Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренций (Понятие конкуренции).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции” трактует это понятие как: какие-либо действия группы лиц (хозяйствующих субъектов), которые направляются на получение при осуществлении предпринимательской деятельности преимуществ, противоречат законодательству Российской Федерации, требованиям справедливости, добропорядочности, разумности и обычаям делового оборота и причинили или способны причинить убытки прочим конкурентам (хозяйствующим субъектам), нанесли или способны нанести их деловой репутации вред[6].
Любое использование материалов допускается только при наличии этой гиперссылки.
В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции встречается практически везде. Большинство рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция обладает следующими признаками:
1. Наличие входных барьеров в отрасль;
2. Дифференцированность продукции;
3. Основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
4. Возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек:
Существует несколько видов рынков несовершенной конкуренции:
1. Монополия;
2. Олигополия;
3. Монополистическая конкуренция[6].
Монополия – крупное хозяйственное объединение (картель, концерн, консорциум, синдикат, трест), сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара; структура рынка, при которой данный товар производится одним производителем, что позволяет ему контролировать цену этого товара[7].
Олигополия – рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; рынок, доступ на который для других фирм затруднен, на котором контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением тех случаев, когда имеется сговор) и на котором обычно действует сильная неценовая конкуренция[8].
Монополистическая конкуренция – конкуренция между не сколькими фирмами, каждая из которых предлагает различную структуру маркетинга[9].
Теперь рассмотрим конкуренцию по способу соперничества.
Ценовая конкуренция – конкуренция с применением ценовой политики.
Существует два вида ценовой конкуренции:
Прямая ценовая конкуренция – проводится обширная рекламная компания об уменьшении цен;
Скрытая ценовая конкуренция – при данной политике, на старый товар цена немного поднимается, когда на рынок приходит товар с лучшими качественными характеристиками.
У ценовой конкуренции есть своя цель: борьба за покупателя, где производители продукции применяют порой не очень честные приемы конкуренции.
Они могут заявить об уменьшении цены, а когда товар будет потребителем востребован, цена поднимается.
Возникает ценовая конкуренция, как правило, путем искусственного сбивания цен на определенную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая процветает, когда данный продукт продается по разным ценам и причем эти ценовые различия никак не оправданы различиями в издержках[10].
Иногда на рынке применяется демпинг.
Демпинг – это обдуманное занижение цен ниже рыночных, с целью выхода на рынок или вытеснения конкурентов с занятой ниши за счет превышения средних издержек над прибылью.
Неценовая конкуренция – конкуренция, основанная на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью[11].
Исследование проблем неценовой конкуренции проводили Дж. Джинакоплос, Дж. Бьюлоу, Ж. Тироль, П. Клемперер, Д. Фьюденберг и другие.
Рассмотрим, более детально, что значит неценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция направлена на предложение товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Значительную роль в неценовой конкуренции играют: упаковка, оформление, реклама и техническое обслуживание после покупки товара
Методы неценовой конкуренции включают прежде всего изменение свойств продукции, придание ей качественно новых характеристик, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей потребителей, предложение продукции, которая не существовала раньше на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару.
Очень существенным фактором неценовой конкуренции является экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции определенного качества в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции.
К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:
1. Усиление дифференциации продукции (увеличение ассортимента предлагаемых товаров);
2. Рост качества обслуживания покупателей;
3. Качество и технические характеристики самого изделия;
4. Удобные и выгодные условия кредитования;
5. Неповторимый и запоминающийся стиль и дизайн;
6. Долговременность использования товара и срок гарантии на изделие;
7. Успешная реклама и эффективное стимулирование сбыта;
8. Всевозможное расширение номенклатуры продукции.
Жесткая неценовая конкуренция — это характерная черта монополистической конкуренции[12].
Различают следующие формы конкуренции:
1. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями определенной отрасли. Она охватывает условия производства, рынки сбыта, затраты производства и т. д. Такая форма конкуренции способствует обновлению производственного аппарата.
2. Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями и фирмами различных отраслей. Объектом такой конкуренции выступает более высокая норма прибыли в той или иной отрасли. Отсюда вытекает борьба за более выгодное вложение капитала. Она способствует межотраслевому переливу капиталов и перемещению ресурсов в более эффективные отрасли и сферы производства.
