Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренций (Понятие конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одно из основных теоретических положений Э. Чемберлина состоит в том, что сутью монополистической конкуренции является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости конкурирующих товаров, т.е. «дифференциацией продукта» [15]. Он впервые не только реально проанализировал синтез конкурентных и монопольных начал, но и указал на перспективы развития экономической системы с перенесением внимания с производителя на потребителя.

Значительный вклад в совершенствование теории конкуренции внесла английский экономист Дж. Робинсон, последовательно обосновывающая теорию несовершенной конкуренции. По мнению Дж. Робинсон: «Всякий отдельный производитель обладает монополией на свою продукцию – это в достаточной мере очевидно, и если большое их число выступает с продажами на совершенном рынке, то возникает положение, которое мы привыкли описывать как совершенную конкуренцию» [16].

Следует отметить, что работы «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсона и «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Эти работы были обусловлены необходимостью переосмыслить действие рыночного механизма с учетом роли таких факторов, как ограниченное количество продавцов, дифференциация продукта, издержки сбыта, с учетом значения взаимодействия продавцов на рынке неценовых форм конкуренции.

С позиций экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Джон Стюарт Миль, продолжая традиции классической школы экономической мысли полагал, что: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования».

Неоклассическая школа, расцвет которой приходиться на конец XIX – первую треть XX века, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему, конкретизировав экономический анализ, связывала конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести.

Так значительными можно признать концепции Альфред Маршалла. Им были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке позволили создать основы теории новой модели конкуренции – монополистической. Развивая основные положения классиков, А. Маршалл более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности.


Конкуренция в своем развитии идет от простейшего случайного конкурентного отношения продавца и покупателя через развернутое соперничество ограниченного круга субъектов рынка к свободной конкуренции. Именно здесь, по нашему мнению, кроется основное противоречие формирования понятия конкуренции как экономической категории. Соперничество продавца и покупателя регулируется частными, внутренними мотивами их деятельности и взаимным принуждением их сталкивающихся интересов. Каждый борется за полную реализацию своего частного интереса, за установление своей монополии и устранение негативного воздействия конкурента. Поэтому, конкуренция способствует адаптации деятельности экономических субъектов к постоянно меняющимся условиям конкурентной среды, а также потребительских предпочтений, в целях достижения желаемых результатов.

Конкуренция как экономическая многомерная категория может рассматриваться в разных аспектах. В узком понимании конкуренцию можно охарактеризовать как борьбу независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Как способ хозяйствования конкуренция представляет собой систему действий экономических субъектов на рынке, борьбы между ними в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек рассматривает конкуренцию не только как соперничество за более прибыльное приложение капитала, но и как процедуру открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми.

Вообще ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Так, Р. Макконнелл и Л. Брю считают, что обязательными условиями конкуренции являются: «наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их»[17].

Марксизм продолжил научную традицию А. Смита и Д. Рикардо, которые первыми обозначили, хотя и непоследовательно, грань между внутренними законами капитализма и внешними конкурентными механизмами их действия. Модель совершенной конкуренции была дополнена Марксом в работе «Капитал», но уже с позиции закона стоимости.

Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем, профессором Гарвардской школы бизнеса, М. Портером: «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, – суть конкуренции выражается пятью силами: угрозой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров-заменителей; способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; способностью покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей»[18]. Параметры каждой из указанных сил и их взаимодействие оказывают влияние на конкуренцию в любой производственной системе.


Предложенный М. Портером подход к конкуренции применим одинаково и для отраслей, имеющих отношение к производству товаров, и для отраслей, предоставляющих услуги. Основные принципы справедливы для всех видов бизнеса, включая банковскую сферу. М. Портер объединил все виды деятельности в так называемые цепочку ценностей, иными словами, каждый вид деятельности фирмы вносит свой вклад в формирование конечной ценности продукта.

Таким образом, конкуренция трактуется в экономической теории как механизм регулирования общественного производства, как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и как процесс продвижения вперед.

В контексте исследования теории конкуренции способности лежит процесс определения и развития понятия «конкурентоспособность». Однозначного определения конкурентоспособности, как и конкуренции, до сих пор непринято, однако, одни под конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов, заинтересованных в достижении поставленной цели, другие рассматривают конкуренцию как экономический процесс соперничества субъектов за более выгодные условия существования на рынке. С точки зрения предприятий – это максимизация прибыли, благодаря завоеванию предпочтений потребителей.

2.2 Основные проблемы и аспекты теорий конкуренций

В прошлом пункте мы рассмотрели различные теории конкуренции, в данной пункте мы проведем сравнительный анализ теорий конкуренций и рассмотрим в чем их различия.

Многообразие подходов к изучению конкурентных отношений обусловливает и наличие большого числа вариантов их классификации.

Все экономические школы, теории и концепции, которые в той или иной степени уделяли внимание различным аспектам конкуренции и конкурентоспособности, можно разделить на следующие группы:

Первая – школы и теории, послужившие основой для современных концепций конкуренции и конкурентоспособности, к которым следует отнести представителей меркантилизма, различные теории международной торговли, теории совершенной и несовершенной конкуренции, например А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршал, Дж. Робинсон, П. Кругман, Б. Баласса.

