Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения ( бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «АУДИТ-ИНВЕСТ-КОНСАЛД»
2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНЬЯ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
- Наставничество (менторинг, mentoring) - целенаправленная передача опыта;
- Коучинг (coaching) - раскрытие потенциала личности обучаемого;
- Тьюторство (tutoring)- сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику;
- Инструктаж -демонстрация приемов работы на рабочем месте;
Секондмент – заключается во временном переводе работника в другой отдел внутри организации. В настоящее время всё более популярна, становиться отправка на стажировку в другие компании, как правило, данные командировки оплачиваются, рассчитаны на полный рабочий день, длительность до двенадцати месяцев.
Шэдуинг – заключается в наблюдении за процессом труда, что позволяет выявить слабые стороны в профессиональной подготовке работника и составить программу обучения направленную на их устранение.
Баддинг – неформальное наставничество, при включении работника в процесс деятельности другого человека происходит взаимное обучение, советы и рекомендации передаются в двухстороннем порядке, поэтому иногда данный метод называют равноправным коучингом. Применяется для поддержки сотрудника в процессе адаптации к новому рабочему месту, развития поведенческих навыков, передачи информации между служащими, повышения эффективности преобразований в компании.
Наставничество – обучение личным примером, целенаправленная передача профессионального опыта, практическая передача навыков от более опытного работника к менее опытному. По ходу обучения опытный ментор делится своим подходом к решению бизнес задач, на примере ситуаций из прошлого, свой подход к решению тех или иных задач.
Коучинг – схож с наставничеством, но в отличие от него основан на организации самостоятельного поиска решения проблемы с помощью коуча, без предоставления обучаемому шаблонных решений производственных ситуаций. В процессе обучения обучаемый находит именно свое решения проблемы, а коуч задает наводящие вопросы, направляя его мышление и поиск тем самым стимулируя на самостоятельный поиск решений.
Тьюторство – один из видов наставничества, при котором в процессе дискуссии обсуждается опыт переноса полученных знаний, в повседневную практику обучаемого, а также вырабатываются эффективные способы поведения.
Инструктаж – проводиться специальным инструктором или опытным сотрудником, во время обучения работнику разъясняются и демонстрируются приемы работы непосредственно на рабочем месте.
Стротеллинг – заключается в обучении молодых сотрудников правилам работы в компании при помощи фактов, истории организаций. Данный метод начинает работать уже в процессе подбора персонала. Интервьюер рассказывает о компании, таким образом, подготавливая нового работника к корпоративной культуре, философии, традициям компании.
1.2.1. БИЗНЕС-ТРЕНИНГ
Бизнес-тренинг — это разновидность обучения, цель которой развитие трудовых знаний, умений и навыков команды или отдельного сотрудника компании. В настоящее время именно такая форма обучения наиболее популярна во всём мире[9].
Тренинг — это активная форма обучения, направленная на получение практического опыта, обратной связи, использование новых моделей поведения в безопасной атмосфере. Благодаря этому за сравнительно небольшой отрезок времени можно добиться очень высоких результатов.
Бизнес тренинги (тренинги навыков) – система обучения, направленная на формирование у учащихся навыков, например стандартов поведения или техники работы с возражениями. На бизнес-тренинге не ставится цель изменить нравственные и социальные установки, преодоление страхов, хотя иногда это происходит автоматически в ходе формирования определенного шаблона поведения. Например, развитие навыка продаж может повысить уверенность человека в себе. Эффективность бизнес тренинга (навыкового тренинга) достигается за счет краткого и емкого изложения теории и отработки на практических примерах. Для повышения эффективности используются различные приемы обучения и развития, такие как дискуссии, мозговые штурмы, бизнес симуляции, кейсы, социодраматические упражнения, командные игры, взаимное обучение, подвижные игры и так далее[9].
Бизнес-тренинги могут помочь:
- научиться техникам эффективных переговоров с потенциальными партнёрами;
- сформировать сплочённую и работоспособную команду;
- повысить уровень продаж;
- разработать оптимальную стратегию формирования и развития организации;
- выработать собственный оптимальный стиль работы в своей должности;
- научиться грамотно и профессионально распоряжаться собственными рабочими ресурсами
- и многое, многое другое.
