция или недобросовестная конкуренция – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К ним относятся: демпинг; установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке; установление дискриминационных цен или коммерческих условий, установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; введение ограничительных условий в агентские соглашения; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг[2].