Файл: Счета и двойная запись (Сущность и значение бухгалтерских счетов и их строение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация счетов бухгалтерского учёта – это группировка счетов по наиболее существенным признакам, что позволяет обеспечить единообразие в отражении хозяйственных операций, сопоставимость и сводимость соответствующих показателей, даёт возможность определить «экономическую нагрузку» каждого счёта.

Любая классификация счетов бухгалтерского учёта должна отвечать основным требованиям:

  • быть полной, то есть все виды имуществ и хозяйственных операций должны получить отражение на счетах бухгалтерского учёта;
  • быть гибкой, то есть приспосабливаться к особенностям хозяйствующего субъекта;
  • отражать структуру имущества в соответствии с действующей нормативной базой.

Классификационные признаки счетов бухгалтерского учёта:

  • отношение к балансу;
  • связи с балансом;
  • уровню обобщения информации;
  • экономическому содержанию;
  • структуре и назначению.

По отношению к бухгалтерскому балансу: балансовые, забалансовые.

Балансовые счета – предназначены для учёта средств, принадлежащих данному хозяйствующему субъекту на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Они открываются на основании статей бухгалтерского баланса и имеют двузначный код.

Забалансовые счета – применяются для группировки и обобщения информации по таким объектам, которые не признаются активами или обязательствами, доходами или расходами в соответствии с бухгалтерским законодательством, но требуют обязательного контроля и анализа в целях управления и раскрытия информации в примечаниях к бухгалтерской отчётности[7].

Благодаря классификации счетов мы можем построить план счетов. План счетов – это систематизированный перечень применяемых счетов, в котором они группируются по разделам.

Все счета имеют наименование и код, а также к некоторым счетам предлагаются коды и наименования субсчетов. К тому же к плану счетов прилагается инструкция по применению. В инструкции даются характеристика каждого счета, взаимосвязь данного счета с другими счетами, объекты аналитического учета. Включая счета в план, бухгалтер руководствуется практическими нуждами, которые всегда противоречивы, поэтому в реальном плане счетов не удается последовательно выдержать классификационные основания, но для понимания счетов необходимо эти основания знать.

Подводя итог по данной главе, мы разобрали дебет и кредит, узнали про дебетовый оборот и кредитовый оборот, что такое Т-счет и для чего он нужен. Также разобрали, что счета делятся на активные и пассивные, в зависимости от характера отображаемых объектов, бывают синтетическими и аналитическими; Синтетические счета учитываются в денежном выражении, а аналитические счета учитываются в денежном и количественном выражении. Связующим звеном между аналитическим счетом и синтетическим счетом является субсчет. Узнали, что задачу по группировке счетов по наиболее существенным признакам выполняет классификация счетов, а также каким требованиям она должна отвечать и какими признаками должна обладать. Выяснили, что бывают балансовые и забалансовые счета и для чего они применяются; что благодаря классификации, мы можем построить план счетов, то есть систематизированный перечень применяемых счетов, который группируется по разделам: внеоборотные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция и товары, денежные средства, расчеты, капитал, финансовые результаты, забалансовые счета, – в каждом разделе плана счетов есть свои счета со своим кодом и наименованием, а встречаются такие счета, к которым прилагаются и свои субсчета, и они также имеют свои наименования и коды.


2. Корреспонденция счетов и бухгалтерские проводки

Все хозяйственный операции вызывают изменения капитала, источников его образования и обязательств. Поэтому между счетами, в которые записаны операции, возникает взаимосвязь. Эта взаимосвязь выражается в том, что дебет одного счёта сочетается с кредитом другого, давая в двух взаимосвязанных изменениях отражение одной и той же операции.

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счёта, которая возникает в результате двойной записи операций, называется корреспонденцией счетов, а сами эти счета – корреспондирующими счетами.

Прежде чем составить корреспонденцию счетов и отразить её методом двойной записи, необходимо:

  1. согласно содержанию хозяйственной операции определить: какие объекты участвуют, и какие счета затрагиваются;
  2. что они характеризуют: имущество (капитал) – актив баланса или источники его формирования, изменение обязательств – пассив баланса;
  3. какой из двух счетов по данной хозяйственной операции дебетуется, а какой кредитуется. [8, стр.4]

Корреспонденция счетов имеет свое экономическое значение, так как позволяет раскрывать основное содержание операции: если сделана запись по дебету счёта «Материалы» и кредиту счёта «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то можно сказать, что поступили материалы, но за него ещё не уплачено, и поэтому возрос долг перед поставщиком – кредитором (кредит пассивного счёта – тоже увеличение). Такое раскрытие содержания операции имеет контрольное и аналитическое значение.