3. Международная конкуренция – конкуренция производителей на мировом рынке. Включает элементы внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Она способствует сбалансированному развитию мирового рынка, а отсюда – переливу капитала не только между сферами производства, но и разными странами.
4. Видовая конкуренция – конкуренция товаров одного вида и одного назначения, но отличающихся по некоторым важным характеристикам.
5. Предметная конкуренция – конкуренция идентичных товаров, различающихся по качеству, срокам гарантии и имеющих незначительные, но привлекательные для покупателя отличия.
В литературе выделяют положительные и отрицательные социально-экономические последствия конкуренции.
Положительные последствия конкуренции:
• В условиях конкуренции обеспечивается наиболее полное удовлетворение потребностей.
• Конкуренция является мощным стимулом для роста качественных характеристик товара.
• Обеспечивает эффективность производства.
• Конкуренция принуждает быстро реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре.
• Конкуренция стимулирует инновационные процессы.
• Конкуренция выступает обязательным условием динамического развития экономики.
Отрицательные последствия конкуренции:
• Победа в конкурентной борьбе для одних является поражением для других.
• В конкурентной борьбе присутствует желание использовать методы недобросовестной конкуренции, а отсюда – снижение нравственности в обществе.
• Конкуренция оказывает влияние на уровень занятости.
• При интенсивном использовании природных ресурсов невозможно избежать экологических нарушений.
• Конкуренция ведет к определенным потерям общественного и экономического потенциала.
Рассмотрев функции, виды и формы конкуренции в рыночной экономике, можно сделать вывод, что конкуренция на товарных рынках не является сама по себе целью, она лишь служит способом достижения экономической эффективности. Конкуренция является средством создания среды, благоприятствующей снижению издержек производства, созданию новых продуктов, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического прогресса и инноваций. Необходимым уровнем конкуренции служит тот, при котором обеспечивается достижение указанных частных целей. Каждой компании необходимо проводить работу над ошибками, но не обязательно над своими. Опыт других фирм бесценен, и перед принятием какого-либо важного решения следует узнать, были ли в истории такие случаи и чем они закончились.
2. Теории конкуренций
2.1 Эволюция теории конкуренции
В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся основе конкурентные отношения.
Существует множество теорий конкуренции и у каждой своя онтология. Классическая имеет теория имеет производственно-продуктовую, неоклассическая – обменную.
Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкуренции появились в середине XVIII в. в классическом направлении экономической мысли.
Теория же классической конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» [13], где он впервые доказал, что конкуренция приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономический эффект, и в этом смысле А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматическим равновесным механизмом. На примере ценовой конкуренции он доказал ряд существенных положений, ставших в последствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей».
А. Смитом были заложены основы теории международных конкурентных преимуществ, разработана теория абсолютных преимуществ, которая обосновывала выгодность международной торговли для всех вовлеченных в данный процесс экономических субъектов. Однако теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос, будет ли выгодной торговля двух стран, если одна более развитая страна может производить оба вида продукции с меньшими издержками.
Другим наиболее ярким представителем классической политэкономии является Давид Рикардо, который рассматривал конкуренцию как необходимое условие рыночного ценообразования.
В своей работе «Принципы политической экономии и налогообложения» [14] Д. Рикардо построил теоретическую модель совершенной конкуренции. Основное внимание было сконцентрировано на том, как данная система функционирует в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от деталей, связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения. Для условий, рассматриваемых Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Таким образом, им были обоснованы долгосрочные варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, сформулированы теории ценности и распределения на основе предельной производительности.
Анализ развития конкурентных отношений целесообразно вести в рамках синтеза понятий – монополии и конкуренции. Если при их рассмотрении двигаться от области совершенной конкуренции к области абсолютной монополии, то обнаруживается, что увеличиваются трудности, связанные с вхождением в отрасль, и количество предприятий будет сокращаться.
Определенный вклад в обоснование и развитие новых концепций «монополистической» и «несовершенной» конкуренции внесли Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер и другие представители классической экономической теории.