Файл: Счета и двойная запись (Сущность и значение бухгалтерских счетов и их строение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В далекие времена, когда бухгалтерского учета не существовало, предпринимателям было не легко вести учет своих запасов особенно если их очень много. Так же сложность была и в том, чтобы запомнить, сколько и кто кому должен, грубо говоря, сколько нам должны за товары\услуги или сколько должны мы другим предпринимателям.

И для того, чтобы уменьшить поток данной информации, люди начали изобретать механизмы, которые облегчат их финансовую деятельность и уменьшить вероятность забыть то или иное событие, и этими механизмами стали двойная запись и бухгалтерские счета, последние помогает узнать, откуда и куда перетекают деньги.

Выше изложенная информация дает понять нам, что бухгалтерские счета и двойная запись играют значительную роль в бухгалтерском учете.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть бухгалтерский счет и двойную запись, а так же закрепить знания связанные с данной темой.

В соответствии с поставленной целью нужно решить следующие задачи:

  1. Изучить сущность и значение бухгалтерских счетов и их строение.
  2. Рассмотреть корреспонденцию счетов и бухгалтерские проводки.
  3. Привести практический пример применения двойной записи.

1. Сущность и значение бухгалтерских счетов и их строение

Счета, как группировочные признаки, появились с возникновением учета как результат наблюдения и опыта. О счетах, как чисто учетном приеме, лежащем в основе всей системы учета, писал Л. Пачоли в «Трактате о счетах и записях»(1494). [1, стр.42]

Уникальным изобретением Древневосточного учета оказался инвентарный счет. Инвентарь древности был первичным документом – и счетом, и отчетом. Со временем, благодаря усилиям восточных бухгалтеров простой инвентарный счет превратился в приходно-расходный, у египтян – с повседневными записями, у вавилонян – с накопительными. В Древнем Риме бухгалтеры разделили счета для учета распорядителей кредитов и текущих контрагентов. Появляются счета расчетов – контокорренты. В банке приходно-расходный счет и личные счета стали корреспондировать. Но это не было корреспонденцией счетов в современном понимании значения этого слова. Это была некая взаимосвязь счетов, не обусловленная двойной записью. Осмысленное восприятие категорий дебиторской и кредиторской задолженности вызвало появление счета с выделением дебета и кредита. Эти счета позволили перейти к синтетическому, т.е. обобщающему учету в денежной валюте не только расчетов, но и всех учетных объектов.


Термины дебет и кредит в переводе с латинского означают «он должен» и «он верит».

Дебет – это левая сторона бухгалтерских документов, на которой регистрируются поступления на счет учреждения, предприятия и т.п., а также все числящиеся по данному счету займы данному учреждению, предприятию и т.п.[2].

Кредит – правая сторона счета, открываемого какому-либо учреждению или лицу, на которую заносятся причитающиеся ему к уплате суммы[3]. От этих слов произошли понятия:

  • дебетовать счет – запись суммы в дебет счета, т.е. запись суммы в левую часть;
  • кредитовать счет – запись суммы в кредит счета, т.е. запись суммы в правую часть счета.

Разность, полученная от вычитания дебета из кредита или наоборот, называется сальдо. Оно определяет собой состояние счета.

Р. Антони называет счет Т-счетом. «…На практике вместо того, чтобы вносить необходимые изменения непосредственно в баланс, используют специальный прием называемый «бухгалтерский счет». Бухгалтерский счет в простейшей своей форме выглядит как буква Т и поэтому называется Т-счет. Наименование счета пишется над буквой Т. Одна сторона Т-счета используется для записей уменьшения, а другая – для записей увеличения». [4, стр. 67]

Другими словами на счетах производится группировка хозяйственных операций по объектам учета, благодаря чему мы получаем информацию о наличии и движении объектов.