Выражение корреспонденции счетов на основе конкретной хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой иди бухгалтерской записью.

Бухгалтерская проводка – это указание дебета и кредита счетов, проводимой хозяйственной операции, на которую следует на основании первичных документов отнести стоимостную оценку показателя, характеризующего конкретный хозяйственный факт.

Каждый факт хозяйственной жизни выступает в виде сообщения, реализуя принцип коммуникации. Осмысливая сообщение, бухгалтер квалифицирует факт как проводку, т.е. относит его к тому или иному определённому подмножеству – счёту. При этом соответствие элементов факта элементам подмножества должно быть достаточно полным. Теория в каждом отдельном случае устанавливает предел полноты.


Исходя из выше сказанного, в основе квалификации лежат две категории: факт и проводка. При этом факт – это элементарное сообщение о хозяйственной деятельности, он объективен и существует независимо от регистрирующего и анализирующего его субъекта, в данном случае бухгалтера, а проводка представляет собой описание элементарных фактов хозяйственной жизни, выделяя существенные свойства, присущие фактам. Проводка выступает как следствие квалификации факта субъектом, без которого она не существует и не может существовать.

При составлении бухгалтерских проводок необходимо придерживаться следующей логической схемы:

  • исходя из экономического содержания хозяйственной операции определить, какие объекты учета и какие счета затрагиваются этой хозяйственной операцией;
  • установить характер затрагиваемых счетов (установить, пассивные или активные это счета);
  • исходя из характера изменений в составе имущества или источников его образования, происходящих под влиянием хозяйственных операций, а также характера затрагиваемых счетов, определить дебетуемый и кредитуемый счета[9].

Бухгалтерские записи (проводки) могут быть выполнены тремя вариантами:

  1. Простые проводки (Л. Пачоли, 1494 г.) – один счёт дебетуется, другой счёт кредитуется в одинаковой сумме (этот вариант исходный, основной). Например, списаны материалы в основное производство: Дебет счёта «Основное производство», Кредит счёта «Материалы».
  2. Сложные проводки (Ди Пиетро, 1586 г.) – один счёт дебетуется, несколько счетов кредитуется или несколько счетов дебетуется, один счёт кредитуется. Например, а) списаны материалы в основное и вспомогательное производства: Дебет счёта «Основное производство», Дебет счёта «Вспомогательное производство», Кредит счёта «Материалы»; б) начислена заработная плата и страхование работникам основного производства: Дебет счёта «Основное производство», Кредит счёта «Расчёты с персоналом по оплате труда», Кредит счёта «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».
  3. Сборные проводки (Ф. Гельвиг, 1774г.) – несколько счетов дебетуются и несколько кредитуются. Например, начислена заработная плата и страхование работников основного и вспомогательного производств: Дебет счёта «Основное производство», Дебет счёта «Вспомогательное производство», Кредит счёта «Расчёты с персоналом по оплате труда», Кредит счёта «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».

Важно отметить, что сложные проводки всегда сводимы к простым (разложимы на простые), а сборные – нет, и именно поэтому в отечественной теории и практике сборные проводки запрещены[10].

По характеру отражаемых данных все бухгалтерские проводки делятся на:

  1. Реальные.
  2. Условные.

Реальные проводки показывают корреспонденцию счетов, отражающие данные хозяйственных операций и фактах и приводящие к изменениям в объектах бухгалтерского учета (например, оплата полученного сырья).

Условные проводки возникают как результат методологии учета, когда в действительности хозяйственная операция не осуществлялась, а проводка, указывающая корреспонденцию счетов и сумму записей по этой операции, выполнялась.

Условные проводки – это перенос данных с одного счета на другой.

3. Использование двойной записи в бухгалтерском учете

Приведем небольшой практический применение двойной записи.