Виды бизнес-тренингов
Как и в отношении любых других тренингов, семинаров и курсов, бизнес-тренинги будут эффективны, если чётко ставить задачи и подбирать то, что подходит именно вам. С определённой долей условности бизнес-тренинги можно разделить на четыре категории по типам решаемых на них задач.
- Тренинги для тех, кто хочет создать свой бизнес. Данный вид тренингов помогает структурировать собственные цели и задачи в области бизнеса, разработать пошаговую стратегию реализации своих идей и проектов. Не стоит ожидать от такого тренинга, что вам подскажут гениальную идею для создания бизнеса или поделятся каким-нибудь тайным секретом из серии "как заработать миллион". Успех вашего бизнеса зависит от вас, ваших идей, целеустремлённости и трудолюбия. А тренинг может помочь скорее с технической, организационной стороны.
- Тренинги эффективного управления. Данные тренинги, адресованы руководителям предприятий и подразделений. Они помогают участникам эффективно разрешать управленческие задачи, такие как:
- повышение мотивации сотрудников,
- эффективное управление персоналом,
- использование различных стилей руководства в зависимости от ситуации и т.д.
Нельзя сказать, что обучение этому нужно в обязательном порядке всем управленцам. Но если вы ощущаете сложности в данной сфере, тренинг сможет помочь получить конкретные навыки или просто посмотреть на проблему под другим углом.
- Тренинги, посвящённые гибкому реагированию на изменяющуюся обстановку. В условиях современной обстановки в бизнесе стало модным слово "антикризисный". Это не случайно — кризисы в нашей стране случаются с завидной регулярностью и компаниям, так или иначе, необходимо реагировать на постоянные колебания в экономике. Данные тренинги направлены на формирование более гибкой стратегии поведения, анализ текущей ситуации в бизнесе и выработке стратегии управления в условиях кризиса.
- Тренинги, направленные на формирование конкретных бизнес-навыков. Это, пожалуй, самая широкая категория. Тематика бизнес-тренингов может быть самой разной, например: эффективные продажи; искусство проведения переговоров; проведение презентаций; управление финансами на предприятии и бухучет.
Кроме того, бизнес-тренинги могут быть открытыми и корпоративными. На открытых тренингах могут присутствовать представители разных организаций, интересующиеся определёнными вопросами (например, эффективные продажи, тайм-менеджмент и т.д.). Корпоративные тренинги проводятся внутри компании и полностью адаптированы под потребности данной организации. Примером корпоративного тренинга может быть тренинг командообразования.
Итак, бизнес-тренинг — это возможность в короткие сроки обучиться навыкам, необходимым для успешного ведения бизнеса. Кроме того, тренинг может дать стимул к новым достижениям, зарядить коллектив энергией и помочь решить многие задачи.
Бизнес тренинг (тренинг навыков) подразделяется на следующие типы:
• Тренинг «Формирования навыка» – формирование и закрепление нужных навыков за счет задания правильного подхода к решению проблемы и повторения правильных моделей поведения.
• Тренинг «Индоктринация» (от английского слова indoctrination – наставление, воспитание) – вырабатывание правильной модели поведения, чаще всего используется для сотрудников с «нулевым» опытом.
• Тренинг «Мастерская» / «Бизнес симуляция» – разбор сложного случая как реального с последующей отработкой правильных навыков действий в таких случаях или поиск решения сложной проблемы с целью обмена опытом, создания банка идей.
• Тренинг «Новый опыт» – решение интересных задач, по итогам решения получение обратной связи, что формирует у участников творческий подход, объединяет группу.
• Тренинг «Центр развития/Зеркало» - тренинг, основанный на решении задач, после которых участники оценивают себя и друг друга, что дает возможность запланировать шаги по изменению своего поведения.
• Тренинг «Полигон» - обучение действием в ходе или на примере реального проекта, с рефлексивными и обучающими сессиями.
1.2.2. НАСТАВНИЧЕСТВО
Сейчас система наставничества в компаниях приобретает другие черты и продвигается в новые сферы, например наставничество в технической области. Наставники в основном полагаются на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков. Иначе говоря, учат тому, что знают сами.
Наставничество нужно для того, чтобы:
— поддерживать и поощрять осуществление обучения сотрудника;
— передавать знания, накопленные в организации, и нормы поведения, принятые в компании;
— раскрыть потенциал практиканта.
