Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Теоретические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ И ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ И ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ МТЗ-СТАВРОПОЛЬ"
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО "Торговый Дом МТЗ-Ставрополь"
2.2 Анализ наличия и движения товарных запасов
2.3 Анализ динамики и структуры товарных запасов в ООО "ТД МТЗ-Ставрополь"
2.4 Анализ оборачиваемости товарных запасов
ВВЕДЕНИЕ
Торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
В деятельности торговой организации ежедневно происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров, таких как приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и другие.
Целью финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций заключается в приобретении товаров и реализации их третьим лицам с целью максимизации своей прибыли.
Возникающие таким образом товарные запасы представляют собой часть оборотных средств организации, которые временно не участвуют в обороте капитала.
Более того, в деятельности торговых организаций товарные запасы представляют собой основной актив компании. Большая часть денежных средств сосредоточена именно в этом виде актива.
Эффективное управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии является залогом повышения эффективности коммерческой деятельности.
Все выше изложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель работы - на основании проведенного исследования разработать предложения по совершенствованию управления товарооборотом и товарными запасами в организации.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами.
2. Провести анализ организационно-экономической характеристики предприятия.
3. Провести анализ наличия и движения товарных запасов.
4. Провести анализ динамики и структуры товарных запасов предприятия.
5. Провести анализ оборачиваемости товарных запасов.
6. Разработать мероприятия по совершенствованию управлению товарооборотом и товарными запасами предприятия.
Объектом исследования является торговая организация ООО "Торговый Дом МТЗ-Ставрополь".
Предметом исследования в курсовой работе является система управления товарооборотом и товарными запасами.
При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы:
- временной и структурный анализ,
- анализ коэффициентов (относительных показателей),
- сравнительный анализ.
Источниками для исследования послужили финансовые отчеты ООО "Торговый Дом МТЗ-Ставрополь" за 2016-2018 гг., нормативные документы бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность.
При написании работы использовались учебные и методические пособия, монографии, материалы периодической печати.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ И ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ
Торговая деятельность характеризуется комплексом макро- и микропоказателей, отражающих движение товарной массы в экономическом и географическом пространстве, различные стороны и проявления этого процесса. Эти показатели связаны между собой и образуют строгую иерархическую систему. Основным процессом торговой деятельности является купля-продажа товаров [1].
Товар - предмет (материально-вещественный и интеллектуальный продукт) или действие (т.е. услуга), обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи.
Торговый процесс проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, должен сменить своего собственника: от продавца перейти к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара, и всего лишь торговым посредником.
Оптовым товарооборотом называется продажа товаров торговым организациям для дальнейшей перепродажи, промышленным предприятиям товаров рыночного фонда для переработки, а также другим внерыночным потребителям (на экспорт, снабжение госбюджетных организаций) [19].
Розничным товарооборотом называется продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для конечного потребления [19].
Необходимым условием товарного обращения является наличие товарных запасов. Товарные запасы – это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализации.
Наличие товарных запасов на любом предприятии влечет за собой определенную работу по правильному управлению ими, такую как контроль за ритмичностью поставок, выбор наиболее экономичных путей движения товарных запасов и срок их хранения, оптимизация уровня товарных запасов.
Помощь в управлении товарными запасами оказывает статистика товарных запасов и товарооборачиваемости. Это объясняется тем, что задачи статистики товарных запасов и товарооборачиваемости в значительной степени ориентированы на обеспечение маркетинга достоверной исчерпывающей информацией, на выявление закономерностей состояния и поведения товарных запасов и протекания процесса товарооборачиваемости на рынке, а так же их влияния на рыночную ситуацию [2].
Стратегия должна быть эффективна и хорошо продумана.
Одновременно стратегия не должна быть непредсказуемой суммой изолированных решений. Скорее, каждое решение должно составлять часть продуманной и понятной стратегии [20].