К примеру два человека решили открыть свою компанию с уставным капиталом 500 тыс. рублей, используя метод двойной записи это будет выглядеть следующим образом по счету 80 уставной капитал сумма появится в колонке кредит, так как компания должна вкладчикам 500 тыс. рублей:

Сч.80

ДТ

СН

КТ

500

0

0

ДО

КО

0

СК

Но так как эти 500 тыс. рублей просто так не могу висеть в воздухе, а мы используем двойную проводку, то эта сумма должна у нас отразится на счете 75 субсчет 1 (Расчеты с учредителями/ расчеты по вкладам в уставной капитал)

Сч.75/1

ДТ

СН

КТ

0

0

0

ДО

КО

0

500

Сч.80

ДТ

СН

КТ

500

0

0

ДО

КО

0

СК

0

Этим мы показали, что деньги, которые внесли вкладчики не остались висеть в воздухе, то есть движение не остановилось на том, что образовавшаяся компания должна денег вкладчикам, а продолжили свое движение.

Рассматривая дальнейшее движение денег, например: первый вкладчик внес свои 300 тысяч рублей в кассу организации, а второй вкладчик перечислил на расчетный счет организации 200 тыс. рублей. Эти операции мы отразим на счете 75/1 по кредиту, так как происходит списывание денег с этого счета, а по счетам 50 и 51 по дебету, так как по счету 75/1 появляется задолженность перед счетами 50 и 51.

Сч.50

ДТ

СН


КТ

0

0

0

ДО

КО

0

300

0

СК

Сч.75/1

ДТ

СН

КТ

200

0

0

ДО

КО

0

500

300

0

СК

Сч.51

ДТ

СН

КТ

0

0

0

ДО

КО

0

200

0

СК

Производя данные операции мы увидели движение денег, и при этом ничего не потеряли, а чтобы убедиться в том, что все операции проведены правильно, мы должны посчитать сальдо конечно и если сальдо конечное по кредету и дебету совпадут, то значит, все проводки были сделаны правильно, и если учредители захотят сразу после переводов активов закрыть свою компанию, то движение активов, что у нас произошли, пройдут обратный путь.

Сч.80

ДТ

СН

КТ

500

500

0

ДО

КО

0

СК

500

Сч.75/1

ДТ

СН

КТ

200

500

500

ДО

КО

0

500

300

0

СК

Сч.50

ДТ

СН

КТ

0

0

300

ДО

КО

0

300

300

СК

Сч.51

ДТ

СН

КТ

0

0

200

ДО

КО

0

200

200

СК

В итоге у нас получилось сальдо конечно на конец отчетного периода по дебету равно 500 тыс.руб., а сальдо конченое по кредиту равно также 500 тыс.рублей. Не смотря на то, что в итоге те денежные средства, что внесли учредители, оказались на разных счетах, благодаря двойной проводке, мы не запутались, что откуда взялось, ничего у нас не пропало, и ничего нового не появилось.

Итак, двойная запись на счетах бухгалтерского учета имеет большое значение для контроля и правильного отражения хозяйственных операций. При помощи двойной записи выясняется характер операции, записываемой на тот или иной счет, а сопоставление содержания хозяйственной операции с ее корреспонденцией позволяет контролировать правильность учетной записи.

Заключение

Изучив тему плана счетов и двойной записи (проводки), мы разобрали, что такое план счетов, двойная запись. Закрепили терминологию связанную с темой, а также доказали на примере важность двойной записи.

Подводя итоги, можно сказать, что план счетов сильно помогает вести бухгалтерский учет хоть и кажется, что из-за плана счетов появляется «куча» работы, но он освобождает от поисков, где в данный момент находятся деньги, для чего они отложены, а так же мы знаем кому или кто нам заплатил, должны и т.п.

Не забудем и отметить важность двойной записи, в принципе, она нам показывает движение денег в организации, отражая нашу хозяйственную деятельность. Однако, еще в те далекие времена, когда не существовало бухгалтерского учета как науки, люди использовали двойную запись для облегчения запоминания долгов как перед человеком (купцом), так и кому должен данный человек. Выглядело это следующим образом, брали глиняную дощечку на нее наносили черточки в соответствии с размером долга, а потом ломали пополам, одна часть хранилась у кредитора, а вторая у заемщика, и при соединение этих половинок эти два человека, понимали, что именно он вам должен, пропала необходимость держать суммы долгов в уме.