Преимуществом наставничества является возможность обучения прямо на рабочем месте. По сравнению с тренингом метод в целом более «индивидуализирован», но зачастую требует больше сил и времени.
Менторинг бывает персональным, групповым, коллективным. Чаще всего мы сталкиваемся с персональным менторингом, при котором один наставник ведет одного сотрудника. Это еще один плюс наставничества. Реже встречается групповой менторинг (один наставник ведет группу сотрудников) или коллективный (несколько наставников на одного или группу сотрудников).
Наставничество делает акцент на практическую часть. Более опытный сотрудник передает свои знания и навыки менее опытному. В идеале наставничество может происходить непрерывно.
Обычно наставником выступает более опытный сотрудник, обладающий знаниями и профессиональным опытом который помогает молодому и неопытному сотруднику преодолеть все трудности карьерного и социального роста. Молодой сотрудник в менторинге называется протеже. Это, как правило, менее опытный сотрудник, который, прислушиваясь к советам ментора, старается улучшить качество выполняемой им работы.
Задача наставника — провести ученика через несколько этапов развития.
Процесс развития человека:
- Неосознанная некомпетентность — человек не знает, что он не знает.
- Осознанная некомпетентность — человек знает, что он не знает и хочет узнать.
- Осознанная компетентность — человек знает, что он знает, но применение этого знания постоянно контролируется и осознается.
- Неосознанная компетентность — человек знает и применяет свое знание автоматически, на уровне навыков.
Цель наставника перевести стажера из состояния неосознанной некомпетентности в состояние неосознанной компетентности.
С примером такого развития человека мы сталкиваемся довольно часто. Например, в компанию пришел новый сотрудник. Он хочет работать по профессии.
На первом этапе он уверен в себе и еще не знает, с какими трудностями придется столкнуться — это этап неосознанной некомпетентности. Начав работать, он видит, что многое у него не получается, и, чтобы не потерять рабочее место, ему необходимо получить новые знания.
Он идет на курсы, занимается саморазвитием или работает с наставником. Это второй этап — осознанная некомпетентность.
Закончив обучение, сотрудник овладевает необходимыми знаниями, проходит испытательный срок и активно работает в компании, стараясь выполнять все так, как его научили на предыдущем этапе. Это осознанная компетентность.
Нарабатывая опыт, сотрудник начинает выполнять задания автоматически. Это 4 этап — неосознанная компетентность.
Чтобы наставничество было эффективным, следует соблюдать несколько правил.
Правила наставничества:
1. Старайтесь создать доверительные отношения с партнером.
2. Эффективнее работать «тет-а-тет». У каждого сотрудника свой наставник.
3. Правильная мотивация. Покажите обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объясните, что он учится для самого себя, для самосовершенствования. Научите его получать обратную связь от окружающих его людей, извлекать уроки из собственного опыта.
4. Научите его использовать все возможности для развития и роста.
5. Эффективная система поддержки. Подкрепляйте успехи обучаемого, поддерживайте упорство и желание получать новые знания и умения.
1.2.3. КОУЧИНГ
Коучинг - это новый продвинутый подход к развитию человечества. Очень простой, очень элегантный способ, работает почти для всех. Он помогает людям обучаться так, как они не занимались раньше[3].
Основные типы коучинга
Методика активации внутреннего потенциала настолько эффективна, что применяется во всех областях человеческой деятельности. Сегодня основными направлениями являются:
- лайф-коучинг – улучшающий жизнь клиента во всех проявлениях. Он особенно эффективен с людьми, занимающими активную жизненную позицию, но по каким-то причинам не находящим решения в сложной ситуации. Это не возможность переложить ответственность за выбор решения на коуча, а получение исключительно методической помощи;
- административный коучинг – направлен исключительно на руководителей крупных компаний, которые принимают ответственные решения. Особенность работы руководителя в том, что на управляемом предприятии он не имеет права быть некомпетентным в любом вопросе. Проблемы он должен решать с незаинтересованным специалистом в условиях строгой конфиденциальности;
- бизнес-коучинг – является разновидностью административного, но охватывает специалистов, подотчётных высшему руководству. Как правило, обучаемые имеют широкие полномочия по реализации принятых решений, но только после одобрения и проверки руководителем.