Вторая – школы и теории, рассматривающие конкурентные отношения в контексте изучения различных экономических явлений и процессов. В их число входят: некоторые теории пространственной организации (А. Леш, Ф. Перру, Ж.Б. Будвиль), электическая ОЛЕ-парадигма Дж. Даннинга, теория системных инноваций М. Симагути , концепция национальной системы инноваций Б. Лундваля, концепция территориальных производственных систем и инновационных милье Д. Мэйя и др.


Третья – школы и теории, предметом исследования которых является конкуренция или конкурентоспособность. В их число можно включить: теории конкурентных преимуществ и промышленных кластеров М. Портера, теорию региональных кластеров М. Энрайта, концепцию «Индекс качества» экономической деятельности Э. Райнерта, концепцию «региона обучения» (Б. Асхайм, А. Изаксен), теорию взаимодействия кластеров и цепочек добавления стоимости (Дж. Хамфри, Х. Шмитц, Р. Каплински), а также ряд современных отечественных исследователей указанного направления (Г.Г. Азгальдов, Г.Л. Азоев, Р.А. Фатхутдинов, И. Ансофф, И.П. Богомолова, Х.А. Фасхиев, М.И. Гельвановский, О.В. Аристов, С.Г. Светуньков, М.Г. Долинская, П.С. Завьялов, М.И. Кныш, И.П. Фаминский, А.П. Челенков).

Четвертая – теории и концепции, оказавшие влияние на изучение различных теоретических аспектов конкурентных отношений. К их числу следует отнести: геополитические теории (Ф. фон Ратцель, Р. Челлен, Ф. Науман), классические теории размещения (И.Г. Тюнен, В. Лундхарт, А. Вебер, Д. Пик, Т. Паландер, В. Кристаллер) и теории пространственной организации (Н.Н. Колосовский, Н.Н. Баранский, Т. Хагерстрандт, П. Хаггет, У. Айзард, Б.Б. Родман, И. Фогт, Н.Ф. Фишер, Дж. Фридман, Х. Ричардсон, М.К. Бандман) и другие.

У каждой группы есть свои особенности и по своему внесли огромны вклад в развитие теории конкуренции, однако, ничего не может быть идеальным, поэтому в конкуренции встречались проблемы (таблица 1), которые пытались ученные решить.

Таблица 1.

Основные проблемы теории конкуренции и их решение учеными-экономистами в первой половине ХХ века

Проблемы

/Ученые

 Э.Чемберлин

Дж.Робинсон

Й.Шумпетер

Дж.М.Кларк

Ф.Хайек

Проблема практического применения.

На монопольном рынке через дифференциацию продукта проявляются все формы конкуренции. 

В действительности на рынке присутствуют все элементы несовершенной конкуренции: монополия, дифференциация продукта, неценовые формы конкуренции. 

В результате эволюционного развития на практике экономическая система, разрушаясь изнутри, приводит к появлению новых форм организации производств.

Практическая форма проявления теории конкуренции раскрывается через понимание конкуренции как соперничества в продаже товаров.

На практике применяются личностные отношения. В итоге конкуренция существует ради поддержания репутации. Конкуренция – процесс «формирования мнения».

 Проблема ценообразования.

Осуществление стратегии дифференциации продукта регулирует процесс образования цен. 

Концепция «ценовой дискриминации» доказала влияниеe монополий на ценообразование.

В процессе ценообразования значительную роль играет неценовая конкуренция.

Цена регулируется посредством соперничества среди участников рынка. 

Проблема равновесия рыночной системы.

Рынок объединяет конкуренцию и монополию, которые нарушают равновесие системы.

Рыночное равновесие нарушается в результате действия механизма неценовой конкуренции и эксплуатации наемного труда.

Равновесие на рынке возможно только в виде теоретической неоклассической модели, т.к. присутствуют факторы «взрывающие рыночное равновесие».

Рыночное равновесие возможно только в статических условиях.

Конкурентное равновесие не рассматривает сущность конкуренции, т.к. не возможно полное согласование действий индивидов. Равновесие предполагает отсутствие конкуренции.

Проблема взаимодействия конкуренции и ценообразования

Посредством конкуренции идет поиск оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающего максимальную прибыль.

В результате конкуренции крупные компании могут влиять на цену и поддерживать её на высоком уровне.

Механизм цен не является главным в развитии активной конкуренции. Её развитию способствуют новые открытия и инновации.

Возможное наличие схожего продукта у соперника-конкурента ограничивает действие ценового механизма.

Реализация условий «конкурентного порядка» через денежную и финансовую политику.

Проблема трансформации конкуренции под воздействием различных факторов.

Действие конкуренции меняется под влиянием монополии, т.к. по своей природе конкуренция является монопольной. Т.е. предприниматель, конкурируя, становится монополистом.

Конкуренция меняется под воздействием концентрации производства и её роста.