Иначе работа только в одном направлении может оказаться контрпродуктивной для финансового состояния в целом.
Поэтому для успешной работы в области необходимо быть готовым к принятию сложных и компромиссных решений при выборе между несколькими конфликтующими возможностями [22].
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ И ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ МТЗ-СТАВРОПОЛЬ"
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО "Торговый Дом МТЗ-Ставрополь"
ООО «Торговый дом МТЗ-Ставрополь» является генеральным дистрибьютором ПО «Минский тракторный завод» г. Минск на территории Южного и Северо-Кавказского Федеральных округов РФ.
Уставный капитал общества составляет 500 000 рублей, показано в таблице 2.1.
Поступили заявления о выходе из состава учредителей ООО «Торговый дом МТЗ-Ставрополь» с просьбой выплаты действительной стоимости доли в уставном капитале: ЗАО «Трастбанк» г. Минск и ОАО «Ставропольагропромснаб» г. Михайловск СК.
Таблица 2.1
Уставный капитал общества
Учредители |
Доля в Уставном капитале (%) |
Доля в Уставном капитале (руб. РФ)на 16.02.2004 |
Доля в Уставном капитале(руб. РФ)с 29.03.2006 |
|
Уставный капитал |
100 |
100 000 |
500 000 |
|
1 |
ПО «Минский тракторный завод» |
60 |
60 000 |
300 000 |
2 |
ОАО «Ставропольагропромснаб» |
20 |
20 000 |
100 000 |
3 |
ЗАО «Трастбанк» |
20 |
20 000 |
100 000 |
Составлен расчет чистых активов.
Произведены выплаты причитающейся доли в уставном капитале учредителям в полном объеме и в срок.
После регистрации данной операции в налоговых органах, доля в 40 % Уставного капитала перешла ООО«Торговый дом МТЗ-Ставрополь».
Таблица 2.2
Уставный капитал общества
Учредители |
Доля в Уставном капитале (%) |
Доля в Уставном капитале(руб. РФ) с 08.10.2018г. |
|
Уставный капитал |
100 |
500 000 |
|
1 |
ПО «Минский тракторный завод» |
60 |
300 000 |
2 |
ООО«Торговый дом МТЗ-Ставрополь» |
40 |
200 000 |
Обществом созданы обособленные подразделения без открытия расчетного счета и самостоятельного баланса.
-Батайское подразделение, размещено в г.Батайске площадью 8242кв.м
-Верхнерусское подразделение, площадью 5965 кв.м.
-Краснодарское обособленное подразделение открыто 18.12.2018г. площадью 1000 кв.м. введена в эксплуатацию в 2018г.
Общая численность персонала 60 человек.
Рассмотрим изменения основных финансово-экономических показателей деятельности организации.
Динамику основных экономических показателей деятельности предприятияследует начинать с общего ознакомления с реализации, себестоимости прибыли от продаж и чистой прибыли предприятия, что позволяет в конечном итоге дать оценку финансовой устойчивости и ликвидности предприятия [3].