Использование Т-счетов предусматривает следующие правила работы:

  1. Если счет изначально отражает имущественные права (ценности) или расходы, то сальдо записывается в дебет.
  2. Если у счета было начальное (входящее) дебетовое сальдо, то его увеличение записывается по дебету.
  3. Если у счета было начальное дебетовое сальдо, то его уменьшение записывается по кредиту.
  4. Если счет изначально отражает источники имущественных прав (ценностей) или доходы, то сальдо записывается в кредит.
  5. Если у счета было начальное кредитовое сальдо, то его увеличение записывается по кредиту.
  6. Если у счета было начальное кредитовое сальдо, то его уменьшение записывается по дебету.
  7. При выводе конечного сальдо складываются начальное сальдо и увеличивающий его оборот и вычитается уменьшающий оборот, разность составляет стоимость хозяйственной массы на момент выведения конечного сальдо.
  8. Конечное сальдо записывается на сторону уменьшаемой суммы (прием традиционный для нашей страны, приводящий к балансу счетов) или на сторону вычитаемой.
  9. Конечное сальдо счета одного отчетного периода должно быть равно начальному сальдо этого же счета в следующем отчетном периоде.
  10. Дебиторскую задолженность нельзя уменьшать за счет кредиторской и наоборот, кредиторскую задолженность нельзя погашать дебиторской.

Хозяйственная масса образуется фактами хозяйственной жизни. Факты могут или увеличивать, или уменьшать хозяйственную массу. Для удобства бухгалтеры делят поле каждого счета на две части: на одной фиксируется увеличение, на другой - уменьшение. Одна часть называется дебет, другая - кредит.

Хозяйственная масса – это факты хозяйственной жизни, т.е. то, что учитывается бухгалтером, объект его работы. Сальдо показывает состояние хозяйственной масс[5].

Структура счета отражает запись сальдо на сильную сторону, что предполагает баланс счетов.

Если начальное сальдо было дебетовым, то дебет показывает увеличение этого сальдо, а кредит – уменьшение, если начальное сальдо было кредитовым, то дебетовый оборот означает уменьшение этого сальдо, а кредитовый – увеличение. Отсюда глаголы: дебетовать и кредитовать. Сальдо показывает состояние хозяйственной массы. Она может или увеличиваться или уменьшаться.

Эти изменения составляют оборот каждого счета.

Так же стоит заметить, что каждый счет – это органическая часть системы счетов: один счет сам по себе существовать не может.

Каждый счет – определенная совокупность объектов, которая составляет нечто целое по отношению к другим счетам и в то же время каждый счет, по отношению к балансу, является фрагментом.

В зависимости от характера отражаемых объектов счета делятся на активные и пассивные.

Активные счета предназначены для учета средств предприятия по их составу и размещению, отражаемых в активе баланса, а пассивные – для учета источников и целевого назначения средств, отражаемых в пассиве баланса.

Открытие счета происходит либо в начале года, либо при открытии нового предприятия, организации и т.п. При этом сальдо по счетам на начало отчетного периода переносятся из соответствующих счетов прошлого отчетного периода, где они были отражены как сальдо конечное прошлого отчетного периода. Сальдо на начало отчетного периода в активных счетах отражается по дебету, а в пассивных отражается по кредиту.

Далее на открытых счетах регистрируются все хозяйственные операции отчетного периода, то есть производятся записи по увеличению или уменьшению соответствующих объектов учета. Операции по увеличению средств на активных счетах отражаются по дебету, а уменьшению – по кредиту. Операции по увеличению источников средств, отражаемых на пассивных счетах, показываются по кредиту, а уменьшению – по дебету.


После отражения всех операций в отчетном периоде на счетах подсчитывают дебетовые (как сумма всех операций по дебету счета без остатка на начало отчетного периода) и кредитовые (как итоговая сумма всех операций по кредиту счета без остатка на начало отчетного периода) обороты и остатки на конец отчетного периода.

В активном счете остаток на конец отчетного периода определяется путем сложения дебетового остатка на начало отчетного периода с суммой дебетового оборота по счету и вычитания из полученного итога суммы кредитового оборота за тот же период времени.