В результате новых открытий происходит изменение форм конкуренции (конкуренция в политике сбыта и продаж).

Под воздействием динамики экономического развития конкуренции преобразуется в «эффективную» конкуренцию.

Конкуренция меняется в процессе приобретения знаний. Конкуренция – «процедура открытий».

Проблемы рынка совершенной конкуренции

Чистая конкуренция – конкуренция, очищенная от монопольных элементов.

Условия совершенной конкуренции – особый случай. Она идеализирует экономику.

Модель совершенной конкуренции – это хозяйственный кругооборот.

Совершенная конкуренция – это разновидность чистой конкуренции.

Модель совершенной конкуренции в принципе исключает всякую конкуренци

Проблема практического применения.

На монопольном рынке через дифференциацию продукта проявляются все формы конкуренции. 

В действительности на рынке присутствуют все элементы несовершенной конкуренции: монополия, дифференциация продукта, неценовые формы конкуренции.

В результате эволюционного развития на практике экономическая система, разрушаясь изнутри, приводит к появлению новых форм организации производства.

Практическая форма проявления теории конкуренции раскрывается через понимание конкуренции как соперничества в продаже товаров.

На практике применяются личностные отношения. В итоге конкуренция существует ради поддержания репутации. Конкуренция – процесс «формирования мнения».


На развитие теории конкуренции существенное влияние оказало изучение роли конкуренции в развитии экономики. Ещё основатели классической политической экономии считали соблюдение условий свободной конкуренции основным фактором развития рынка. Впоследствии представители классического и неоклассического направления определяли роль конкуренции как главного механизма формирования рыночных цен. С позиций функционального подхода к изучению конкуренции учеными определена её роль в динамичном и созидательном развитии экономики, а также выделено значение неценовой конкуренции, основанной на новой информации и экономическом прогрессе.

Также как ученные по разному решали проблемы возникающие при внедрении теорий конкуренций, также они использовали и разные инструменты реализации, которые отображены в таблице 2.

Таблица 2

Основные аспекты теорий конкуренции

Цель конкурентной борьбы

Инструменты конкуренции

Методы приобретения конкурентных преимуществ 

Факторы достижения целей

М. Портер

Обеспечение превосходства через выявление конкурентных преимуществ, их совершенствование и укрепление позиции в долгосрочном периоде.

Приобретение конкурентных преимуществ – основа науки о конкуренции.

Рост масштаба конкуренции как инструмента достижения конкурентных преимуществ способствует тому, что конкуренция приобретает глобальный характер. Инновационная деятельность, патентованная технология, дифференциация на основе уникальности товаров, репутация фирмы.

Разработка стратегической теории конкуренции; определение ключевых компетенций, типовых стратегий конкурентной борьбы.

Успешное ведение конкурентной борьбы; развитие внутренней конкуренции на основе кластерного анализа; использование конкурентных преимуществ; выход на глобальные рынки.

Г. Хамел и К.К. Прахалад

Не только сохранить свои лидирующие позиции, но приложить максимальные усилия для проникновения на будущие рынки. Реализуется через наличие знаний об их состоянии. В этом состоят теоретические и практические особенности конкурентного поведения. Таким образом воплощается концепция глобального опережения. 

Интеллектуальное лидерство; новые технологии; дифференциация продукции или услуг; вертикальная интеграция; оптимизация финансовых рисков. Сочетание цены и качества продукта как способ доступа к новым рынкам.

Ключевые компетенции и использование фактора времени, дающие безусловное конкурентное преимущество. Развитие планирования будущей деятельности; разработка конкурентной стратегии; поиск источников долгосрочной конкуренции; изучение проблем формирования нового конкурентного пространства.

С помощью интеллектуального превосходства компании-лидеры создают новые продукты, услуги, отрасли. Таким образом, эти компании формируют новое рыночное пространство, в котором могут господствовать над конкурентами. В этом состоит возможность проникновения на рынки будущего. 

 М. Трейси и Ф. Вирсема (1) Дж.Ф. Мур(2)

Доминирование на рынке возможное чрез приобретение таких ценностей, как производственное совершенство, лидерство по продукту, близость к потребителю, уникальные знания и разработка продукта нового поколения. (1)

Лидерство по продукту, уникальные навыки. (1) Инновации, способствующие созданию сети организаций, объединенных общей целью. (2)

Близость к потребителю (1) Развитие сотрудничества с компаниями-поставщиками и компаниями-партнерами. (2)

Создание «экосистемы» как части конкурентной среды, состоящей из партнеров, регулирующих институтов и прямых и потенциальных конкурентов. (2)

А. М. Бранденбургер и Б. Дж. Нейлбафф

Приобретение конкурентных преимуществ через развитие взаимовыгодного сотрудничества.

Расширение масштаба деятельности с помощью поставщиков, потребителей, партнеров; улучшение качества продукта. 

Практика деловых игр, сочетающих конкуренцию и сотрудничество. Формирование отношений между конкурентами. 

Изменение тактики деловой игры и поведения конкурентов с помощью трансформации рыночного пространства.