Динамика показателей, характеризующих финансовую устойчивость приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика основных экономических
показателей деятельности предприятия
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменения (+,-) 2018 от 2016 |
Темп роста, % 2018 от 2016 |
Изменения (+,-) 2018 от 2017 |
Темп роста, % 2018 от 2017 |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
2081849 |
1933743 |
1760322 |
-321527 |
84,6 |
-173421 |
91,0 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
2003948 |
1856194 |
1648644 |
-355304 |
82,3 |
-207550 |
88,8 |
3. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
29747 |
20398 |
43584 |
13837 |
146,5 |
23186 |
213,7 |
4. Чистая прибыль |
23481 |
10777 |
25933 |
2452 |
110,4 |
15156 |
240,6 |
5. Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
1076300 |
1274550 |
1630600 |
55430 |
151,5 |
356050 |
127,9 |
6. Среднесписочная численность работников, чел |
38 |
43 |
55 |
17 |
144,7 |
12 |
127,9 |
7. Выработка на одного работника, тыс. руб. |
54785 |
44970 |
32005 |
-22780 |
58,4 |
-12965 |
71,2 |
8. Среднемесячная заработная плата, тыс.руб. |
28323 |
29640 |
29647 |
1324 |
104,7 |
7 |
100,0 |
9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. |
82599 |
103465 |
122686 |
40087 |
148,5 |
19221 |
118,6 |
10. Фондоотдача, руб. |
25,20 |
18,69 |
14,35 |
-10,85 |
56,9 |
-4,34 |
76,8 |
11. Фондовооруженность труда на одного работника, руб. |
2173,66 |
2406,16 |
2230,65 |
56,99 |
102,6 |
-175,51 |
92,7 |
12. Рентабельность продаж |
1,43 |
1,06 |
2,48 |
1,05 |
173,4 |
1,42 |
234,0 |
Выручка имеет тенденцию к снижению. Так в 2018 году по сравнению с 2016 и 2017 годом выручка снизилась соответственно на 321527 тыс.руб., или на 15,4% и на 173421 тыс.руб., или на 9%.
Себестоимость также имеет тенденцию к снижению. Так в 2018 году по сравнению с 2016 и 2017 годом себестоимость снизилась соответственно на 355304 тыс.руб., или на 17,7% и на 207550 тыс.руб., или на 11,2%.
Прибыль от продаж за исследуемый период имеет тенденцию к увеличению. Так в 2018 году по сравнению с 2016 годом и 2017 годом прибыль от продаж увеличивается на 13837 тыс.руб., или на 46,5% и на 23186 тыс.руб., или в 2,137 раз.
Чистая прибыль также имеет тенденцию к росту за анализируем период. Так в 2018 году по сравнению с 2016 годом и 2017 годом чистая прибыль увеличивается на 2452 тыс.руб., или на 10,4% и на 15156 тыс.руб., или в 2,406 раз.
Фонд оплаты труда за исследуемый период растет. Так в 2018 году по сравнению с 2016 годом и 2017 годом фонд оплаты труда увеличивается на 55430 тыс.руб., или на 51,5% и на 356050 тыс.руб., или на 27,9%.
Среднесписочная численность работников исследуемой организации увеличивается. Так в 2018 году по сравнению с 2016 годом и 2017 годом среднесписочная численность работников увеличивается на 17 чел., или на 44,7% и на 12 чел., или на 27,9%.
Выработка на одного работника или производительность труда за исследуемый период снижается. Так в 2018 году по сравнению с 2016 и 2017 годом производительность труда снизилась соответственно на 32005 тыс.руб., или на 41,6% и на 12965 тыс.руб., или на 28,8%.
Среднемесячная заработная плата одного работника за исследуемый период растет. Так в 2018 году по сравнению с 2016 годом и 2017 годом среднемесячная заработная плата увеличивается на 1324 тыс.руб., или на 4,7% и на 7 тыс.руб., или на 0,01%.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов за исследуемый период растет. Так в 2018 году по сравнению с 2016 годом и 2017 годом стоимость основных производственных фондов увеличивается на 40087 тыс.руб., или на 48,5% и на 19221 тыс.руб., или на 18,6%.
Фондоотдача за исследуемый период снижается. Так в 2018 году по сравнению с 2016 и 2017 годом фондоотдача снизилась соответственно на 10,85 тыс.руб., или на 43,1% и на 4,34 тыс.руб., или на 23,2%.
Фондовооруженность труда на одного работника в 2018 году по сранвению с 2016 годом выросла на 56,99 руб., или на 2,6%, в 2018 году по сравнению с 2017 годом снижается на 175,51 руб., или на 7,3%.
Рентабельность продаж за исследуемый период растет.
Так в 2018 году по сравнению с 2016 годом и 2017 годом рентабельность продаж увеличивается на 1,05%, или на 73,4% и на 1,42%, или в 2,34 раза.