В пассивном счете остаток на конец отчетного периода определяется путем сложения сальдо конечного по кредиту на начало отчетного периода с суммой кредитового оборота за отчетный период и вычитания из полученного итога суммы дебетового оборота за тот же период времени.

Наряду с активными и пассивными счетами в учете применяются также активно-пассивные счета. На них преимущественно отражаются расчеты предприятия со сторонними организациями, учредителями, своими работниками. В зависимости от состояния расчетов остатки по таким счетам могут быть дебетовыми, что означает наличие дебиторской задолженности, или кредитовыми (наличие кредиторской задолженности), или же одновременно дебетовыми и кредитовыми (в случае, когда одни сторонние организации, учредители, работники должны предприятию, а другим – должно предприятие).

Для определения остатка на конец отчетного периода по активно-пассивному счету необходимо к остатку на начало отчетного периода прибавить оборот по той стороне счета, где отражен этот остаток, и вычесть оборот по противоположной стороне счета. Положительная разность будет означать, что сальдо на конец отчетного периода остается на той же стороне счета, где отражено сальдо на начало отчетного периода, а отрицательная – сальдо в сумме полученной разности переходит на противоположную сторону счета.

Так же счета бухгалтерского учета могут быть синтетическими и аналитическими. В бухгалтерском учете хозяйственная жизнь предприятий и ИП находит свое отображение на определенных счетах, регламентированных приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н. Записи на счетах, отражающие факты хозяйственной деятельности, проводят с применением метода двойной записи. На практике это означает одновременную запись в идентичной сумме по дебету одного счета и кредиту другого. Основные счета бухучета называют синтетическими. Они содержат обобщенные данные о хоздеятельности, имуществе организации, а также об источниках формирования имущества, собранные по определенным признакам.


Для большей детализации и аналитической оценки хозяйственно-экономического состояния организации предназначены аналитические счета. Учет по такому виду счетов называют аналитическим.

Учет на синтетических счетах отображается в денежной оценке, а оценка операций в аналитическом учете осуществляется в денежном и количественном выражении[6].

Согласно плану счетов бухучета (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен ряд счетов, для которых имеется возможность открытия субсчетов. Субсчет – является дополнительным звеном между аналитическим и синтетическим учетом, он объединяет несколько аналитических счетов. Сгруппированный аналитический учет ведется в пределах одного синтетического счета, в том числе в пределах субсчетов.

На практике это можно представить следующим образом:

Рассматривая счет 41 «Товары», согласно плану счетов, он делится на следующие субсчета:

  • 41.01— товары на складах организации;
  • 41.02 — товары в розничной торговле;
  • 41.03 — тара под товаром и порожняя;
  • 41.04 — покупные изделия.

Далее идет детализация субсчета по аналитическим счетам, к примеру:

  • 41.04 «Покупные изделия» – субсчет бухгалтерского учета;
  • Бензин, газ, дизельное топливо – аналитический счет.

В данном случае аналитический счет – характеристика и обозначение вида имущества, а в дальнейшем можем углубиться в его характеристики по другим параметрам, например по чистоте или соответствии евро стандарту топлива.

Из выше сказанного следует, что субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счета.

Синтетические счета являются счетами I порядка, субсчета – счетами II порядка, аналитические счета могут быть III, IV, V и.т.д. порядка, это зависит от тех целей, которые поставлены в связи с подготовкой, обоснованием и принятием соответствующих управленческих решений или выяснением положения организации на рынке, конкурентоспособности вырабатываемой продукции.

Счёт бухгалтерского учёта является сложным информационным комплексом, носителем информации и способом её получения.

Счета используемые современными хозяйствующими субъектами разнообразны по структуре, содержанию, назначению. А значит, что для организации научно обоснованной системы бухгалтерского учёта, контроля, анализа финансово – хозяйственной деятельности, подготовки и принятия управленческих решений важное значение имеет научно обоснованная классификация счетов бухгалтерского учёта.